Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.06.2009 | Татьяна Становая

Автопрому указали путь

На прошедшей неделе глава Сбербанка Герман Греф дал интервью «Первому каналу». В нем он заявил, что у нынешней продуктовой линейки «АвтоВАЗа» перспектив нет, и предложил два возможных варианта развития предприятия. Первый – передача в управление Renault (концерну принадлежит блокпакет акций «АвтоВАЗа»). Второй - альянс с Magna и Opel. Напомним, что Сбербанк в настоящее время осуществляет сделку по покупке 35% акций Opel, канадский производитель автокомпонентов Magna будет владеть 20% акций. Планируется, что некоторые модели могут выпускаться на заводе ГАЗ, принадлежащем Олегу Дерипаске. Глава Сбербанка выразил надежду, что в течение полугода решение о будущем «АвтоВАЗа» будет сформулировано.

Это заявление Грефа вызвало большой резонанс. Фактически речь идет о признании тупиковым нынешнего пути развития «АвтоВАЗа». «АвтоВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России, лидер отрасли, который в последние годы испытывает большие трудности. Если традиционно продукция ВАЗа занимала достаточно большую прочную нишу на рынке, то с развитием потребительского кредитования, а также приходом в Россию иностранных производителей конкурентоспособность АвтоВАЗа начала быстро снижаться. В 2006 году доля российских автомобилей впервые уступила лидерство иностранным маркам. В середине 2008 года доля российских машин снизилась до 25% (по данным агентства «Автостат»). Тем не менее, LADA в середине 2008 года имела самую большую долю на рынке – 23%.

В условиях кризиса автомобильный рынок оказался одним из самых пострадавших. «АвтоВАЗ» был вынужден несколько раз останавливать конвейер. Ожидается, что в 2009 году АвтоВАЗ продаст вдвое меньше машин, а операционный убыток составит $136 млн. Эта ситуация в целом общая не только для российского автопрома, но и для всех мировых автогигантов. «АвтоВАЗ» обратился за эксклюзивной помощью к правительству и получил ее. В рамках посещения завода Владимиром Путиным в конце марта было объявлено, что АвтоВАЗ получит 700 млн рублей на поддержание рабочих мест, 300 млн - на развитие малого и среднего предпринимательства. Однако главная поддержка поступит из федерального бюджета в качестве имущественного взноса через «Ростехнологии». Около 25 млрд рублей «АвтоВАЗ» получит в качестве беспроцентной ссуды от госкорпорации. Кроме того, планируется, что 90 млрд рублей будут предоставлены госбанками. Заметим, что остальные автомобильные компании не получили даже малой части того, что получит АвтоВАЗ. Государство обещает гарантии ГАЗу, КамАЗу и ОАО «Соллерс» (собирает модели Ssang Yong и Fiat из машинокомплектов) на получение кредитов для реструктуризации задолженности. Однако пока не принято решения ни по одному из них.

Взамен помощи «АвтоВАЗ» утвердил антикризисную программу, по которой по итогам вложения 80 млрд рублей планируется выпустить 8-9 новых моделей автомобилей. Планируется также вложить средства в разработку новых коробок передач. Этим займется ООО «Катэ», принадлежащая супруге главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, который реально контролирует АвтоВАЗ. При этом заметим, что сама корпорация «Ростехнологии» находится сегодня в критическом положении. В интервью «Ведомостям» в конце мая сам Чемезов признал, что во всей подконтрольной ему организации нет и «2-3 абсолютно здоровых» предприятий. «Практически все в очень плохом состоянии, в предбанкротном - более 30%», - заявил он. По словам Чемезова, предварительная кредиторка предприятий составляет 600 млрд руб.Покупка Сбербанком и Magna Opel вызвали в СМИ на этом фоне много вопросов: неясно, каким образом Сбербанк будет кредитовать АвтоВАЗ, который оказывается прямым конкурентом ГАЗа, на котором планируется производить автомобили Opel. Возникали вопросы по поводу гарантированного сбыта автомобилей, а также мотивов вложений Сбербанком: являются ли инвестиции портфельными (с целью потом удачно перепродать) или стратегическими? Большинство экспертов склонялись к первому.Заявление Грефа в связи с этим стало сенсацией. Речь фактически идет о совершенно новой политике в автопроме России. В сущности Греф предложил новый подход, сутью которого является консолидация автопроизводительных мощностей (ГАЗ и АвтоВАЗ) и в рамках альянса с Opel и Magna, формирование единого гиганта.

Это предложение интересно и с политической точки зрения. Во-первых, это удар по позициям одной из самых влиятельных фигур в российской элите – Сергея Чемезова, который за последнее два года провел беспрецедентную экспансию в российской промышленности, создав госкорпорацию «Ростехнологии». Причем Чемезов до сих пор не терял поддержки политического руководства страны: корпорация продолжала развиваться при содействии Дмитрия Медведева (все ключевые Указы были подписаны уже после ухода Путина), а также Путина – при его личном участии АвтоВАЗ и получил поддержку. Причем не только финансовую, но и имиджевую – Путин купил себе один из автомобилей.

Президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин уже назвал заявление Грефа спорным. «Греф - известный и уважаемый человек, у него есть собственное мнение, но оно небесспорно», - прокомментировал его заявление Алешин. Он добавил, что компания довольна сотрудничеством со Сбербанком, и «хорошо, что Герман Греф держит проблемы автопрома «в фокусе». Фактически Алешин свел слова Грефа к его личному мнению, не имеющему отношения к выработке госполитики в отношении автопрома.

Во-вторых, заявление Грефа – это, пожалуй, один из самых болезненных ударов по госкорпорациям, среди которых «Ростехнологии» были едва ли самой влиятельной и «непоколебимой». Греф впервые, пусть и косвенно, поставил вопрос об эффективности госкорпорации в автопроме в условиях кризиса. Ранее судьба госкорпораций поднималась президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, который предложил упразднить эту форму некоммерческих организаций. Это стало настоящей сенсацией: действующие корпорации были созданы в период президентства Владимира Путина; это стало значимым элементом его экономической политики. С одной стороны, корпорации позиционировались как своего рода «точки роста», прорыва российской экономики: в них концентрировались огромные финансовые ресурсы и промышленные активы. С другой стороны, корпорации стали механизмом перераспределения собственности и «скрытой приватизации», вызвав неоднозначные оценки внутри правящей элиты и со стороны общественности.

В начале июня на эту тему высказался и президент Дмитрий Медведев. В своем интервью «Коммерсанту» он назвал «неправильным» способом «реформирование» экономики через создание госкорпораций. «Их жизнь должна быть конечна», - сказал он, приведя в пример фонд ЖКХ. «Другие корпорации, которые занимаются чистым бизнесом, должны быть, в конечном счете, приватизированы (кроме «Росатома»). Государственные корпорации должны превратиться в акционерные общества», - сказал президент.В правительстве и Кремле обсуждаются два варианта поддержки российского автопрома: первый – под руководством Чемезова, в альянсе с Renault, на базе АвтоВАЗа. Второй – создание единого гиганта, что означает фактически передел всего рынка. Конкуренция между двумя проектами значительно ужесточается, а споры выходят на политический уровень, что в итоге может принять концептуальный характер, превратившись в дискуссию между дирижистами и либералами. Причем первые могут опираться в большей степени на поддержку Путина, а вторые апеллируют к президенту.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net