Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

26.06.2009 | Светлана Самойлова

Неоправданный вердикт

Вчера военная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный вердикт по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Таким образом, суд удовлетворил кассационное представление Генпрокуратуры РФ. Уголовное дело направлено на новое рассмотрение. Однако со стороны Политковской решение суда вызвало негодование: семья погибшей журналистки считает, что дело надо заново расследовать и искать реально виновных.

Напомним, что 20 февраля Московский окружной военный суд на основании вердикта коллегии присяжных заседателей вынес оправдательный приговор подозреваемым в причастности к убийству Анны Политковской. Это стал настоящей сенсаций, хотя дело Политковской разваливалось с самого начала. В 2007 году генпрокурор Юрий Чайка заявил, что есть 11 подозреваемых, из которых 10 задержаны. Вскоре был задержан 11-й — экс-сотрудник столичного УБОПа Сергей Хаджикурбанов. Однако в итоге обвинения предъявили лишь трем фигурантам: братьям Ибрагиму и Джабраилу Махмудовым (по версии следствия, помогавшим убийце), Хаджикурбанову (ему вменяется организация преступления) и бывшему подполковнику московского УФСБ Павлу Рягузову. Остальных фигурантов переквалифицировали в свидетели. Уже тогда было понятно, что у следователей практически нет доказательств вины подозреваемых, даже несмотря на то, что и родственники Политковской, и руководство «Новой газеты», которое проводило свое расследование, соглашаются с мнением следствия о причастности подозреваемых к убийству.

У следствия не было главного – заказчика преступления или, как минимум, внятной версии убийства. Сначала неофициально сообщалось (об этом писал «Коммерсант»), что заказ поступил лазанской преступной группировке, лидером которой являлся чеченский «авторитет» Хож-Ахмед Нухаев (находится в розыске за убийство главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова). Затем, по другой версии, заказ на убийство получил дядя братьев Махмудовых Лом-Али Гайтукаев летом 2006 года. Однако, будучи осужденным, он передал этот заказ Сергею Хаджикурбанову. Ни то, ни другое доказать не удалось. Но самое главное, что версия о заказчике была чрезмерно политизирована самой прокуратурой и СКП: сообщалось, что к убийству могут быть причастны политэмигранты, якобы заинтересованные в «очернении» российской власти в глазах Запада. Эта версия была совершенно оторвана от непосредственного дела и его фигурантов.

Не удавалось доказать вину самого главного фигуранта – Сергея Хаджикурбанова. Адвокаты показали, что он ни до убийства, ни после не находился в районе Лесной улицы (для этого были представлены распечатки его мобильных разговоров). Свидетели, в свою очередь, утверждали, что Хаджикурбанов никогда не встречался с братьями Махмудовыми. Наконец, уже за несколько дней до оглашения вердикта возник скандал: Хаджикурбанов заявил, что следствие просило его дать показания против Бориса Березовского в обмен на свободу. Наконец, не удалось доказать причастность к преступлению и Павла Рягузова. Он проходил по отдельному эпизоду, не связанному с убийством. Рягузов был арестован за два месяца до «раскрытия» преступления по подозрению в превышении должностных полномочий. Следствие считало, что Рягузов оказал помощь в установлении адреса Политковской, и соответствующие показания самого бывшего подполковника были представлены. По версии обвинения, к Рягузову обратился за информацией экс-глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев (дело против него затем было прекращено), но Рягузов якобы сумел узнать для него только адрес регистрации журналистки. На суде Рягузов от своих показаний отказался, поясняя, что дал интересующие сведения в обмен на смягчение обвинения по другому уголовному делу, где он проходит в качестве обвиняемого. Не смогло следствие найти и исполнителя. В качестве подозреваемого назван брат Махмудовых Рустам, который находится в розыске.

На этом фоне потерпевшая сторона требовала не столько наказания обвиняемых, сколько нормального расследования, поиска заказчика и исполнителя. Оправдание подозреваемых в убийстве стало также поводом для обвинений российских властей в нежелании прилагать все усилия к расследованию. Проще осудить второстепенные лица в преступлении, чем раскрывать его полностью, считает потерпевшая сторона. Осуждение нынешних подозреваемых, получатся, это возможность заявить о раскрытии громкого дела. Правозащитники отмечают, что полное раскрытие преступления бросает тень на российские спецслужбы.

Теперь обвинение, ссылаясь на процессуальные нарушения, добилось пересмотра приговора и нового рассмотрения дела в суде. Заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов заявил, что ело об убийстве Политковской «касается далеко не основных его фигурантов». «Нас больше интересует заказчик, киллер и все основные участники и организаторы этого убийства», - отметил Соколов. Защита обвиняемых по делу Политковской намерена обжаловать решение об отмене оправдательного вердикта, в том числе в Европейском суде по правам человека. Адвокат семьи Политковской Анна Ставицкая также не видит оснований для отмены оправдательного вердикта. «То обстоятельство, что мы не обжаловали приговор, свидетельствует о том, что сторона потерпевших была полностью согласна с вынесенным вердиктом. Оснований для отмены приговора не было», - заявила она. Зато для прокуратуры и следствия такие основания имеются: ведь надо предъявить хоть кого-то обществу и заявить, что дело успешно раскрыто.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net