Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.08.2009 | Светлана Самойлова

Показательное спасение

Российские власти с гордостью рапортуют о том, что пропавший сухогруз Arctic Sea найден. Сегодня министр обороны России Анатолий Сердюков доложил президенту Дмитрию Медведеву, что захватчики сухогруза арестованы. Ранее было известно, что экипаж освобожден и допрашивается российскими правоохранительными органами. Никто из них не пострадал. Однако подробности случившегося до сих пор никому не понятны и история остается одной из самых темных. То, что в России представляют как большой успех российского государства, в западных СМИ выглядит как разборка хозяйствующих субъектов и возможно мафии.

Впервые о том, что судно исчезло, широкой публике стало известно 8 августа. Как сообщал «Морской бюллетень - Совфрахт», сухогруз Arctic Sea с российским экипажем исчез в районе побережья Португалии в Атлантике, на пути в Гибралтар. Судно направлялось в алжирский порт Беджайя и должно было прибыть туда 4 августа, но с 28 июля исчезло – нет связи, нет данных о его местонахождении, ни у судовладельца, ни у родственников. Сообщалось, что сухогруз ищут все службы, в том числе ФСБ и ГШ ВМФ. Известно, что перед исчезновением, 24 июля, группа бойцов, представившихся как полицейские, атаковали сухогруз. Атака произошла вблизи шведского острова Оланд в Балтийском море. Нападение произошло ночью около 3-х часов местного времени, вооруженные огнестрельным оружием бандиты подошли к судну на лодке (видимо типа Зодиак), они были одеты в черное с масками на лицах. Экипаж связали и далее в течение 12 часов бандиты что-то искали. Нашли они что искали или нет, и что именно они искали, остается неизвестным. Они покинули судно – насколько известно, ничего не взяв у экипажа – ни денег, ни вещей. Затем оно исчезло.

На протяжении почти 10 дней мало кто понимал, что реально происходит с судном (да и сейчас тоже). Постоянно появлялись сообщения о том, что судно видели то в одном месте, то в другом. По вычислению главного редактора «Морского бюллетеня» Михаила Войтенко, судно исчезло в районе Португальского побережья. Войтенко, несколько лет занимающийся проблемами пиратства, сообщает, что «захватить в водах Европы судно с какой-то преступной целью абсолютно невозможно». Выяснилось также, что груз пиломатериалов стоимостью $1,8 млн принадлежит крупнейшему европейскому производителю бумаги компании Stora Enso Oyj. Затем появились сообщения, что судно захвачено. «Морской бюллетень – «Совфрахт» сообщало, что последними, кто разговаривал с экипажем сухогруза Arctic Sea, были офицеры береговой охраны Великобритании, в тот момент, когда сухогруз проходил Ла-Манш, выясняется, что он говорил либо с одним из похитителей судна, либо с моряком, говорившим под дулом автомата». По рации с судна сказали, что у них все в порядке, что они следуют из Якобстадт (финский порт) в Беджайя (Алжир).

Панику начали поднимать и жены членов экипажа. Они обратились к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой использовать все имеющиеся возможности для обнаружения судна. «Мы также просим сделать официальный запрос на поиски судна странам западной Европы, у берегов которых это судно пропало. Нам важно, чтобы наши родные вернулись домой целыми и невредимыми», – говорится в заявлении.

К этому времени версия о том, что сухогруз захвачен пиратами, стала едва ли не единственной. Финская компания Solchart Management, владелец сухогруза Arctic Sea, на борту которого находится российский экипаж, вскоре получила требование от пиратов заплатить выкуп за освобождение судна. Интерпол 12 августа предупредил все страны, входящие в эту международную организацию полиции о том, что сухогруз Arctic Sea захвачен морскими пиратами, сообщила береговая охрана Великобритании. Судно было захвачено в водах Балтики и продолжает сейчас удерживаться пиратами. Это первый подобный случай, произошедший за последние шесть десятилетий в водах Северной Европы. Тогда же президент России Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову принять все необходимые меры по обнаружению и освобождению пропавшего корабля.

Именно с этого момента начала мобилизация всей государственной мощи (в том числе и пропагандистской) для поиска сухогруза. «Во исполнение указания президента Дмитрия Медведева все корабли и суда ВМФ России, находящиеся в акватории Атлантики, направлены на поиски пропавшего судна Arctic Sea», – сказал главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. «Среди этих кораблей – сторожевой корабль «Ладный» и две атомные подводные лодки», – уточнил он.

Параллельно стали появляться некоторые подробности. Как сообщал представитель морской службы Мальты, поднявшаяся 24 июля на борт сухогруза Arctic Sea группа людей, выдававших себя за сотрудников службы Швеции по борьбе с наркотиками, вела себя угрожающе и пыталась запугать команду судна. По его словам, «неизвестные были одеты в одинаковую форму с нанесенной на ней надписью – «полиция». На их лицах находились маски. Вооружение группы состояло из огнестрельного оружия – винтовок и пистолетов». В какой-то момент на борту сухогруза произошел инцидент, в ходе которого три члена экипажа получили травмы. Моряки были связаны, им завязали глаза. Команда Arctic Sea также была допрошена неизвестными на предмет возможного нахождения на борту судна наркотиков. При этом против моряков была применена сила. По информации шведской газеты «Метро», капитан Arctic Sea в ходе последнего радиоконтакта в береговой охраной Швеции назвал поднявшихся на борт лиц «похожими на элитных американских солдат, очень профессиональных». «Они заявили, что ищут кокаин, который, по их словам, мог быть доставлен на борт судна в Калининграде», - отметил он. - При этом люди были одеты в черную форму и говорили по-английски с акцентом».

После прохождения Ла-Манша находившиеся на Arctic Sea могли отключить или вывести из строя систему автоматического распознавания судна, сообщили британская и французская береговые охраны. Генеральный секретарь профсоюза моряков Nautilus International Марк Дикинсон сказал: «Очень сильное беспокойство вызывает тот факт, что судно, которое могло быть захвачено похитителями, спокойно прошло через самую оживленную морскую артерию мира, никто не поднял сигнал тревоги и не пошел на перехват». Он считает, что международные организации «вряд ли проявили бы подобное безразличие в случае, если бы речь шла о воздушном корабле».

13 августа «Морской бюллетень» сообщил, что в Атлантическом океане сторожевой корабль «Ладный» преследует судно, похожее на Arctic Sea. 14 августа в публичное пространство попало НАТО, который, как выяснилось, оказывало серьезную помощь российскому ВМФ. Об этом указывает и достаточно активное участие постпреда России при НАТО Дмитрия Рогозина. Вскоре стало известно, что по данным береговой охраны Кабо-Верде, судно Arctic Sea находится в 740 км от островов Зеленого мыса. Правда, российские посол опроверг это, указав, что в поисках судна Arctic Sea участвуют российские корабли и подводные лодки, используются спутники и другие средства поиска и наблюдения.Вчера, наконец, Минобороны России доложило об обнаружении Arсtic Sea. Сухогруз Arсtic Sea обнаружен недалеко от Островов Зеленого Мыса, экипаж жив и перемещен на другое судно. Об этом доложил министр обороны России Анатолий Сердюков президенту страны Дмитрию Медведеву. Дмитрий Рогозин, в свою очередь, сообщил, что операция по спасению Arctic Sea прошла «максимально успешно». Все 15 членов экипажа сухогруза живы и находятся на российском противолодочном корабле «Ладный», где с ними проводятся следственные действия. «Эта операция войдет в хрестоматию, как по осуществлению действий оперативного плана, так и операций информационного прикрытия», - подчеркнул Рогозин. Он пояснил, что в ходе операции в СМИ «сознательно выпускались иные версии происходящего, которые не позволили вычислить истинные действия российских военных». «Российская сторона не только продемонстрировала свои оперативные возможности действовать в любой точке мира, мы показали оперативную совместимость с возможностями важных мировых игроков, в том числе и НАТО, которая помогла нам перепроверить точную информацию о местонахождении сухогруза», - сказал Рогозин, подчеркнув, что российскому военному руководству «удалось точно рассчитать оптимальный ход движения военных кораблей, которые смогли перехватить сухогруз до приближения к берегу, в оптимальное время суток». В свою очередь высокопоставленный военный источник в Брюсселе подтвердил информацию, что НАТО, «находилась в тесном контакте с российской стороной, передавая русским коллегам оперативные данные по отслеживанию судна». Он также отметил, что «непосредственного участия в операции по блокированию сухогруза корабли НАТО не принимали».

Захватчики российского сухогруза Arctic Sea взяты под стражу. Среди них, по словам Анатолия Сердюкова, были граждане Эстонии, Латвии и России. «В результате следственных действий было установлено, что 24 июля в 23:00 мск к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились 4 гражданина Эстонии, 2 гражданина Латвии и 2 гражданина России. Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт Arctic Sea и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений», - сказал Сердюков. Затем судно двигалось по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование». При этом директор финской компании Solchart management Ab OY, в управлении которой находится судно, Виктор Матвеев опроверг данные о том, что за судно требовался выкуп.

Западные СМИ склоняются к тому, что в данном случае имело место разборка между российскими хозяйствующими субъектами или вовсе тут замешана «русская мафия». В любом случае как доблестная операция по спасению это не выглядит. В России же, напротив, власть пытается представить это своим успехом и воспользоваться ситуацией, чтобы показать жизнеспособность ВМФ и способность действовать едва ли не по всему Мировому океану. Однако в данном случае бесспорно пока одно - здесь России и НАТО действовали совместно и этот позитивный опыт, безусловно, будет вкладом в развитие отношений Москвы и альянса.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net