Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.04.2005 | Татьяна Становая
ТЯНУТ-ПОТЯНУТ - ВЫТЯНУТ ЛИ ВЕТКУ?
21-22 апреля министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко совершил визит в Японию. Одной из тем переговоров было строительство нефтепровода из Восточной Сибири на Находку (бухта Перевозная). 5 апреля помощник президента России Виктор Иванов совершил визит в Китай, по итогам которого сообщил о достижении договоренности построить нефтепровод до Китая.
Напомним, что в 2003 году в правительстве развернулась дискуссия о том, в каком направлении строить нефтепровод с месторождений Восточной Сибири. Компания ЮКОС тогда лоббировала строительство нефтепровода Ангарск-Дацин. Однако "Роснефть" и "Газпром" при поддержке полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К.Пуликовского предложили концепцию разработки месторождений Восточной Сибири, предполагающей создание государственного консорциума. Это означало бы долевое участие в разработке месторождений, пересмотр лицензионных соглашений с частными компаниями, то есть реализацию новой госполитики в сфере ТЭКа, означающей доминирование интересов государства. Тогда и возникла идея строительства трубопровода на Находку в Японию и страны АТР: ее поддержала компания "Транснефть". Кроме того, у главы "Роснефти" Сергея Богданчикова были хорошие связи с японскими властями, сложившиеся еще в 90-е годы, когда он руководил сахалинской "дочкой" "Роснефти". Направление на Китай тогда было прерогативой "ЮКОСа
", который являлся единственной компанией, экспортирующей нефть в эту страну.
Два года правительство не могло определиться с направлением строительства трубопровода. Китай был крайне заинтересован в строительстве ответвления на Дацин и даже предлагал профинансировать проект. Однако даже после переговоров по ВТО (когда шел торг и по вопросам, не имеющим прямого отношения к вступлению России в эту организацию), Китай был вынужден признать, что нефть будет доставляться железнодорожным транспортом, а не по трубопроводу. Японии же объявили, что строительство нефтепровода на Находку - вопрос решенный. Однако окончательно никаких решений правительство так и не приняло.
Однако пока шли споры, компания ЮКОС лишилась своего главного добывающего предприятия - "Юганскнефтегаза", которое и поставляет нефть в Китай. Сейчас ЮНГ контролируется "Роснефтью", председателем совета директоров которой является заместитель руководителя президентской администрации Игорь Сечин. Объективно новые владельцы ЮНГ становятся преемниками интересов компании ЮКОС, а значит, уже заинтересованы в экспорте нефти в Китай.
3-5 апреля состоялся визит в Китай помощника президента России Виктора Иванова, которого вместе с Сечиным причисляют к "питерским чекистам". Возможно, он как раз представлял интересы "Роснефти". Как заявил журналистам по итогам визита Виктор Иванов, Россия и Китай урегулировали все вопросы, связанные с поставками нефти в КНР. "Одно время, видимо, из-за недостатка информации, было определенное напряжение, связанное с известной нефтяной компанией. Эти озабоченности полностью сняты", - заявил он. По его словам, строительство ветки нефтепровода от Сковородино в направлении Китая позволит "в ближнесрочной перспективе увеличить количество поставляемой нефти до 20-30 млн.т." "В дальнейшем поставки в этот регион, в том числе и танкерным флотом, будут доведены до 80 млн.т., - сказал помощник президента. - В Китае очень признательны, что Россия приняла конкретные и понятные решения о сотрудничестве". Здесь же он добавил, что строительство нефтепровода от Тайшета в бухту Перевозная придаст импульс развитию инфраструктуры во всем регионе. Очевидно, что Виктор Иванов говорит о строительстве ответвления до Китая как о решенном деле, но в тоже время признает и стратегический характер трубы до Находки.
Спустя несколько недель тема трубопровода была поднята министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко в Японии. 22 апреля он заявил, что не существует проблемы выбора между "японским" и "китайским" маршрутами нефтепровода, поскольку российское правительство приняло решение о постройке трубопровода по маршруту Тайшет - бухта Перевозная. "Осуществление первого этапа реализации проекта строительства нефтепровода Тайшет-Находка потребует как минимум два с половиной года и порядка 6 млрд долларов", - отметил министр. По словам Христенко, рабочий вариант предполагает, что до тех пор, пока трубопровод не будет проложен до Находки, от Сковородино можно будет доставлять туда нефть по железной дороге. Несколько ранее (20 апреля) Виктор Христенко сказал более точно: в ходе реализации проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" планируется построить нефтеналивную эстакаду в пункте Сковородино. В бухте Перевозная будет построена аналогичная эстакада, которая "позволит от Сковородино на побережье доставлять нефть железнодорожным транспортом", а также нефтеналивной терминал. "При этом возможна и доставка нефти трубопроводным транспортом в Китай", - сказал министр. Из слов Христенко следует, что в первую очередь трубу будут строить в Китай, а в Японию нефть станут доставлять по железной дороге.
Официально правительство России еще 31 декабря 2004 году определилось, что будет строительство трубопровода Тайшет-Находка с ответвлением на Дацин. Однако для реализации этого решения необходимо провести экспертизы, по результатам которых планируется принять окончательное решение. Однако здесь возникает ряд проблем - как объективного, так и субъективного характера. Первые связаны с вопросами финансирования столь масштабного проекта, а также загрузки трубопровода. Эксперты утверждают, что транспортировать нефть одновременно в Японию и Китай невозможно: для этого надо разведать и разработать месторождения в Восточной Сибири, что также требует времени, а также желания со стороны российских компаний и инвесторов, в том числе японских. Пока это является главной проблемой. Тем более что продажа ЮНГ изменила ситуацию: теперь часть президентского окружения хочет экспортировать нефть в Китай из Западной Сибири.
Очевидно, что интересы конкретных игроков на российском нефтяном рынке встроены в общую систему государственных приоритетов в отношениях с Японией и Китаем. При этом проблемными являются два основных вопроса: на каком этапе строить "ветку" на Дацин (если вначале, то маршрут на Находку может стать невыгодным) и где взять нефтяные ресурсы для двух направлений.
Россия сейчас не может в открытую говорить о приоритете китайского или японского направления: это негативно скажется на отношениях с Японией, которую Владимир Путин скоро должен посетить с визитом. Более того, на фоне напряженности японо-китайских отношений явное предпочтение Китаю может серьезно сказаться на отношениях России и Японии. Тем самым, в ближайшее время руководство России, очевидно, будет придерживаться тактики обещаний и китайской, и японской сторонам, тем более что в нем, как представляется, нет единства по этому вопросу.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.