Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

28.12.2009

Сергей Толстов: «В украинской избирательной кампании назревает коренной перелом»

До выборов Президента Украины осталось менее месяца. Накал страстей увеличивается. Каждая из двух ведущих политсил – Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) и Партия регионов (ПР) – демонстрирует решимость одержать и – что самое главное – удержать победу в первом и практически неизбежном втором туре. Непредсказуемость ситуации заключается в том, что нынешняя премьер-министр Украины и один из главных кандидатов на пост президента Юлия Тимошенко увеличивает по рейтингам свое отставание от лидера гонки – главы Партии регионов Виктора Януковича. Разрыв – примерно 15% в первом туре и до 20% - во втором. Не ясно, что Тимошенко собирается с этим делать. Поэтому за разъяснениями мы обратились к специалисту - директору Института политического анализа и международных исследований, ведущему научному сотруднику Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергею Толстову.

- Переломить кампанию в пользу Тимошенко или окончательно погубить ее перспективы стать Президентом могут голоса колеблющихся избирателей (по разным оценкам – от 10% до 20%). Как она или Партия регионов собираются их привлечь?

Очевидно, что при прогнозируемом выходе во второй тур В.Януковича и Ю.Тимошенко разработка мобилизационной стратегии представляется особо важной и необходимой. Похоже, в контексте второго тура президентских выборов и Блок Юлии Тимошенко, и Партия регионов четкой стратегии мобилизации избирателей не имеют. Впрочем, у БЮТа определенные заготовки есть, а сама стратегия кампании была разработана еще весной и летом 2009 г.

Положение БЮТ и ПР в контексте нынешних выборов весьма различное. Для БЮТ главная идея президентского проекта заключается в создании фиктивного образа Ю.Тимошенко как успешного руководителя плюс к этому подключение полного набора эмоциональных и иррациональных импульсов. БЮТ намерен играть второй тур как бледную копию выборов 2004 года под лозунгом «весь Майдан против Януковича».

Главная задача БЮТ – в попытке восстановить весь набор предубеждений в отношении В.Януковича и вновь инспирировать волну ненависти против «донецких», по принципу чем больше – тем лучше. Акценты переносятся со всех донецких (поскольку шахтеры являются важной целевой группой электората) преимущественно на олигархов и зажиточные круги, которые вынужденно сокращают занятость и урезают зарплаты (социальный подтекст).

Соответственно, в канун Нового года премьерша покупает услуги пожилой примадонны, что должно подсказать избирателю, что она (премьерша) вроде бы не собирается ломать граждан через колено, навязывая им чуждые социокультурные стереотипы, и что она, вроде бы, «такая как все».

Перед вторым туром можно ожидать мощного выброса тотальной дискредитации В.Януковича с тем, чтобы убедить колеблющихся не голосовать за него ни при каких обстоятельствах. Ожидаемый лозунг – приди и проголосуй, чтобы не допустить В.Януковича к посту президента.

Будет также повторен стереотип объединения части проигравших кандидатов вокруг Ю.Тимошенко, будет усилена личная обработка граждан в ходе прямой агитации и т. п.

- Получается, что в условиях жесткого экономического кризиса, Тимошенко будет играть на иррациональных мотивах избирателей. На чем же «регионалы» могут отмобилизовать массы в период первого и особенно второго туров? И будут ли они так же использовать чувственные мотивы?

Прогнозировать активизацию кампании со стороны штаба Партии регионов пока довольно сложно. Среди депутатов ПР доминирует точка зрения, что кризис и бездарная политика правительства являются достаточными основаниями для победы лидера ПР. Иррациональные импульсы штаб ПР задействовать не сможет. Похоже, он к этому явно не готов.

Для использования рациональных и разъяснительных моментов, время стремительно уходит. ПР следовало потратить осень на объяснение людям ситуации в стране, презентацию альтернативной версии политики, убеждение людей в своей способности найти выход Украины из кризиса. На деле эту нишу заняли новые претенденты на роль мессии.

ПР по непонятным с точки зрения здравого смысла причинам уступила БЮТ инициативу в разыгрывании коррупционной тематики, хотя поводов для дискредитации правительства в связи с коррупционными схемами более, чем достаточно. Но штаб ПР даже не удосужился использовать данные, предоставленным Счетной палатой.

Следовало также более серьезно отнестись к международному позиционированию и развитию контактов с наиболее важными внешними субъектами, включая Вашингтон и Брюссель.

Новогодние праздники создают неизбежную паузу в ходе агитационной кампании. Поскольку Ю.Тимошенко будет мелькать в новогоднем карнавале, это более выгодно ей, чем Януковичу.

Избирательную кампанию ПР после первого тура может оживить сложная комбинация действий, включающая несколько приемов:

- объединение в поддержку В.Януковича серьезных политических групп, имеющих авторитет среди избирателей,

- четкая оценка ситуации в стране в результате политики нынешнего правительства («урок правды»),

- декларирование короткой и реалистичной президентской программы.

Впрочем, любые изначальные схемы будут корректироваться в ходе кампании, поскольку в ней участвует и третья сторона в лице президента В.Ющенко, который сохраняет потенциальную возможность спутать карты обоим основным игрокам.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net