Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.02.2010 | Сергей Расов

Расследование пустили по «иранскому следу»

В конце минувшей недели газета Bangkok Post сообщила, что прокуратура Таиланда приняла решение снять обвинения с экипажа самолета Ил-76, задержанного по подозрению в перевозке оружия из Северной Кореи. По словам представителя суда Каясита Писсаванпракана, подозреваемые могут быть отпущены на свободу, если прокурор согласится с решением суда не предъявлять обвинения, так как вменяемые преступления пилотам не касались Таиланда. Затем появилась информация, что прокуратура отложила до 11 февраля решение о судьбе пятерых членов экипажа самолета…

Ранее экипажу предъявлялось обвинение в незаконной перевозке взрывчатых веществ и оружия. В результате летчики могли получить не только пожизненное заключение, но и быть приговорены к смертной казне, согласно тайскому законодательству. Напомним, что в середине декабря прошлого года в Таиланде был задержан самолет Ил-76 с бортовым номером N4L-AWA, которым управлял экипаж в составе бортпроводников Александра Зрыбнева, Виктора Абдуллаева, Виталия Шумкова и командира Ильяса Исакова. Все они граждане Казахстана. В составе экипажа также гражданин Беларуси Михаил Петухов. Самолет направлялся из КНДР. В Бангкоке сел для дозаправки, где и был задержан, а экипаж арестован.

В свою очередь летчики на допросе заявили, что знать не знали о военном грузе, перевозили опечатанное буровое оборудование и на погрузке не присутствовали. (По авиационным документам они не имеют права вскрывать ящики и коробки и проверять их содержимое). Соответственно им предъявили обвинение в заведомо ложной информации о грузе и незаконной транспортировки оружия. Власти Таиланда отказались выпустить летчиков под залог. По предварительным данным, на борту самолета было стрелковое оружие, взрывчатка, гранатометы и даже переносные зенитно-ракетные комплексы. Издание The Nation сообщило, что груз предназначался для Украины. Якобы на допросе об этом сообщил Михаил Петухов. МИД Белоруссии в свою очередь сообщило, что не знает о таком летчике как Михаил Петухов. По информации «Интерфакса», Петухов работал в белорусской авиакомпании «Трансавиаэкспорт» бортовым инженером, но в 1998 году уволился по собственному желанию. Позднее командир экипажа Ильяс Исаков заявил, что самолет летел на Украину.

Что касается собственно самолета, то оказалось, что Ил-76 раннее принадлежал Казахстану, но в октябре 2009 года был продан Грузии, об этом сообщил председатель комитета гражданской авиации Минтранскома РК Радильбек Адимолда. По словам чиновника, «самолет был передан 7 октября этого года казахстанской авиакомпанией «Бейбарс» грузинской авиакомпании «Аir west Georgia» и с этого времени исключен из государственного реестра нашей республики», а в том, что четверо членов экипажа являются гражданами Казахстана, ничего необычного нет, так как «во всем мире экипажи нанимаются по найму любой авиакомпанией. Все они граждане Казахстана, которых наняла грузинская сторона». По его словам, экипаж ранее работал в казахстанской частной авиакомпании East Wing и находился в отпуске без содержания. Иначе говоря, Казахстан отношение к летчикам и самолету не имеет. В свою очередь пресс-секретарь МИД РК Ильяс Омаров заявил, что задержанный в Бангкоке самолет Ил-76 зарегистрирован в Грузии на компанию Air West Georgia Ltd. Он был арендован новозеландской компанией SP Trading Ltd для осуществления перевозки грузов. Глава МИД Новой Зеландии Маррей Макалли не подтвердил информацию о том, что компания-наниматель задержанного в Таиланде самолёта зарегистрирована в его стране. Но допустил, что «кто-то мог воспользоваться Новой Зеландией как страной, имеющей репутацию добросовестного международного игрока».

Затем настала очередь делать заявления Тбилиси. Руководитель Единой транспортной администрации Георгий Бучукури опроверг информацию «о грузинском самолете»: «Этот Ил-76 принадлежит одной из грузинских авиакомпаний Air West, которая отдала данный самолет в лизинг украинской компании SP Trading». Но перевести стрелки на украинскую авиакомпанию не получилось. Министр МИД Украины Петр Порошенко на пресс-конференции сообщил, что «самолет не является украинским, и в составе его экипажа нет украинцев». По словам министра, этот самолет прилетел на Украину без груза и вылетел из аэропорта «Гостомель» также без груза, посему - «нет ни одного подтверждения причастности украинской стороны к этому делу». Мол, самолет грузинский, факт аренды не подтвержден, наших граждан на его борту нет. «Никаких заявок на вылет этого самолета из украинских аэропортов не поступало. Следовательно, данный вопрос не относится к компетенции Министерства транспорта и связи Украины», - отрекся от самолета первый замглавы Минтранса Украины Василий Шевченко.

Летчики в свою очередь через своего адвоката выступили с заявлением, что выполняли рейс «по маршруту Киев - Баку - Бангкок - Пхеньян - Бангкок - Фуджейра – Киев» и заявили: «В Пхеньяне во время загрузки самолета экипаж находился в гостинице. На борту мы нашли опечатанный и опломбированный груз. Украинская компания-фрахтователь «Авиатек» и грузинская компания-оператор самолета Air West Georgia заверили нас, руководствуясь условиями контракта, что груз имеет общегражданский характер. При досмотре самолета в Бангкоке мы не присутствовали. Если бы мы знали, что в самолет загружено оружие, мы бы отказались выполнять полет». В общем, поначалу сплошные загадки и противоречия. Получалось, что в этом скандальном деле, если не верить летчикам, концов не найти. Чей самолет – неизвестно, откуда вылетел самолет в Северную Корею – неизвестно, куда направлялся далее – неизвестно, кто поставлял военный груз – неизвестно, кто должен был принять оружие – неизвестно.

Затем хоть и со скрипом, но стала появляться скудная информация. Пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны Украины признала, что самолет Ил-76 до своего вылета два месяца находился на Украине, но «является собственностью иностранной авиакомпании Air West». Самолет, по словам украинцев, находился на технической стоянке в аэропорту «Киев-Антонов» (Гостомель, Киевская область), откуда и вылетел «после проведения определенных законодательством Украины процедур авиационного, таможенного и пограничного контроля» в аэропорт «Насосная» (Баку, Азербайджан), а вот «заявки на его обратный прилет в Украину не поступало».

Неожиданно в этом деле появился «иранский след». Причем не из одного источника. Руководитель грузинской авиакомпании «Air West Ltd» Надарий Какабадзе сообщил СМИ, что самолет принял в аэропорту Пхеньяна груз задекларированный отправителем как «оборудование для нефтедобывающих предприятий Ирана, упакован в соответствующей таре, опломбирован, и никаких сомнений в характере груза у экипажа самолёта не вызвал». И выразил готовность содействовать объективному расследованию обстоятельств случившегося инцидента, а также определению истинных виновников преступной сделки. Свою лепту в освещение инцидента внесла американская газета Wall Street Journal. Издание сообщило, что оружие предназначалось для Ирана. По данным газеты, эксперты из США и Бельгии, специализирующиеся на расследовании случаев незаконной торговли оружием, получили доступ к плану полета самолета. Документ указывает на то, что «после Бангкока самолет должен был остановиться для дозаправки на территории Шри-Ланки, ОАЭ и Украины, а потом - выгрузить груз в Тегеране». Журналисты другого издания MIGnews.com провели собственное расследование и по их версии – это была попытка Ирана вывезти груз контрабандным путем. А задержание груза стало возможным в результате поступившей от украинских спецслужб разведывательной информации, согласно которой в последние месяцы иранские лица разрабатывали совместно с северно-корейскими структурами реализацию крупной сделки с вооружением. В качестве конечного пользователя фигурировала иранская компания Top Energy, пишет издание. И при этом подчеркивает, что «ни одно из государств, через которые должен был следовать самолет, не было осведомлено о содержимом груза». Глава СБУ Украины Валентин Наливайченко скупо заметил, что про груз было известно, и мы его хотели задержать в аэропорту Борисполь и «известны люди, в том числе и за рубежом, которые это планировали». Кстати информацию о том, что самолет с оружием из КНДР летел в Иран, официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст назвал «ложной и негативной». По словам дипломата, «ни для кого не секрет, что подобные сообщения появляются в прессе для того, чтобы оказывать психологическое и политическое давление на Иран. Мы полностью отрицаем эти сообщения», - отметил Мехманпараст. Как бы там ни было, но по результатам журналистских расследований «Associated Press» и Wall Street Journal вырисовывается весьма хитроумная схема.

Компании ответственные за груз - украинская Aerotrack Ltd. и Korean General Trading Corporation (Пхеньян). Самолет ранее принадлежал казахстанской авиакомпании «Бейбарс». Был продан Air West Ltd. (Грузия). Грузины в свою очередь сдали судно в лизинг новозеландской компании SP Trading, которая предоставила самолет в лизинг некой гонконгской фирме «Union Top Management» (UTM). Согласно документам компания UTM перевозила запасные части для нефтедобывающей отрасли из Северной Кореи в Иран. Но UTM не самостоятельная фирма, а принадлежит другой компании зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Есть и другая версия, что самолет в действительности принадлежит компании Overseas Trading FZE Светланы Зыковой, базирующейся в ОАЭ. Overseas Trading FZE на условиях лизинга предоставила Ил-76 грузинской авиакомпании Air West и далее по выше указанной схеме. Самое любопытное, что мужем Светланы Зыковой является Александр Зыков, работодатель экипажа Ил-76, арестованного в Бангкоке. Но он естественно заявил журналистам, что никого отношения ни к рейсу, ни к экипажу не имеет, так как экипаж самолета в день задержания находился в отпуске. Найти представителей украинской Aerotrack Ltd и гонконгской UTM, журналистам не удалось. Конечным пунктом назначения самолета по версии «Associated Press» назван аэропорт «Мерхабад» в Тегеране. Вот такая запутанная история, где крайним оказался казахстанско-белорусский экипаж.

МИД Белоруссии и Казахстана пока лаконичны и сообщают, что тайская сторона рассматривает возможность освобождения членов экипажа задержанного в Таиланде самолета Ил-76. В свою очередь таиландские правоохранительные органы заявили, что следствие не будет фокусироваться на том, куда планировалось доставить оружие «чтобы не огорчать какую-либо определённую страну».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net