Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.02.2010 | Татьяна Становая
Новая кадровая политика и приоритеты Кремля
8 февраля президент России Дмитрий Медведев со значительной задержкой внес на рассмотрение Госсовета Дагестана кандидатуру Магомедсалама Магомедова для наделения его полномочиями главы республики. Это стало одним из самых неожиданных решений: фаворитом считался выпускник юрфака ЛГУ Магомед Абдуллаев. В этот же день Медведев назначил еще трех новых глав субъекта РФ: в ХМАО, Еврейской автономной области и Красноярском крае. Последние решения отчетливо подтверждают, что взят курс на обновление губернаторского корпуса, и он затрагивает всех глав регионов, включая и тех, кто казался весьма прочно занимающим свои посты.
Интрига с Дагестаном не просто сильно затянулась, но и была крайне неопределенной. 19 ноября «Единая Россия» передала Медведеву список кандидатов и вокруг этих кандидатур развернулась острая борьба. До конца не было ясно, решится ли Кремль снять действующего президента Муху Алиева. В пользу такого решения было несколько факторов. Во-первых, он так и не сумел стать достаточно сильной фигурой, которая могла бы выступать авторитетным арбитром между основными группами влияниями, что для полицентричного и полиэтничного Дагестана очень важно. Во-вторых, возможно, роковым для Алиева стал конфликт вокруг так и не приступившего к исполнению своих обязанностей главы дагестанского управления Федеральной налоговой службы Владимира Радченко. Его назначение сопровождалось акциями протеста лезгинской общины Дагестана и конфликтом с ним представителей силовых и политических элит республики. После встречи Дмитрия Медведева и президента Дагестана Муху Алиева в СМИ поступила информация о том, что Радченко будет найдена замена. Сам претендент на должность был вынужден покинуть республику буквально под дулами автоматов, что не могло не быть оскорбительным для федерального центра. По данным СМИ, сын Алиева, занимая пост одного из заместителей руководителя дагестанского УФНС, лично оказывал давление на Радченко, чтобы вынудить его уехать из республики.
Неофициально в вину Алиеву ставилась утрата контроля над ситуацией в республике. Источники в Кремле говорили в СМИ, что «сигналом» для Москвы стал скандал вокруг выборов в Дербенте, где итоги, впервые за многие годы, были отменены по решению суда (очевидно, с политической санкции Кремля). Реально в Дербенте шла острая борьба между кандидатом, лояльным Алиеву, и кандидатом, близким крупному бизнесмену и члену Совета Федерации Сулейману Керимову. По данным наблюдателей, именно Керимов сумел убедить президента в необходимости смены главы республики.
В итоге между кандидатами на пост главы республики развернулась широкомасштабная игра, в которую оказались втянуты и местная элита, и федеральные игроки. Весьма жестко контригру вели сторонники Алиева и сам президент республики, буквально шантажируя Кремль рисками своей отставки. Он подготовил обращение парламента, в котором говорится, что никто из представленных президенту кандидатов, кроме Алиева не обладает достаточным авторитетом внутри республики. А в интервью «Коммерсанту» Алиев и вовсе заявил, что ситуацию в Дагестане «раскачивают» из Москвы. По данным СМИ, в начале 2010 года Кремль определился с тем, что Алиев не сохранит свой пост.
Перед Кремлем встала проблема: кем заменить главу Дагестана, учитывая, что до аварца Алиева полтора десятилетия республикой правил даргинец Магомедали Магомедов – отец нового президента. Из 5 предложенных претендентов только Магомедсалам был даргинцем, остальные – аварцы. Эксперты склонялись к мнению, что назначение даргинца маловероятно, так как представитель аварцев занимал высший пост лишь 4 года. Должности главы республики и спикера парламента в Дагестане поочередно занимаются даргинцем и аварцем, премьером является кумык (представитель третьего по величине этноса республики). Не исключено, что сейчас схема раздела постов будет несколько изменена, и аварская община получит менее статусный, но более влиятельный пост премьера.
Вторая дилемма, которая встала перед Кремлем – стоит ли назначать относительно «внешнюю» фигуру или опереться на сильных внутренних игроков. Опыт назначения авторитетного, но не связанного с местной элитой Юнус-бека Евкурова главой Ингушетии пока кажется противоречивым: выстроить внутри эффективную работу органов власти не удается, а сам Евкуров едва не погиб после покушения на него. Недостаточно сильны и позиции члена КС России Бориса Эбзеева, ставшего главой Карачаево-Черкесии и нарушившего клановую традицию (назначившего главой правительства понтийского грека вместо черкеса). В то же время опора на внутренних игроков чревата консервацией проблем, сохранением традиционного уклада управления со всеми вытекающими последствиями – коррупцией, нищетой, сохранением благодатной почвы для экстремизма и торможением любых попыток модернизировать республики региона. Для решения этих проблем и была введена должность полпреда Северо-Кавказского федерального округа и по совместительству вице-премьера правительства.
Фаворитом Кремля до самого последнего момента считался Магомед Абдуллаев, фактически навязанный Алиеву как заместитель главы правительства в октябре 2008 года. Для республики это внешняя фигура, ранее он был профессором права в Петербурге и Москве. Показательно, что с 1989 по 1992 гг. он обучался в очной аспирантуре юрфака ЛГУ. В 1987-1990 гг. в аспирантуре ЛГУ учился президент России Дмитрий Медведев, который затем преподавал на этом же факультете. Однако решение было принято в пользу сына бывшего президента Магомедали Магомедова, Магомедсалама Магомедова. При этом утверждение Магомедсалама Магомедова оказалось едва не под угрозой срыва: по данным «Коммерсанта», заседание, на котором рассматривалась его кандидатура, могло не состояться из-за попыток Алиева уговорить депутатов саботировать его (однако, в конце концов, президент получил консенсусную поддержку депутатов, не желающих ссориться с новым лидером). Напомним, что именно Алиев не позволил Магомедсаламу Магомедову занимать пост спикера больше года после отставки его отца.
Наблюдатели разошлись в оценках этого решения. Одни посчитали, что Магомедсалам Магомедов – слишком зависимая от своего отца фигура. «Аватаром» бывшего президента назвала его журналистка Юлия Латынина. Однако по другим данным, степень зависимости сильно преувеличена и Магомедсалам уже давно стал самостоятельным, автономным игроком, при этом весьма опытным и состоявшимся. В 2006 году главный редактор независимого дагестанского еженедельника «Черновик» Гаджимурад Камалов говорил, что Магомедсалам – противоположность своего отца. «Магомедсалам четко знает, что такое западная система либеральных ценностей, что такое предпринимательская свобода. К слову, свой бизнес он ориентирует на развитие по западному образцу. А папа его не такой! Это «большой тамада», который хотел получать дивиденды со всего. Даже от своего досрочного ухода», - говорил Камалов.
В то же время очевидно, что Магомедсалам Магомедов будет гораздо более автономной фигурой от федерального центра, чем Абдуллаев. Это назначение показывает коррекцию изначальной кадровой политики Медведева. Обобщая назначения за последние два года, можно сказать, что Медведев отошел от логики Владимира Путина, который предпочитал сохранять сильных руководителей, а если и обновлять корпус, то, прежде всего, с опорой на принцип политической лояльности. Это достигалось за счет прихода «варягов», тесно связанных с федеральными крупными группами влияния. Иными словами, оборотной стороной лояльности стало усиление клановости преимущественно со стороны федеральных групп.
Медведев почти сразу стал отходить и от клановой логики, и от логики личной лояльности. Его политика получила название «знатного землячества», что подтвердилось, прежде всего, в решениях в Карачаево-Черкесии и Ингушетии. Однако сейчас можно наблюдать коррекцию, сутью которой является большая опора на внутренние ресурсы, на региональные элиты. И это подтверждают почти все последние кадровые назначения. В некоторых случаях Москва руководствуется схемой «преемственности», как это было в Татарстане и сейчас будет реализовано в Красноярском крае, где на пост главы края предложен гендиректор ООО «Колмар», бывший первый вице-губернатор края Лев Кузнецов – именно его, по данным СМИ, рекомендовал бывший глава региона Александр Хлопонин.
Исключением, пожалуй, или точнее продолжением прежней логики стало предложение назначить Наталью Комарову главой ХМАО, которая с 1980 года работала в администрации Нового Уренгоя, возглавив ее в 1994 г. В 2000 году стала первым заместителем губернатора Ямало-Ненецкого АО Юрия Неелова. Напомним, что ЯНАО, также как и ХМАО входит в состав Тюменской области, во главе которой сегодня находится ставленник главы аппарата правительства России Сергея Собянина Владимир Якушев. Комарова также считается креатурой Собянина. В последние годы она руководила комитетом по природным ресурсам Госдумы.
По данным «Ведомостей», Комарова была назначена под конкретный проект - объединение региона. До сих пор этому мешало губернаторство «ветеранов» - главы ХМАО Александра Филипенко и главы ЯНАО Юрия Неелова. Старт процессу может быть дан после возможного ухода Неелова, что также давно обсуждается Кремлем (в качестве альтернативы выдвинут однокурсник Медведева Игорь Федоров, возглавляющий ООО «Газпром комплектация»). Проблема всегда упиралась в то, что богатые сырьевые автономные округа противились вливанию в Тюменскую область, составляющую бедный юг. Неудивительно, что Комарова сразу же опровергла информацию о возможном объединении – в противном случае она столкнулась бы с жестким противодействием с первых дней своего губернаторства.
При этом уход Филипенко – одного из самых успешных и влиятельных губернаторов – оказался полной неожиданностью не только для наблюдателей, но и, видимо, для него и его команды. В Ханты-Мансийске прошли митинги против отставки губернатора. По данным «МК», местные СМИ также заступились за Филипенко. Так, главный редактор газеты «Новости Югры» Сергей Козлов опубликовал открытое письмо к Дмитрию Медведеву, в котором отмечает, что Филипенко поддерживают более 75% югорчан. Такая ситуация – в любом случае совершенно новое явление в истории применения системы наделения полномочий.
В Еврейской автономной области, по данным СМИ, прежний глава Волков, который заведомо не вошел в список претендентов, продвигал в качестве своего преемника Игоря Глуховского – крупного бизнесмена, который сменил Волкова в СФ еще в 2000 году. Тогда это назначение было крайне негативно встречено местной элитой: депутаты парламента указывали, что Глуховский постоянно проживает в Москве и вряд ли на карте покажет, где находится Биробиджан. Тем не менее, наблюдатели считали, что именно он имел шансы стать главой области. Однако президент решил внести Александра Винникова – мэра Биробиджана. ЕАО – одна из самых спокойных и бедных областей, и тут, видимо, Кремль руководствовался самой простой логикой – назначение наиболее опытного и знакомого с ситуацией менеджера. Заметим, что Винников убедительно выиграл выборы мэра Биробиджана при поддержке «ЕР» с 67% голосов. При этом мэром он является с 1999 года.
Новая кадровая политика в отношении обновления губернаторского корпуса отличается рядом особенностей. Во-первых, она гораздо более конфликтна, о чем свидетельствуют события и в Дагестане, где, правда, удалось, преодолеть сопротивление Алиева, и в ХМАО. Во-вторых, несколько расширяется возможность прихода на посты губернаторов более автономных от федерального центра игроков, притом что «ветераны» губернаторского корпуса постепенно лишаются своих постов, как с использованием механизма неформального преемничества, так и – в подавляющем большинстве случаев – без него (Орел, Екатеринбург, ХМАО). Вместо «технического менеджера» выбор в ряде случаев делается в пользу политика. Из этого можно сделать вывод, что сейчас решение социально-экономических проблем на уровне регионов оказывается приоритетом для Кремля.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.