Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.04.2010
Сила и слабость системы власти Виктора Януковича
На Украине разные ветви власти находятся в непривычном для них сбалансированном состоянии. Новая система власти сформирована президентом В. Януковичем быстро: 11 марта в Верховной Раде сформирована коалиция, 12-го – новый Кабинет министров, продолжается формирование региональной власти и замена руководства органов власти второго эшелона. Очевидно, что новый президент балансирует между большим количеством групп интересов как внутри, так и вне Партии регионов. К чему это приведет? К стабилизации или еще большему конфликту между разными органами власти (или внутри них) в будущем? Каковы сильные и слабые стороны системы власти президента В. Януковича? В каком направлении она будет эволюционировать?
Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря совета национальной безопасности и обороны Украины (Киев):
Сильной стороной исполнительной власти, на мой взгляд, является, прежде всего, скорость принятия решений. В частности, Кабмин был на министерском уровне укомплектован практически за три дня. Напомню, что правительство Тимошенко почти три года пыталось укомплектовать Кабмин, но так и не смогла это сделать в силу внутренних противоречий, интриг и неоптимальности принимаемых решений. Другой сильной стороной новой исполнительной власти считаю ее высокую "плотность", "политическую однородность". В новой исполнительной власти Украины присутствуют представители разных групп экономических интересов, но практическиотсутствуют непримиримые политические и идеологические оппоненты, как это было во власти предыдущей. Это дает основания предполагать, что новая власть способна не только быстро решать кадровые вопросы, но и способна быстро принимать оперативные правительственные решения, поскольку практика показала, что внутрикорпоративные экономические интересы согласовываются на порядок быстрее, чем интересы идеологические. Третье преимущество новой власти - ее демифологизированность. Если предыдущая власть жила в основном мифами, утопиями, иллюзиями, то новая власть очень "земна", то есть прагматична, конкретна и адекватна реальным вызовам. В то же время слабым местом новой власти является ее неумение презентовать собственные достоинства и быстро и внятно объяснять собственные действия. В частности, при назначении ряда спорныхфигур в новое правительство, желательно было бы дать предварительноемотивационное объяснение - почему именно эти люди назначены, чем они лучше других претендентов на министерские места, в чем их достоинства, какие надежды с ними связывают и т. д. и т.п. Иначе говоря, новая исполнительная власть намного лучше работает "в реале", чем "в виртуале" (у Тимошенко все было наоборот). Хотя, смягчающим фактором является то, что для простых людей реальный уровень жизни всегда важнее, чем виртуальные соблазны. Поэтому есть надежда, что данная властьпросуществует достаточно долго, чтобы успеть вывести страну из кризиса или, по крайней мере, начать выводить.
Сергей Баранов, руководитель исследовательско-аналитического отдела Центра социально-консервативной политики (Киев):
Сильной стороной исполнительной власти Януковича является её достаточно высокая политическая и психологическая однородность. Это люди, которые будут его слушаться и проводить линию донецкой семьи групп интересов. Назначение Азарова - бесспорный успех. Тигипко - тоже. Табачник - сильный принципиальный ход. Фигуры из другого лагеря только подчёркивают единство. Полная ясность наступит с назначением всех губернаторов.
Слабая сторона - министерство иностранных дел. В целом слабость в том, что нет единой слаженной команды, и вряд ли она получится.
Направление развития - усреднение, погружение в коррупцию, попытки ввести кучмовскую вертикаль, хотя бы частично. Авторитарная эволюция будет происходить, но как быстро, покажет время. Будут попытки ввести контроль над ключевыми СМИ.
Сергей Толстов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
Формирование власти происходит довольно быстро и относительно гладко. Это в принципе не удивительно, поскольку сам характер отношений внутри Партии регионов и между Партией регионов и ее союзниками носит не демонстративный, в целом деловой и прагматический характер.
Формирование коалиции в составе ПР, Блока Литвина и КПУ было, вероятно, единственным возможным выходом из едва ли не тупиковой ситуации. На фоне быстрого формирования нового правительства можно лишь отдаленно представить себе, каким мучительным и в конечном счете бесперспективным мог бы стать переговорный процесс между ПР и «НУ-НСом», и насколько слабым и конфликтным мог бы стать сформированный в этом случае кабинет с возможным премьерством А.Яценюка.
Формирование административной вертикали, вероятно, займет чуть больше времени. Но в любом случае процесс формирования власти не затянется. Все основные назначения будут сделаны в течение месяца после назначения правительства, а весь процесс формирования власти закончится примерно к 15 апреля.
Внутренние конфликты внутри правительства, разумеется, возможны. Особенностей человеческой природы еще никто не отменял. Но эти конфликты, вероятно, не будут слишком часто прорываться на публику. Более сложный характер имеют различия в бизнес-интересах различных групп. Здесь многое будет зависеть от того, будет ли в правительстве эффективный модератор, и кто будет в действительности выполнять эту роль (Н.Азаров, А.Клюев, В.Янукович, или все вместе в зависимости от расклада).
Пока еще не ясно, будет ли правительство иметь четкую расстановку приоритетов. Будет ли установлена последовательность действий, направленных на оздоровление экономики, и сколько времени потребуется для того, чтобы обеспечить экономическое оживление? Ведь вести сейчас «бизнес как обычно» вряд ли получится. Экономика в глубоком кризисе. Долговые и платежные проблемы остаются крайне тяжелыми. Поэтому остается не ясным, смогут ли представители целого бизнес-групп, связанных с Партией регионов, Блоком Литвина и частично с БЮТ и КПУ, которые вошли в состав правительства Н.Азарова, временно подчинить свои бизнес-интересы более широким интересам общества.
Практика – критерий истины. До формирования нынешнего состава Кабинета Министров руководство Партии регионов явно не имело четкой программы действий. Какие-то наработки, разумеется, были у Н.Азарова и у Ю.Бойко. Но серьезная подготовительная работа, по сути, не велась. Только после инаугурации В.Януковича была начата подготовка концепции развития и реформирования экономики (комитет экономических реформ при Администрации Президента во главе с И.Акимовой). Какими-то проектами будет заниматься С.Тигипко (тактические аспекты). Макроэкономические оценки и меры, касающиеся отраслевого регулирования, должны будут согласовываться на уровне премьер-министра, что в принципе вполне возможно.
Тем не менее, сама ситуация требует от правительства и текущего реагирования на сложные проблемы, и разработки концептуальных направлений политики, и подготовки реформ в разных сферах. Кризисная ситуация в экономике не слишком побуждает к реформам. Тем более, выборы в местные органы власти все равно проводить придется. Поэтому, скорее всего, экономические решения нового правительства будут паллиативными: неизбежное повышение внутренних цен на газ и коммунальные услуги будет компенсировано повышением пенсий и минимальных зарплат. На полный отказ от субсидирования цен на газ для населения правительство, скорее всего, не решится.
Период относительного внутреннего баланса в системе власти может оказаться достаточно длительным. По крайней мере, он может занять около полутора лет, до следующих парламентских выборов. Победа В. Януковича на выборах президента будет тормозить развитие внутренних противоречий в Партии регионов. Что касается Блока Литвина и КПУ, их рейтинг будет во многом зависеть от успешных действий власти. Так что, на первых порах они будут явно заинтересованы в поддержании конструктивной атмосферы.
В международной политике – весьма вероятен более сильный, вынужденный крен в сторону Москвы. ЕС все равно никаких существенных бонусов Украине не предоставит. Рассчитывать на это бессмысленно. Но и со стороны российского правительства Н.Азаров встретил весьма жесткую позицию. Поэтому речь идет о том, сможет ли кабинет Азарова дать Москве достаточные гарантии, которые позволят пересмотреть условия газовых контактов, без чего украинская экономика из кризиса не выйдет. Что касается Блока Литвина и КПУ, они в целом не станут препятствовать сближению с Россией. (В 2007 г. П.Симоненко называл тогдашнюю правительственную коалицию ПР, СПУ и КПУ «цивилизационной»). Но, что касается С.Тигипко и группы Р.Ахметова - Б.Колесникова, для них будет важным сохранить статус Украины как промежуточный между Западом и Россией. Поэтому внутренняя напряженность возможна как по политическим моментам, так и по вопросам внутренней экономической конкуренции или размежевания бизнес-интересов.
Предположительно, к основным вопросам, которые смогут вызывать противоречия в правительстве, следует отнести проблему уступок России за улучшение условий энергопоставок, перспективу участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, вопрос о создании зоны свободной торговли с ЕС, а также ряд проблем регулирования внутреннего украинского рынка. Определенной проблемой может стать внутренняя коррупция в системе власти, сохранение которой будет подрывать заявленные правительством экономические реформы и подрывать, т. о., эффективность действий кабинета.
Владимир Фесенко, директор центра политического анализа «Пента»:
Фактически в стране восстановлена единая вертикаль исполнительной власти, на вершине которой находится Президент. Де-факто страна возвращается к президентско-парламентской системе, но юридически она остается парламентско-президентской. У самого Януковича и его ближайшего окружения могут возникнуть соблазны и юридически оформить президентско-парламентский характер новой власти. Однако такие планы могут вызвать неприятие и у нынешних союзников Партии регионов по коалиции (КПУ и Блок Литвина) и у некоторых влиятельных фигур в руководстве Партии регионов (Ахметов, Колесников и др.). Дальнейшая концентрация власти в руках Януковича может также поставить страну перед выбором – сохранение конкурентной демократии или формирование режима управляемой демократии.
Сильные стороны нового политического режима:
– Единство исполнительной власти при едином центре управления;
- Единство действий ведущих государственных институтов – Президента, правительства и парламента (на решение которого влияет парламентское большинство во главе с Партией регионов)
- Опыт и профессионализм большей части правящей команды.
Слабые стороны нового политического режима:
- Сомнительная легитимность новой парламентской коалиции (эта проблема может быть снята положительным заключением Конституционного суда)
- Различия политических интересов между участниками коалиции (КПУ и Блок Литвина могут не поддерживать отдельные законопроекты правительства Азарова и даже правительства Януковича)
- Потенциальные конфликты интересов (бизнесовых, политических, личных, кадровых) между различными влиятельными группировками в Партии регионов
- Консерватизм большей части новой правящей команды (на новые вызовы и проблемы предстоит отвечать представителям старой управленческой школы)
- Необходимость осуществления непопулярных решений и структурных реформ в условиях экономического кризиса и критичного отношения большинства населения к предполагаемым антикризисным действиям.
Антон Финько, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Полагаю, что на нынешнем этапе еще рано говорить о достоинствах инедостатках кадровых назначений. Время покажет. Ряд назначений представляются совершенно "меритократическими" и полностью отвечающими требованиям профессиональной компетентности. Иные вызывают откровенную настороженность и весьма критические комментарии. Конечно, на фоне тотальной кадровой "кумократии", характерной для ушедшего режима с его вызывающим и даже каким-то наивным непозитивизмом, нынешняя власть представляется намного более рациональной.
Но представляется не это главным. Главное - это скорее то, как будет далее строиться политика в отношении борьбы с коррупцией, в том числе в отношении кадров исполнительной власти, т.е. насколько она будет пуританской. Факты свидетельствуют: жесткая антикоррупционная политика на постсоветском пространстве является мощнейшим политическим и моральным ресурсом в борьбе за выживание и обеспечение минимальной легитимности того или иного режима. Рискну предположить: если бы М. Саакашвили не приобрел известность своими демонстративными антикоррупционными подвигами (как мнимыми и незаконными, так и действительными), его диковинный режим давно бы ушел в небытие. Путь нынешней власти в Беларуси также расчищался с помощью антикоррупционных инструментов.
Новая власть в Киеве состоит из классических "прагматиков". У таковых есть как весомые достоинства, так и свои недостатки. Очень часто прагматически ориентированные политические деятели крайне скептически относятся к пуританскому "чистоплюйству", считая, что главное - это экономический результат, а как и кто его будет достигать, не имеет особого значения. Но в условиях, когда легитимность режима может быть обеспечена именно демонстративной пуританской антикоррупционной политикой такой подход особенно чреват большими издержками. От того, понимают ли сегодня новые лидеры Украины, в немалой степени, как мне представляется, зависит их политическая будущность. Новая власть всячески подчеркивает, что стремится восстановить административную эффективность. Однако высокий уровень коррумпированности, воинственный украинскому обществу, будет подрывать эффективность административных инструментов, как это и было во времена Л. Кучмы.
Думаю, в новом правительстве есть люди, который отдают отчет в том, сколь важно подчеркивать жесткость в этом сфере. От того, прислушаются ли к их мнению, зависит очень многое.
Подготовил Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.