Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

29.06.2010 | Татьяна Становая

Налог раздора

Внутри правительства, а также между правительством и президентом разгорается новый спор о судьбе транспортного налога. 19 мая нынешнего года российское правительство приняло решение о создании Федерального бюджетного фонда по строительству и ремонту автодорог. Туда планировалось направлять средства, полученные в результате повышения акцизов на бензин. В качестве компенсации Минтранс России продолжил отменить транспортный налог. Тогда же премьер-министр России Владимир Путин заявил, что решение о создании фонда принято. Однако вскоре свои сомнения в новых идеях высказал президент Дмитрий Медведев. Вчера Минфин подтвердил, что выступает против отмены транспортного налога.

Главным лоббистом создания неких аналогов дорожных фондов, повышения акцизов и отмены транспортного налога был Минтранс, заручившийся поддержкой вице-премьера Сергея Иванова. 19 мая в правительстве прошло совещании на эту тему, и премьер вполне определенно заявил: «Принято решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда». Вслед за этим, уже в конце мая Сергей Иванов подтвердил, что транспортный налог может быть отменен с 2011 года.

Тот факт, что решение уже политически почти принято, говорила им более или менее лояльная позиция Минфина. «Возможно, будут и другие источники, которые увеличат доход бюджета и повысят возможности фонда», - рассуждал тогда министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, средства будут расходоваться не по мере поступления налогов и сборов, а могут быть использованы в полном объеме уже с начала года. Также, отметил министр, фонд получит право заключать долгосрочные контракты на срок до 3 лет и право переноса неиспользованных средств на следующий год.

Однако 16 июня президент России Дмитрий Медведев на совещании по бюджетной политике подверг критике идею создания дорожных фондов и поставил под сомнение целесообразность отмены транспортного налога. Более того, он достаточно резко осадил министра транспорта Игоря Левитина, который выступал с докладом по «дорожной» реформе, критикуя его также по ходу выступления. «Вы подготовили предложения. Я не уверен, что это те решения, которые нужны. Поэтому при всем уважении к тому, что было сделано, это лишь один из возможных ходов... И не нужно говорить о том, что принято решение о создании того-то и того-то», - заявил Медведев. Главная претензия – это социальная несправедливость: по мнению главы государства, транспортный налог учитывает мощность автомобиля (что важно для льготников, получающих от государства малолитражные автомобили). Хотя, надо признать, что у сторонников отмены налога не менее сильный аргумент – в случае повышения акцизов и отмены налога больше будут платить те, кто больше ездит, что также вполне справедливо, учитывая также, что многие вынуждены оплачивать налог, несмотря на невозможность пользования автомобилем.

В любом случае это лишь публичный спор. Против отмены налога – региональные власти, для которых это один из важнейших источников поступления бюджетных доходов (акцизы планировалось делить между федеральным и региональными бюджетами). Однако в основе проблемы может оказаться более глубокое противоречие: в отношениях между правительством и президентом, точнее Минтрансом и президентом.

Фактически речь идет, как выразился Путин, о создании инвестиционного фонда для финансирования дорожного строительства. Это мощный ресурс, который окажется под контролем Росавтодора и Минтранса. Возможно, Минтранс попытался воспользоваться удобным политическим моментом, когда в обществе сильно недовольство политикой налогообложения на автотранспорт. Напомним, здесь и недавнее принятие закона о повышении транспортного налога: сначала его одобрила Госдума, потом администрация президента потребовала отозвать его, а затем он все же был принят в несколько ином виде. Газета «МК» написала, что первый замглавы администрации президента Владислав Сурков назвал изначальный законопроект о транспортном налоге «феноменальной подставой Минфина».

Теперь свою позицию прояснили Минфин и МЭР. Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин заявил «Интерфаксу», что Минфин и Минэкономразвития не поддерживают отмену транспортного налога. «Налоговая система - это такая вещь, в которой нельзя делать резких движений, сначала вводить, потом отменять налоги, потом вводить», - заявил он. Трунин также заявил, что выступает против предложения Минтранса о повышении акцизов. В этом случае произойдет серьезное повышение цен на бензин, если учитывать увеличение акцизов в размере 3 рубля на литр, включая НДС, предупредил он. Ранее министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила пересмотреть ставки налогов так, чтобы за более мощные машины платили больше, а по менее мощным машинам вносились бы либо минимальные взносы, либо была нулевая выплата.

Ситуация вокруг возможной отмены транспортного налога весьма интересна. Во-первых, она показывает амбиции президента в принятии важнейших решений в рамках экономической политики. В данном случае, судя по всему, решение обсуждалось без должного внимания к позиции Кремля. Во-вторых, Путин, по сути, самоустранился от спора: изначально поддержав Левитина и Сергея Иванова, он затем не стал «прикрывать» их в дискуссии в президентом. Это означает, что согласия премьера уже недостаточно для реализации тех или иных инициатив, и оно может быть пересмотрено. В-третьих, ключевые игроки внутри правительства, ориентированные в большей степени на Путина, не спешат активно взаимодействовать с президентом и его администрацией, что заставляет Медведева отвоевывать свое «право вето». В итоге растет общая напряженность между Кремлем и Белым домом, а отсутствие внятной позиции Путина может в итоге раздражать едва ли не больше, чем ее наличие хоть в каком-то виде.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net