Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

29.06.2010 | Татьяна Становая

Налог раздора

Внутри правительства, а также между правительством и президентом разгорается новый спор о судьбе транспортного налога. 19 мая нынешнего года российское правительство приняло решение о создании Федерального бюджетного фонда по строительству и ремонту автодорог. Туда планировалось направлять средства, полученные в результате повышения акцизов на бензин. В качестве компенсации Минтранс России продолжил отменить транспортный налог. Тогда же премьер-министр России Владимир Путин заявил, что решение о создании фонда принято. Однако вскоре свои сомнения в новых идеях высказал президент Дмитрий Медведев. Вчера Минфин подтвердил, что выступает против отмены транспортного налога.

Главным лоббистом создания неких аналогов дорожных фондов, повышения акцизов и отмены транспортного налога был Минтранс, заручившийся поддержкой вице-премьера Сергея Иванова. 19 мая в правительстве прошло совещании на эту тему, и премьер вполне определенно заявил: «Принято решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда». Вслед за этим, уже в конце мая Сергей Иванов подтвердил, что транспортный налог может быть отменен с 2011 года.

Тот факт, что решение уже политически почти принято, говорила им более или менее лояльная позиция Минфина. «Возможно, будут и другие источники, которые увеличат доход бюджета и повысят возможности фонда», - рассуждал тогда министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, средства будут расходоваться не по мере поступления налогов и сборов, а могут быть использованы в полном объеме уже с начала года. Также, отметил министр, фонд получит право заключать долгосрочные контракты на срок до 3 лет и право переноса неиспользованных средств на следующий год.

Однако 16 июня президент России Дмитрий Медведев на совещании по бюджетной политике подверг критике идею создания дорожных фондов и поставил под сомнение целесообразность отмены транспортного налога. Более того, он достаточно резко осадил министра транспорта Игоря Левитина, который выступал с докладом по «дорожной» реформе, критикуя его также по ходу выступления. «Вы подготовили предложения. Я не уверен, что это те решения, которые нужны. Поэтому при всем уважении к тому, что было сделано, это лишь один из возможных ходов... И не нужно говорить о том, что принято решение о создании того-то и того-то», - заявил Медведев. Главная претензия – это социальная несправедливость: по мнению главы государства, транспортный налог учитывает мощность автомобиля (что важно для льготников, получающих от государства малолитражные автомобили). Хотя, надо признать, что у сторонников отмены налога не менее сильный аргумент – в случае повышения акцизов и отмены налога больше будут платить те, кто больше ездит, что также вполне справедливо, учитывая также, что многие вынуждены оплачивать налог, несмотря на невозможность пользования автомобилем.

В любом случае это лишь публичный спор. Против отмены налога – региональные власти, для которых это один из важнейших источников поступления бюджетных доходов (акцизы планировалось делить между федеральным и региональными бюджетами). Однако в основе проблемы может оказаться более глубокое противоречие: в отношениях между правительством и президентом, точнее Минтрансом и президентом.

Фактически речь идет, как выразился Путин, о создании инвестиционного фонда для финансирования дорожного строительства. Это мощный ресурс, который окажется под контролем Росавтодора и Минтранса. Возможно, Минтранс попытался воспользоваться удобным политическим моментом, когда в обществе сильно недовольство политикой налогообложения на автотранспорт. Напомним, здесь и недавнее принятие закона о повышении транспортного налога: сначала его одобрила Госдума, потом администрация президента потребовала отозвать его, а затем он все же был принят в несколько ином виде. Газета «МК» написала, что первый замглавы администрации президента Владислав Сурков назвал изначальный законопроект о транспортном налоге «феноменальной подставой Минфина».

Теперь свою позицию прояснили Минфин и МЭР. Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин заявил «Интерфаксу», что Минфин и Минэкономразвития не поддерживают отмену транспортного налога. «Налоговая система - это такая вещь, в которой нельзя делать резких движений, сначала вводить, потом отменять налоги, потом вводить», - заявил он. Трунин также заявил, что выступает против предложения Минтранса о повышении акцизов. В этом случае произойдет серьезное повышение цен на бензин, если учитывать увеличение акцизов в размере 3 рубля на литр, включая НДС, предупредил он. Ранее министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила пересмотреть ставки налогов так, чтобы за более мощные машины платили больше, а по менее мощным машинам вносились бы либо минимальные взносы, либо была нулевая выплата.

Ситуация вокруг возможной отмены транспортного налога весьма интересна. Во-первых, она показывает амбиции президента в принятии важнейших решений в рамках экономической политики. В данном случае, судя по всему, решение обсуждалось без должного внимания к позиции Кремля. Во-вторых, Путин, по сути, самоустранился от спора: изначально поддержав Левитина и Сергея Иванова, он затем не стал «прикрывать» их в дискуссии в президентом. Это означает, что согласия премьера уже недостаточно для реализации тех или иных инициатив, и оно может быть пересмотрено. В-третьих, ключевые игроки внутри правительства, ориентированные в большей степени на Путина, не спешат активно взаимодействовать с президентом и его администрацией, что заставляет Медведева отвоевывать свое «право вето». В итоге растет общая напряженность между Кремлем и Белым домом, а отсутствие внятной позиции Путина может в итоге раздражать едва ли не больше, чем ее наличие хоть в каком-то виде.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net