Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

08.07.2010 | Валерий Зубов

Кризис - повод для эффективных перемен

Кризисы масштаба, через который проходит мировая экономика, предполагают для своего завершения не восстановление прежних «порядков», а создание принципиально новых условий взаимодействия государства и бизнеса, организации производства, стимулов для инноваций, финансового обеспечения социальных обязательств, более открытых взаимоотношений с внешними партнерами. Успешного возврата к докризисному благодушию не будет. Нам придется пройти через целый ряд сложных решений, итогом которых должны стать качественные изменения в эффективности производства.

Оценивать проводимую экономическую политику следует не по приросту ВВП, отдельных отраслей и даже не по темпу инфляции, а по показателям эффективности задействованных средств и появлению на рынке новых отечественных продуктов.

Должна быть адекватная реакция на принципиально новые явления в мировой экономике в целом: радикальные изменения в организации международных инвестиционных потоков, сланцевый газ, автомобильное перепроизводство, новая американская космическая программа, попытка смещения акцентов в китайской экономической политике на решение внутренних проблем, более широкое вовлечение зарубежного капитала в индийскую экономику, расширяющийся выход на внешние рынки южно-корейской продукции и т.п. . Опасно принижать уровень стоящих перед нами задач. И скорость их реализации должны осуществляться с учетом усиления глобальной конкуренции.

Выбор успешных решений во многом должна определятся широтой общественной дискуссии с использованием основных средств массовой информации. Среди неотложных перезревших решений мне видятся следующие. Во-первых, установление единых правил поведения на рынке, в первую очередь между бизнесом и государством. Государство не имеет морального права требовать снижения цен от непосредственных производителей, если само выступает инициатором их роста в базовых отраслях – ЕМ. В течение почти десяти лет эксперты и наблюдатели подчеркивают, что принятие ФЗ «О государственном регулировании тарифов на услуги ЕМ» поставило бы проблему ценообразования на твердый юридический фундамент и заложило бы основы для стимулов снижения издержек всех хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, необходимо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц и дифференцированной шкале налога на прибыль в зависимости от стадии технологического передела. Избирательная поддержка через прямые дотации ведёт к развращению ме6неджмента предприятий-счастливчиков.

В-третьих, стоит вновь обратиться к опыту «бюджетирования по целям», о чем сейчас начинает говорить правительство РФ. Первым шагом здесь должно быть внесение изменений в законодательство, касающееся контроля за бюджетными средствами, выделенных госкорпорациям, в первую очередь «дорожных» и «жилищных» денег.

В-четвертых, модернизация экономики предполагает ее диверсификацию и естественное сокращение рабочих мест на «системообразующих» предприятиях, которые вынуждены повышать свою производительность труда. Во избежание социального напряжения необходимо опережающее создание новых рабочих мест через развитие малого бизнеса. Исходное условие - введение постоянного мониторинга развития МБ, особо отслеживание его кредитование госбанками, кредитование старых производств или новых? Приостановление на время реорганизации МВД всех видов экономических проверок этим ведомством.

В-пятых, для повышения мобильности рабочей силы следует создать государственную поддержку системы арендного жилья. Необходимо признать факт, что делая акцент на индивидуальном жилье, мы завышаем его стоимость и, как следствие, сужаем круг тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий, в первую очередь среди молодежи, что сдерживает необходимую трудовую миграцию.

В-шестых, сегодня только запредельная коррупция является фактором, сдерживающим рост прямых иностранных инвестиций – главного генератора новых технологий, продуктов, современных бизнес-практик и высокодоходных рабочих мест.

В-седьмых, для создания устойчивых источников модернизации производства необходимо вернуться к истокам формирования институтов развития. Они, как и задумывалось, должны стимулировать внедрение новых технологий, а не поддерживать на плаву «производственный собес». Не следует потенциальные фонды долгосрочного инвестирования использовать на текущие нужды. Как источник долгосрочных инвестиций должны быть задействованы и ЗВР ЦБ. На позитивную диверсификацию экономики работало бы укрепление национальной валюты.

И, наконец, внести изменения в НК, привязывающие уплату налогов к месту их генерации. Установить категорическое табу на любые формы повышения налогообложения бизнеса. Помимо важно помнить, что разукрупнение крупных хозяйственных субъектов– одно из условий расширения кредитования. В условиях искусственно созданных производственных конгломератов инвесторы не могут выделить потенциально рентабельные бизнесы, что сдерживает получение финансовых средств реальным сектором при очевидном избытке денежных средств в финансовой системе.

Кризис всегда объективный повод для эффективных перемен. Фракция «СР» не согласится с попытками Правительства сохранить «старую крепость». Но поддержит его усилия на создание действительно новой экономики, отдавая себе отчет в том, что это потребует более серьезного напряжения общественных сил, чем просто использование «заначек» от предшествующего периода высокой сырьевой конъюнктуры.

Валерий Зубов - депутат Госдумы; профессор Сибирского федерального университета и бизнес-школы МГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net