Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.08.2010 | Сергей Маркедонов
Азербайджан-Турция: братство без фанатизма
Визит президента Турецкой Республики Абдуллы Гюля в Азербайджан, прошедший 16-17 августа 2010 года, не мог не приковать к себе значительного интереса политиков и политологов. Во-первых, Азербайджан уже не первый год является главным союзником Анкары на Большом Кавказе. Во-вторых, визит происходил накануне поездки российского президента Дмитрия Медведева в Ереван (в столицу Армении он прибыл 19 августа 2010 года). Главным же его итогом стало подписание Договора о стратегическом партнерстве. Это дало основание некоторым экспертам в Армении и в Азербайджане говорить едва ли не о складывании новых военно-политических блоков на Большом Кавказе. В-третьих, посещение Гюлем Азербайджана происходит в сложном контексте карабахского урегулирования. В рамках этого процесса лето 2010 года можно без всякого преувеличения назвать «горячим». И не только в силу природно-климатических факторов, но и из-за растущего числа нарушений режима прекращения огня на линии соприкосновения конфликтующих сторон. Каждая из трех причин, обозначенных выше, превращала визит турецкого президента в важное для региональной повестки дня событие.
Начнем с того, что независимость Азербайджанской Республики была признана Турцией в период между подписанием Беловежских соглашений и Алма-Атинской декларации об СНГ 16 декабря 1991 года. С этого времени Турция не раз оказывала Баку политическую, морально-психологическую и военную (хотя последнюю и в меньшей степени) поддержку. В ходе нагорно-карабахского конфликта Анкара пошла на закрытие сухопутного участка границы с Арменией, хотя само армяно-азербайджанское противостояние напрямую Турцию и не затрагивало (о чем впоследствии будут говорить многие скептически настроенные турецкие эксперты). Начиная с 1990-х гг. турецкие советники и консультанты внесли значительный вклад в подготовку офицерского корпуса новой национальной армии Азербайджана. В обеих странах концепция «один народ - два государства» принята фактически на официальном уровне.
Казалось бы, в прошлом году отношения двух союзников были поставлены под сомнение в связи с процессом армяно-турецкой нормализации. После подписания Цюрихских протоколов внутри Азербайджана кто-то латентно, а кто-то (более маргинальные круги) говорил едва ли не о предательстве «большого тюркского брата». Однако «застой» в процессе улучшения отношений между Ереваном и Анкарой в конце прошлого – начале нынешнего года снял многие вопросы в двусторонних азербайджано-турецких отношениях. В этом плане визит Гюля должен был более четко закрепить эту тенденцию. В этой связи возникал неизбежный вопрос: «Насколько далеко может продвинуться возвратное движение двух «братских» республик»?
Еще в мае нынешнего года, находясь в Баку, премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о необходимости создать двусторонний Совет стратегического сотрудничества. Тогда же президент Азербайджана Ильхам Алиев недвусмысленно заявил: «Турция день ото дня усиливается. Это нас радует. Ибо, насколько Турция будет сильной, настолько сильным будет и Азербайджан». Впрочем, комментируя майское заявление азербайджанского лидера, надо иметь в виду те контексты, в которых оно было произнесено. Это было время определенного «похолодания» в отношениях Баку с Вашингтоном. В то же время Анкара как раз в это время стремилась максимально дистанцироваться от американцев (этому весьма помогла и ситуация на Ближнем Востоке). Отсюда, стремление показать свою готовность к большей поддержке строптивого «исламского союзника» США и несговорчивого члена НАТО.
Августовский визит Гюля в Баку прошел уже после того, как Азербайджан в значительной степени исправил те погрешности, которые были допущены и им самим, и его американскими партнерами. Турне Госсекретаря США Хилари Клинтон успокоило наиболее горячие головы в Баку, показа, что в Вашингтоне умеют творчески подойти к союзникам, закрывая, где это нужно глаза на отсутствие демократии и недостаточное соблюдение прав человека. В то же самое время Турция, жестко и напористо выступив на ближневосточном направлении, несколько сбавило обороты в своем стремлении делать все наперекор Вашингтону. В этой связи тема соблюдения определенной геополитической дистанции от заокеанских партнеров не стала предметом обсуждения в ходе переговоров турецкого президента и его азербайджанского коллеги.
Впрочем, надо сказать, что и российская тема не рассматривалась, в контексте какого-то геополитического противопоставления. Хотя многие справедливо отметили, что визит Гюля состоялся в канун поездки российского президента Дмитрия Медведева в столицу Армении 19 августа 2010 года. Между тем, визит главы РФ нельзя отнести к числу протокольных и ординарных вояжей. Медведев вместе со своим армянским коллегой планирует подписание целого ряда важных двусторонних документов, включая, среди прочего, Договор о продлении пребывания 102-й российской военной базы в Гюмри (расположенной, кстати говоря, на границе Армении с Турцией). Между тем, согласно Протоколу о продлении сроков пребывания 102-й российской военной базы в Армении (ст.25 договора) предусматривается 49-летнее присутствие российской военной базы в Армении вместо прежнего срока- 25 лет. При этом «обновление» Договора должно произойти за 10 лет до истечения его сроков (он, напомним, был заключен в 1995 году, а с 1996 года на базе начали проходить службу и граждане Армении). В задачи российской базе в Гюмри ставится «осуществление функций по защите интересов РФ» и обеспечение безопасности Армении, как члена ОДКБ, для чего в нее должны быть поставлены «современные и совместимые вооружения, военная (специальная) техника».
Но и здесь есть свои нюансы, поскольку визит Медведева в Ереван проходил под аккомпанемент дискуссий о возможной сделке между РФ и Азербайджаном о продаже последнему российских комплексов С-300 «Фаворит», что, по мнению многих армянских экспертов (в особенности сторонников оппозиции) грозит нарушением баланса сил в зоне карабахского конфликта. В этой связи визит турецкого президента в Баку имел двойную интригу. С одной стороны представители азербайджанского экспертного сообщества рассматривали визит Гюля, как своего рода противовес российско-армянскому альянсу, а с другой это давало возможность российским аналитикам выразить сомнения в том, что оружейная сделка между Москвой и Баку состоится. Итоги азербайджанской поездки Абдуллы Гюля не дают стопроцентного ответа на все поставленные выше вопросы. Президент Турции заявил, что стратегический характер отношений его страны с Азербайджаном не направлен против какой-то третьей силы. Под этим термином он имел в виду, конечно же, не Армению, а в первую очередь Россию, как влиятельную региональную державу. Не будем забывать при этом, что сегодня российско-турецкие отношения находятся на подъеме. Только в мае 2010 года в ходе визита Дмитрия Медведева в Турцию Москва и Анкара договорились об отмене виз для поездок на срок до 30 дней. Подписано соглашение о строительстве АЭС стоимостью в 20 миллиардов американских долларов. Стороны также приняли решение о наращивании объемов товарооборота до 100 миллиардов долларов США в течение пяти лет.
Что же получается в «сухом остатке»? Баку и Анкара подписали Договор о стратегическом партнерстве и взаимной помощи. Можем ли мы считать его прорывом, о чем с большой охотой заявляли Ильхам Алиев и Абдулла Гюль? С одной стороны, всякие дискуссии на эту тему условны, поскольку текст двустороннего соглашения не стал достоянием общественности. Но с другой стороны по косвенным признакам можно увидеть, что полного и окончательного отождествления позиций Баку и Анкары, несмотря на бравую риторику, не произошло. Абдулла Гюль воздержался от жестких заявлений по поводу Армении (вопрос открытия сухопутной границы) и карабахского урегулирования. В то же самое время Азербайджан не пошел на введение безвизового режима с государством, представляющим «один и тот же народ», мотивируя это соображениями внутренней безопасности. Сегодня многие в Баку видят в «стратегическом» Договоре едва ли не гигантский шаг на пути к «освобождению Карабаха». С нашей же точки зрения, стратегическое «братство» со стороны Турции, скорее будет сдерживать Азербайджан от более жестких действий, ибо Анкара не заинтересована (особенно в период трудных внутриполитических испытаний, таких как конституционный референдум 12 сентября и его возможные последствия) в дестабилизации обстановки на Южном Кавказе. Интересно в этой связи и то, что и президент Алиев в ходе визита своего турецкого коллеги заявил о вступлении нагорно-карабахского урегулирования в завершающую фазу. Тезис, более соответствующий не главе конфликтующего государства, а профессиональным миротворцам из Минской группы ОБСЕ и европейских структур.
Таким образом, подводя итоги, следует заметить, что заключение «стратегического Договора» с завесой тайны вокруг него пока что не выглядит как шаг к созданию новых «блоков» и геополитических конфигураций на Кавказе. Заметим, что в сентябре нынешнего года Дмитрий Медведев должен посетить Баку, где запланировано подписание финального документа по делимитации азербайджано-российской границы. Таким образом, жестко противопоставлять Ереван и Москву с одной стороны и Баку с Анкарой с другой не представляется возможным. Просто на Кавказе формируется новый статус-кво, и ключевые игроки заинтересованы в сохранении за собой выгодных позиций. Для этого им необходим качественный аудит проблем и возможных вызовов, а также использование своих ресурсов влияния для остужения «горячих голов» своих партнеров и союзников. Новый август - 2008 ни России, ни Турции не нужен. По крайней мере, в ближайшей перспективе. А потому любое «братство» будет утверждаться здесь без фанатизма.
Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра международных и стратегических исследований, Вашингтон, США
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.