Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.09.2010 | Виктор Грибачов
«9/11»: всеамериканский «День ненависти»
Все предыдущие годы американцы собирались у так называемой «точки ноль», где стояли башни-близнецы, зажигали свечи в память о погибших, зачитывали их имена – всего 2752 человек, официальные лица произносили речи. Этим сентябрем церемония повторится – однако, с небольшими изменениями. Нынешнюю годовщину атаки террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке предлагают отметить борьбой с исламом, мусульманами и Бараком Обамой.
Известный в Америке мусульманский деятель Фейзал Рауф, добившийся согласия местных властей на строительство, выбрал неудачное место - и очень удачное время. Центр, который упорно именуют мечетью, должен располагаться в двух кварталах, на расстоянии в 200 метров от «точки ноль». Согласно проекту, в здании должны расположиться выставочный зал, фитнес-центр, бассейн, ресторан – и мечеть. Так вот, если бы на тему политики писали сказки, то история начиналась бы так: «Жила-была американка Памела Геллер. Она решила создать организацию «Остановить исламизацию Америки», и десятки миллионов сограждан мгновенно ее поддержали. Теперь они требуют запретить строительство мечети возле места, где стоял торговый центр».
В «прозе» все выглядит не так романтично. Когда американцы принялись выражать свое, еще не очень хорошо организованное несогласие со «строительством мечети», в дискуссию решил вмешаться Барак Обама. Президент напомнил соотечественникам, что «мусульмане имеют такое же право исповедовать свою религию, как и другие граждане Соединенных Штатов». Республиканцы, готовящиеся взять реванш за поражение на предстоящих в ноябре выборах палаты представителей и трети сената, издали боевой клич и перешли в психическую атаку. Напрасно Барак Обама уже на следующий день сказал, что не комментировал благоразумность строительства мечети, а лишь говорил о равенстве перед законом представителей всех рас и религий – его уже не услышали. Возглавить крестовый поход против мусульман вообще и президента США в частности доверили Памеле Геллер.
Человек она интересный во многих отношениях. Избрав себе профессией популярную в Америке работу «борьбы за права человека», объявила Барака Обаму «незаконнорожденным сыном Малкольма Экса», негритянского лидера, застреленного на митинге в 1965-м. А теперь «незаконнорожденный», уверяет Памела Геллер, «стал на сторону джихадистов». Проще и не объяснить, а оценку одного из журналистов, сравнивших патриотку с «фашиствующей лунатичкой», можно считать комплиментом. Памела превратилась в ньюсмейкера первой величины – оказавшись в нужное время в нужном месте с нужными идеями – если таковыми, конечно, можно называть примитивную исламофобию. Теперь в первом ряду ее единомышленников – бывший спикер палаты представителей, республиканец Ньют Гингрич, сравнивший инициаторов строительства с фашистами. Есть в ее «группе поддержки» Брайан Фишер из влиятельной «Ассоциации американских семей». В стране, громогласно объявил он, больше не должно появиться ни одной мечети, поскольку «каждая мечеть работает на свержение американского правительства». Что с ними, мечетями, делать, уже знают. Во Флориде популярный радиокомментатор так и сказал в эфире: «Если вы построите мечеть, я надеюсь, что кто-нибудь ее взорвет». Известных имен и фамилий в армии нынешних исламофобов много, все они сплошь и рядом – из списка приглашаемых на рауты политической элиты Америки, губернаторы штатов, бывшие и будущие претенденты на пост президента, равно как и деятели калибром помельче. Блестяще организованные протесты республиканцы честно именуют составной частью предвыборной кампании в конгресс. Хотя тема «мечети для террористов» стала уже «двухпартийной»: среди демократов нашлось достаточно много политиков, которые жестче или мягче высказались против проекта. «Толерантность» Барака Обамы раскритиковал его однопартиец, глава демократического большинства в сенате Гарри Рид.
Понятно, Америка никогда не забудет 11 сентября 2001-го. Будет помнить, что террористами были люди мусульманского вероисповедания. И готова сегодня мазать черной краской весь исламский мир? Известно, почему Фейзал Рауф решил построить культурный центр поблизости от «точки ноль» - не для того, чтобы разъярить своих сограждан. Инициаторы строительства объясняют: место выбрано неслучайно, а именно потому, что здесь произошло 11 сентября 2001-го и во имя американских идеалов. «Это должна быть победа толерантности над ненавистью», - продолжают они. Кто такой сам Рауф? Имам, работавший еще в команде Джорджа Буша по установлению мира на Ближнем Востоке, а не пришлый нелегальный иммигрант с автоматом в руках. Ему бы, конечно, проще было отказаться от своего плана, который многие и многие жители страны рассматривают, прежде всего, как надругательство над памятью погибших. Среди которых было 300 мусульман, если кто не знает… Однако перенести культурный центр в другое место означало бы признать: да, все мусульмане, проживающие в Соединенных Штатах, либо уже готовые террористы, либо единомышленники Усамы бен Ладена, которых будут обучать подрывному делу неподалеку от «точки ноль». Не запретить строительство, а «сменить адрес» предлагают умеренные противники проекта, убеждающие: «Да, он имеет право, но пусть он лучше им не воспользуется». Попросту, пусть мусульмане не попадаются на глаза «добропорядочным белым гражданам».
Американцы – легко внушаемые люди. Сегодня один из трех граждан страны уже уверен, что мусульманину следует запретить даже выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства. Каждый пятый уже сожалеет о своем выборе: 24 процента жителей уверены, что Барак Обама – мусульманин. Людей, предпочитающих жить в подобном заблуждении, даже в три раза больше почитателей Элвиса Пресли, считающих, что «король» жив.
Все это – антураж. Фон к бою без правил, который объявили республиканцы и просто дремучие ультраправые Бараку Обаме. Понимают ли, что объявили тот самый «джихад» всему мусульманскому миру – сказать трудно. Но де-факто так и сделали. Бывший агент ФБР Али Суфан, «фильтровавший» американцев-мусульман после 11 сентября 2001-го, говорит понятно: «Когда на сцене появляются демагоги, приравнивающие весь ислам к терроризму, это лишь усиливает сигнал, который посылают радикалы. Он звучит так: «Идет война против ислама, и Америка не хочет видеть у себя мусульман». Вот так, уверяет он, пишется сценарий следующего видеоролика Усамы бен Ладена.
Сценарий получится великолепным. Ура-патриотично настроенные профсоюзы строителей уже отказались работать над проектом культурного центра. Организация «Американская инициатива защиты свободы» выступила за принятие закона, который запретит ислам в Соединенных Штатах, а каждого мусульманина, отправляющего религиозный обряд, позволит посадить в тюрьму сроком на двадцать лет. Заодно – не пропадать же полемическому запалу – заклеймила чернокожих, назвав их самыми большими убийцами, и предложила лишить их права голоса. «До кучи» – и женщин. Соратник Памелы Геллер, Джон Джей, провозгласил: «Весь ислам объявил нам войну, а все мусульмане – участники боевых действий». На войне, как на войне, с противником борются уже давно: мечети громят, поджигают и обстреливают в штатах Флорида, Мичиган, Техас, Южная Каролина, Пенсильвания, Орегон, Миссури, Аризона и Калифорния. Мирным и очень демократическим путем жители страны протестуют против строительства мусульманских храмов в штатах Теннеси, Джорджия, Кентукки, Висконсин, Иллинойс и той же Калифорнии. Антиисламские настроения в Соединенных Штатах уже окрестили «новым антисемитизмом». Сегодня против строительства культурного центра в Нью-Йорке, сообщают социологи, выступает 68 процентов граждан страны. Правда, вопрос, который им задавали – сместить акценты проще простого – звучал так: «Как вы относитесь к планам группы мусульман…».
Потом не надо говорить, будто американцев не предупреждали. Тот же Али Суфан заверил: «С точки зрения национальной безопасности страны, наши руководители должны понять, что более всего протесты против строительства мечети обрадуют Усаму бен Ладена». То же самое говорил недавно теперь уже бывший главнокомандующий силами НАТО в Афганистане, генерал Стэнли Маккристал: «Убив одного ни в чем не повинного человека, мы приобретаем 10 новых врагов». Сегодня даже известнейший ультраправый журналист, англичанин, работающий в Америке, Эндрю Салливан предупреждает, что развернутая кампания - «опасная составляющая войны с терроризмом». Зато прекрасный предлог для продолжения войны в Афганистане, разве нет?
Не будем говорить о гарантированной конституцией свободе вероисповедания и размышлять на тему соблюдения прав человека в Соединенных Штатах. Не до этого, сейчас там все подчинено борьбе «патриотов» с президентом – антиисламская кампания лишь тупое орудие - и разрешены любые приемы. Если бы президентом сегодня был не Барак Обама, а тот же Джордж Буш, Фейзал Рауф уже перерезал бы ленточку на торжественной церемонии открытия культурного центра: никто бы не сказал и слова против.
Да и говорить, собственно, не о чем, днями Комиссия Соединенных Штатов по международной религиозной свободе – ежегодно получает от правительства 4,3 миллиона долларов на свою работу – назвала проектируемый культурный центр «потенциальным инструментом исламистов». Однако нарушения обнаружила и недавно выступила против ущемления религиозных свобод. Во Вьетнаме. И в Китае, обвинив Пекин в притеснении уйгурских мусульман.
А свобода в Соединенных Штатах всенепременно есть. Грег Гатфилд, юморист правых взглядов, уже заручился поддержкой инвесторов и намерен построить по соседству с культурным центром бар для гомосексуалистов. Потому что, по заверениям журналистов, секс-шопы и магазины, торгующие спиртными напитками рядом с «точкой ноль» уже давно функционируют. Фейзалу Рауфу здесь действительно не место.
Виктор Грибачев - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.