Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

30.09.2010 | Сергей Маркедонов

Кадровые назначения и национальный вопрос

В конце прошлой недели на первом заседании осенней сессии Парламента (Народного собрания) Абхазии определилась кандидатура вице-спикера. По итогам голосования это кресло занял (при 22 голосах «за» и 2 «против») Сергей Матосян. Наверное, данное событие могло бы и не привлечь к себе внимание, если бы не некоторые важные нюансы, сопровождающие это кадровое решение…

Начнем с того, что в соответствие с негласными правилами абхазской политической жизни одним из вице-спикеров Народного собрания выдвигается представитель «нетитульного народа», то есть русские или армяне. Очередные выборы в парламент Абхазии состоялись в 2007 году, однако вплоть до нынешнего года «забронированная вакансия» вице-спикера так и не была занята. Три года назад у властей и оппозиционеров были кандидатуры на этот пост из числа «своих армян». Сергея Матосяна поддерживала оппозиция, а провластные силы выдвинули директора школы Альберта Овсепяна. Тогда Овсепян получил при голосовании 19 голосов «за» при 7 «против». Однако накануне президентских выборов 2009 года Матосян покинул ряды оппозиции и высказался в поддержку действующего главы республики Сергея Багапша. По мнению некоторых абхазских обозревателей, в этом и следует искать причину его кадрового успеха в 2010 году (административный ресурс и прочие реалии постсоветской политической жизни). После того, как Овсепян несколько месяцев назад покинул пост вице-спикера, он некоторое время оставался вакантным. В сентябре 2010 года его занял Сергей Матосян.

Однако не хотелось бы ограничивать рассмотрение этой ситуации исключительно в административно-бюрократических категориях. Тем паче, что современная Абхазия - это не просто частично признанная республика, но и образование, в котором политическая идентичность не до конца сформирована и сформулирована. Начнем с того, что Основной закон республики (глава 4, статья 49) недвусмысленно определяет, кто может быть главой Абхазского государства. Эта формулировка звучит следующим образом: «Президентом Республики Абхазия избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом». Как видим, в этой статье нет соединительного союза «и», который давал бы право возглавить Абхазию не только «лицу абхазской национальности», но также и гражданину Абхазии не моложе 35 лет. А так получается, что только этнический абхаз, являющийся гражданином республики, имеет право стоять «у руля». Понятное дело, что когда Конституция утверждалась в Верховном Совете Абхазии (1994 год) и выносилась на референдум в 1999 году, такой пункт был направлен своим острием против грузин, составлявших до военных действий 1992-1993 гг. 45,7% всего населения республики. Но данная норма в перспективе содержала значительный дискриминационный заряд и по отношению к другим этническим общностям республики, которые не просто проживали (и проживают) в Абхазии, но и сыграли в ее новейшей истории немалую роль. Как бы мы ни относились к нынешнему вице-спикеру парламента (а в республике его критикуют за быструю смену политических воззрений), он является Героем Абхазии. И таких представителей армянской общины Абхазии немало. В ходе военных действий против Грузии на стороне абхазских сил воевал батальон имени Баграмяна, сыгравший свою роль в общем абхазском успехе. На сегодняшний же день армянская община имеет серьезные позиции в бизнесе. Можно сказать, что после ухода грузин в 1993 году (особенно из таких городов, где они имели многочисленные сообщества, как Гагра, Сухуми) многие ниши, занятые ими прежде оказались в руках представителей армянской общины. По данным абхазской статистики на 2003 год в республике проживало около 44 тысяч армян. Однако эти данные внушают сильные сомнения у экспертов, общественных активистов. Называется цифра в 67 или даже 70 тысяч армян. Для сравнения, по данным последней Всесоюзной переписи их число в республике составляло чуть более 76 тысяч человек, что составляло 14, 6 %. Как бы то ни было, но даже согласно статистическим данным 2003 года армяне занимают третье место в республике после абхазов и грузин (вместе с мегрелами). Однако если грузинское население сконцентрировано, главным образом, в Восточной части Абхазии (Гальский район), то армянское рассредоточено по республике. И после ухода грузинского населения Кодорского ущелья в ходе событий 2008 года армянское население (даже если мы полагаемся на оценки 2003 года) стало второй по численности группой внутри Абхазии, которая в сравнении с «титульным» этносом не слишком проигрывает. Это Вам не Нагорный Карабах, где все вместе взятые меньшинства не составят и нескольких процентов населения де-факто государства! В этом случае у абхазов внутри Абхазии нет подавляющего численного преимущества. Именно поэтому мы и говорим про не полностью сформулированную политическую идентичность. Фактически сегодня в политическом отношении Абхазия - это республика абхазов, однако в демографическом и этническом плане это далеко не так. Даже после массового ухода грузинской общины с территории республики.

До сих пор армянская община Абхазии чувствовала себя комфортно. Многие ее представители были инкорпорированы во властные структуры де-факто государства, занимали те или иные посты. Про негласные процедуры мы уже писали. В сегодняшнем парламенте Абхазии (он состоит из 35 человек) 3 места у армян, 3 у русских и 3 у мегрелов. Определенное представительство этнических групп соблюдено. Однако недостаточный уровень представительства во власти обсуждается в республике. Этот вопрос не слишком афишируется и педалируется, но в частных разговорах формулируется вполне четко. И тот факт, что кадровое решение по вице-спикеру состоялось, следует рассматривать, как позитивный факт.

В то же самое время на перспективу у абхазских властей много серьезной работы. Повторимся еще раз, в отличие от Нагорного Карабаха и даже Южной Осетии в Абхазии «титульный народ» не имеет подавляющего этнического преимущества. Следовательно, необходимо уже сегодня подумать над тем, как сделать шаги в сторону от этнократической модели. Наверное, в условиях войны или сразу же после нее, какие-то этнократические аномалии можно если не принять, то рационально объяснить. Сегодня же существование такой нормы, как фиксация этнического права в Основном законе выглядит, как привет из прошлого. С такими подходами и формулами вряд ли Сухуми найдет ключи к сердцам европейских политиков и экспертов, многие из которых смотрят на перспективы Абхазии скорее позитивно, чем негативно. Но есть некие правила, которые в ЕС будут стараться соблюдать. И одним из этих правил является понимание нации, как согражданства, а не как «знака крови и почвы».

Таким образом, безотносительно к проблемам грузинских беженцев и дискуссиям об их возможном возвращении (которое с каждым годом выглядит все более нереалистичным) Абхазии предстоит выбирать между созданием гражданского государства нации или этнократической моделью. Последняя может быть и выглядит для кого-то, как восстановленная историческая справедливость, но в перспективе она создает немало вызовов (в случае нарастания межэтнической напряженности) итоги 1993 года будут поставлены под сомнение, что вряд ли отвечает интересам Республики Абхазия, которая в современных условиях не может выглядеть только как республика абхазов.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра стратегических и международных исследований, Вашингтон, США

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net