Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

04.10.2010 | Борис Макаренко

Единая Германия: 20 лет спустя

Прошло 20 лет, а цена вопроса германского объединения остается неясной. Наши либералы-западники сетуют, что объединение Германии не задало России столь же сильного импульса к вестернизации и демократизации, как странам бывшего социалистического лагеря. Консерваторы и ура-патриоты до сих пор считают это крупнейшим геополитическим поражением России, приблизившим НАТО к нашим границам. Где же правда?

Как раздел Германии в 1945-м, так и ее объединение в 1990-м стали символами тектонических сдвигов в устройстве европейско-атлантического миропорядка. Расширение (или нерасширение) НАТО на Восток в 1990-м не обсуждалось, потому что и не могло обсуждаться (привет критикам Горбачева и Ельцина). Опущенный Сталиным железный занавес посреди Германии принудил Европу к объединению в противостоянии Советскому Союзу. Но его падение и распад СССР поначалу вызвали в Париже и Лондоне большие страхи: на карту Европы возвращались два подзабытых геополитических понятия: 90-миллионная Германия и 150-миллионная Россия — как во времена "Европейского концерта" или Антанты. Призраки начала века, а не планы расширения Старой Европы до Днестра и Буга — вот что доминировало в западноевропейском мышлении два десятилетия назад. НАТО лишь дало Москве обязательство не увеличивать группировку бундесвера на землях бывшей ГДР. Обязательство, которое лишилось всякого смысла, когда — году так в 1993-м — Старая Европа поняла, что мир все же изменился: Германия, может, конкурент, но не угроза. А ассимиляция Центральной и Юго-Восточной Европы — операция трудная и дорогостоящая, но посильная. Тогда-то и началось расширение НАТО и Евросоюза. И подбодрила их опять же успешная ассимиляция восточногерманских земель — западными.

Что мы имеем 20 лет спустя? Восточные немцы переформатировали и германскую социальную модель, и сместили влево германский политический спектр. Но при этом Германия осталась Германией. Европа как политическое понятие приблизилась к Европе географической: в ее систему ценностей, интеграцию экономическую, политическую и военную вошли не только благополучные центральные европейцы, но и румыны с болгарами и — с временным лагом — вошли или войдут и все Балканы. Издержки немалые, но Евросоюз выдержал их.

А что Россия? Согласие на объединение Германии — акт государственной мудрости. Мы помогли ликвидировать самый болезненный артефакт раскола мира на непримиримые лагеря. Раскола, который слишком дорого обошелся России. И именно этим шагом сделали Германию дружественной России страной. Не будем перечислять всех причин, которые в прошедшие 20 лет мешали нам использовать потенциал сближения с Европой во благо России. Это не поздно сделать и сейчас. И добрые отношения с единой Германией нам в этом только помогут.

Борис Макаренко – Председатель Правления Центра политических технологий

Материал опубликован в газете «КоммерсантЪ» 04.10.10

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net