Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

04.10.2010 | Борис Макаренко

Единая Германия: 20 лет спустя

Прошло 20 лет, а цена вопроса германского объединения остается неясной. Наши либералы-западники сетуют, что объединение Германии не задало России столь же сильного импульса к вестернизации и демократизации, как странам бывшего социалистического лагеря. Консерваторы и ура-патриоты до сих пор считают это крупнейшим геополитическим поражением России, приблизившим НАТО к нашим границам. Где же правда?

Как раздел Германии в 1945-м, так и ее объединение в 1990-м стали символами тектонических сдвигов в устройстве европейско-атлантического миропорядка. Расширение (или нерасширение) НАТО на Восток в 1990-м не обсуждалось, потому что и не могло обсуждаться (привет критикам Горбачева и Ельцина). Опущенный Сталиным железный занавес посреди Германии принудил Европу к объединению в противостоянии Советскому Союзу. Но его падение и распад СССР поначалу вызвали в Париже и Лондоне большие страхи: на карту Европы возвращались два подзабытых геополитических понятия: 90-миллионная Германия и 150-миллионная Россия — как во времена "Европейского концерта" или Антанты. Призраки начала века, а не планы расширения Старой Европы до Днестра и Буга — вот что доминировало в западноевропейском мышлении два десятилетия назад. НАТО лишь дало Москве обязательство не увеличивать группировку бундесвера на землях бывшей ГДР. Обязательство, которое лишилось всякого смысла, когда — году так в 1993-м — Старая Европа поняла, что мир все же изменился: Германия, может, конкурент, но не угроза. А ассимиляция Центральной и Юго-Восточной Европы — операция трудная и дорогостоящая, но посильная. Тогда-то и началось расширение НАТО и Евросоюза. И подбодрила их опять же успешная ассимиляция восточногерманских земель — западными.

Что мы имеем 20 лет спустя? Восточные немцы переформатировали и германскую социальную модель, и сместили влево германский политический спектр. Но при этом Германия осталась Германией. Европа как политическое понятие приблизилась к Европе географической: в ее систему ценностей, интеграцию экономическую, политическую и военную вошли не только благополучные центральные европейцы, но и румыны с болгарами и — с временным лагом — вошли или войдут и все Балканы. Издержки немалые, но Евросоюз выдержал их.

А что Россия? Согласие на объединение Германии — акт государственной мудрости. Мы помогли ликвидировать самый болезненный артефакт раскола мира на непримиримые лагеря. Раскола, который слишком дорого обошелся России. И именно этим шагом сделали Германию дружественной России страной. Не будем перечислять всех причин, которые в прошедшие 20 лет мешали нам использовать потенциал сближения с Европой во благо России. Это не поздно сделать и сейчас. И добрые отношения с единой Германией нам в этом только помогут.

Борис Макаренко – Председатель Правления Центра политических технологий

Материал опубликован в газете «КоммерсантЪ» 04.10.10

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net