Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.10.2010 | Александр Ивахник

Неспокойная Европа

Едва ли не каждый день на экранах телевизоров можно увидеть короткие репортажи о многочисленных массовых выступлениях в Европе против правительственной социально-экономической политики. Оказавшись перед лицом тяжелого долгового кризиса и крайне высокого бюджетного дефицита, правительства стран Европейского Союза вне зависимости от их партийно-политической окраски проводят жесткие меры по сокращению социальных расходов, включая снижение оплаты труда госслужащих и некоторых социальных пособий, замораживание пенсий, увеличение пенсионного возраста, сокращение штатов в госсекторе и т.п. В ответ Европу накрыла давно не виданная по масштабам волна социального протеста, которая охватила большинство как старых, так и новых государств Евросоюза. В забастовках, демонстрациях, митингах участвуют сотни тысяч и даже миллионы (как в Испании и Франции) человек.

Примечательно, что телевизионные сюжеты на эту тему, как правило, носят чисто описательный характер. Если же встречаются оценки, то это оценки негативного свойства. Мол, западноевропейцы «заелись», слишком привыкли к плодам государства благосостояния и не хотят адаптироваться к новым жестким условиям кризисного развития. А масштабные забастовки влекут серьезные финансовые потери, что еще более затрудняет выход из экономического кризиса.

Такая оценка представляется крайне односторонней. Во-первых, «заелись» далеко не все. Вряд ли эта характеристика применима к 23 миллионам европейских безработных и к большинству населения стран Восточной и Южной Европы. Во-вторых, чисто монетаристские меры по сокращению социальных расходов – неоднозначный метод оживления экономики. Восстанавливая финансовую стабильность, они, конечно, могут способствовать повышению инвестиционной активности. Но те же самые меры сужают платежеспособный спрос основной массы европейцев на товары и услуги. Не случайно макроэкономическая эффективность монетаристских мер – предмет давнего спора авторитетных мировых экономистов.

К тому же нельзя упускать из виду важнейшее обстоятельство, к которому справедливо привлекают внимание инициаторы и организаторы протестных акций. Первоисточником мирового экономического кризиса 2008-2009 годов стал не промышленный, а финансовый сектор. Рисковая спекулятивная политика крупнейших инвестиционных компаний и банков, нацеленная на максимизацию краткосрочных прибылей и огромных бонусов своих топ-менеджеров, обрушила и стоимость их активов, и финансовую систему в целом. Для спасения национальных финансовых столпов от полного краха правительства крупных европейских стран выделили сотни миллиардов евро, и во многом в результате этого возникли огромные дыры в государственных бюджетах. Теперь же правящие круги пытаются возложить бремя ответственности за восстановление финансовой стабильности на всех граждан, а крупные банки, получив государственную помощь, во многих случаях быстро оправились от первого шока и вновь вышли на высокие прибыли. Первоначальные намерения некоторых правительств резко увеличить налогообложение финансовых институтов на практике обернулись полумерами.

Так что нельзя не признать, что у рядовых европейцев есть вполне обоснованные резоны для недовольства социально-экономическим курсом правящих кругов. Но одно дело – быть недовольным, и совсем другое – быть готовым к участию в социально значимых действиях, будь то забастовка, демонстрация или пикетирование. Здесь напрашивается сравнение ситуации в европейских странах с российской. В нашей стране кризис тоже болезненно сказался на положении многих людей. У нас тоже хватает недовольных. Однако опросы последовательно фиксируют, что преобладающее большинство россиян считает себя не в состоянии реально влиять на действия властей, причем не только на федеральном и региональном, но и на местном уровне. Наиболее современные и продвинутые выплескивают свое раздражение и негодование в блогах и комментах в интернете.

Для артикуляции недовольства в конкретные коллективные лозунги и действия необходимы, как минимум, два условия: подкрепленная традицией и опытом вера в возможность заставить правительство скорректировать принимаемые решения (а, в конечном счете, и поменять его) и наличие независимых от государства и достаточно влиятельных организованных групп интересов (т.е. реальных, а не виртуальных организаций). Оба условия присутствуют в Западной Европе, а Восточная Европа в этом плане ориентируется на западных соседей.

Основными организаторами протестных акций сейчас выступают профсоюзы. Когда-то эффективности профсоюзных действий в Европе сильно мешали идеологические противоречия между различными профобъединениями. После практического исчезновения коммунистического движения на континенте этот момент, похоже, ушел в прошлое. В качестве общего идеологического обоснования своих призывов профсоюзы выдвигают несправедливость ситуации, когда за спасение виновников кризиса должны расплачиваться простые граждане. И эта простая и труднооспоримая идея нашла широкий отклик не только в профсоюзной среде. В солидарных массовых акциях участвуют студенческие, экологические и другие общественные организации. Важно отметить, что, несмотря на серьезные бытовые неудобства вследствие стачечных действий в инфраструктурных отраслях (отмены рейсов самолетов и поездов, прекращение работы метро и автобусов, очереди на автозаправках, невывоз мусора и т.п.), большинство населения, судя по опросам, поддерживает забастовщиков и видит в них людей, отстаивающих не цеховые, а общие интересы трудящихся.

Все это отнюдь не означает, что нынешние европейские правительства под давлением массового движения уже завтра откажутся от своих планов жесткой бюджетной экономии. К тому же в противоположном направлении на них давят бюрократические структуры Евросоюза и международные финансовые институты. Однако учитывать достаточно определенную активную позицию значительной части европейского гражданского общества они, несомненно, будут, в чем-то модифицируя курс, в чем-то идя на уступки. В еще большей степени эту позицию будут учитывать претендующие на власть оппозиционные партии, что окажет влияние на исход будущих выборов и новый расклад сил в верхних эшелонах власти. Другими словами, наблюдающаяся сейчас массовая протестная активность накладывает отпечаток на свойственный Европе сложный процесс взаимодействия разнородных социальных и политических сил и в среднесрочном плане подтолкнет к отказу от крайностей монетаристской социальной политики.

Александр Ивахник – политический обозреватель, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net