Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.11.2010 | Олег Громов
Украина-Россия-Европа: треугольник вопросов
Тональность российско-украинского сотрудничества пошла на спад за последнее время, тогда как оптимизм относительно сближения с Европой у украинских политиков вырос. Пора проанализировать эти тенденции и понять, что конкретно идет не так.
Политическая импотенция
Россия так до сих пор и не предложила глобального проекта, который был бы привлекателен для простых украинцев больше, чем европейский. Для современных граждан Украины Европа – это олицетворение достатка: высокий уровень зарплат и социального обеспечения, комфортные курорты, политическая стабильность и большие перспективы для развития собственного бизнеса. Граждане, выбравшие Россию для трудовой миграции, сделали это, скорее, не потому, что Россия им представляется более комфортной страной, а потому, что сюда быстрее и проще приехать, легче устроиться.
Проблема в России давно осмыслена экспертным сообществом. Но для ее решения не сделано буквально ничего!
Так, в прошлом году ряд украинских и российских политиков предложили проект «Карты русского» для граждан Украины, которые называют себя русскими. Карта подразумевала упрощение устройства на работу и пребывания в России, плюс комплекс социальной защиты. Российский МИД отверг инициативу, сочтя ее неактуальной. С учетом «прагматизма» наших отношений, легко сделать вывод, что россияне просто не захотели тратиться на повышение комфортабельности пребывания в России для граждан Украины. Мол, они как ехали, так и будут ехать – зачем дополнительно тратиться. Отмечу, что такими действиями Россия – как и в 1991 году – еще раз показала, что на судьбу русских, оставшихся за пределами России ей по большому счету плевать. И о них заботиться она не будет.
Мягкое втягивание
Другую картину мы видим в отношениях с Европой. После переговоров 2005-2006 годов был заключен ряд соглашений по ослаблению визового режима для отдельных категорий украинских граждан (журналистов, политиков, бизнесменов и др.), которым теперь не надо платить за оформление виз. На повестке дня нынешних переговоров уже стоит постепенное введение безвизового режима для остальных категорий граждан. Украинские эксперты ожидают, что это будет поэтапно и с постановкой определенных условий со стороны Европы: окончательная демаркация границы с Россией и т.д. С учетом ряда заключенных договоров между Медведевым и Януковичем долго ждать этого не придется.
Членом Европейского Союза Украина не станет еще долго: ЕС еще не «переварил» недавно присоединенные страны. Однако уже по созданию безвизового режима с ЕС Украина продвинулась куда больше России, для которой европейцы пока обходятся общими заявлениями.
Совсем не братское отношение
Очень ярко характеризует современный этап российско-украинских отношений переговоры по созданию авиа- и судостроительного холдингов. Логика переговоров проста: россияне предлагают что-либо, что не устраивает украинцев (которые имеют выбор – сотрудничать с русскими или с европейцами). Стороны не идут на уступки. Переговоры заходят в тупик. Причем удивительно поведение, как украинцев, так и россиян, которое соответствует, скорее, поведению конкурентов, а не партнеров: Украина – «Русские, пойдите нам на уступки!» Россия – «Нет, не хотите по-нашему, не надо вовсе». Россияне ведут себя как хозяева положения, тогда как украинцы пытаются выторговать как можно больше, не учитывая угрозу срыва переговоров и скатывания к положению «а-ля Ющенко».
Уже сейчас мы чувствуем влияние такого подхода: предложения по интеграции в ряде областей (кроме ядерной) не получили своего продолжения. Это относится к идеям зернового союза России, Украины и Казахстана, интеграции в судостроении и ВПК. Наоборот, мы видим свертывание сотрудничества России с крупным украинским поставщиком военной продукции – компанией «Мотор Сич» - и захождение переговоров по созданию нефтегазовых и авиастроительных объединений в тупик.
Неизбежный конец
Логичным завершением такого межгосударственного общения станет не просто полное свертывание кооперационных инициатив, но ужесточение режима пересечения границы (по мере неизбежного сближения Украины с Европейским Союзом). Если взглянуть на историю Украины после развала СССР, то таков конец кажется еще более неизбежным: Украина отдаляется от Росси год от года.
«Братский» подход не просто не приемлем – его никто не поддержит. Элиты мыслят очень капиталистично. Отсюда и проистекают попытки «урвать кусок» у соседа. Россия и Украина как два отдельных хозяйствующих субъекта в обозримой перспективе вряд ли смогут найти общий язык по ключевым вопросам сотрудничества.
Обе наши страны заново строят экономику, обе страны стремятся максимально полно (и выгодно) войти в западные интеграционные объединения. В рамках таких правил игры Россия не конкурент Западу и всему миру. Мы объективно находимся на периферии (или полупериферии) мировой экономики, чтобы самим диктовать условия ее развития. Поэтому Украина – объективно! – стремится к тому полюсу силы, который мощнее и предлагает более выгодные условия для интеграции.
Поэтому Россия и Украина в ближайшее время не перестанут быть, скорее, не партнерами, а конкурентами в мировой игре. Ранее Украина обогнала Россию по вступлению в ВТО. Гонка продолжается. И сейчас на повестке дня стоит вопрос – кто быстрее сблизится с ЕС? Пока и здесь Украина нас обходит.
Смена акцентов
Очевидно, Россия и Украина должны найти новую повестку дня для своего сотрудничества. Если ранее в поле зрения попадали «макровопросы», то теперь мы должны спуститься до нужд простых россиян и украинцев, в первую очередь – молодых.
Обе наши страны сталкиваются с забюрократизированностью, препятствиями для развития малого и среднего бизнеса, реформированием системы образования, здравоохранения и проч. По этим вопросам мы могли бы сформулировать обще подходы и совместно вырабатывать пути решения проблем. Молодежь двух стран (которая психологически наиболее открыта для малого бизнеса) в этом случае ближе друг другу, чем крупнее капиталисты по обе стороны границы, выступающие их естественными конкурентами.Следующая тема – образовательная. Наши страны до сих пор не признают аттестаты, дипломы и научные диссертации друг друга. Это осложняет молодежные контакты и развитие образовательных систем. Страшно представить, сколько специалистов из Украины не смогли работать в России из-за этого?! При том, что вскоре Европа должна стать более благоприятной для межвузовского сотрудничества после полного вступления в силу Болонской системы.
Ко всему прочему следует учитывать и тот факт, что молодые как наиболее «дремучи» в разжигании межнациональной ненависти, так и обладают большим новаторством в решении различных вопросов. Нужны только площадки и поощрение молодежных инициатив.
Альтернатива?
Европейский выбор делает не весь народ. Это прерогатива элиты. Очень важно, как относится к этому молодежь. И в России и в Украине элиты и молодежь либо уже живут/перевели активы в Европу либо стремятся туда. Для того чтобы Россия хоть как-то была привлекательна для украинской элиты и молодежи нужно выполнение нескольких условий.
Негативные:
- Европа должна полностью закрыться для восточных соседей. Условия для такого шага уже вполне готовы: нарастающая пенсионная катастрофа и сложности с миграционным потоком (а также ассимиляцией мусульман) вынудят Европу все больше уделять внимание своим внутренним проблемам. Есть возможность, что Украину, как Беларусь и Молдову Европа попробует использовать для противопоставления нарастающей мусульманской общине и с этой целью попытается включить их в свой состав. Но такой сценарий кажется пока маловероятным, так как Старая Европа еще не «переварила» миграционное давление со стороны недавно присоединенных восточноевропейских стран.
- Европейская социально-экономическая модель потерпит крах вследствие нерешения миграционной проблемы и дополнительных посткризисных ударов по экономике. Это также кажется пока маловероятным, учитывая экономическую мощь Евросоюза. Так что с легкой душой делаем вывод, что Европа на протяжении ближайших пары десятилетий будет оставаться для абсолютного большинства населения Украины «морковкой», подвешенной к потолку.
Позитивные причины приоритетной ориентации на Россию:
- Смена тактики российской элиты по отношению к украинской: предоставление последним шанса приобщиться к энергетическому и другим рынкам России, демонстрация способов интеграции украинской элиты в российскую. Учитывая энергетический патернализм и непреходящую ценность для Кремля нефтегазовых ресурсов России, это кажется почти призрачным вариантом.
- Выработка новой модели общественно-экономического устройства (эдакий «капитализм с российским лицом»). Учитывая противоречие между ориентацией россиян на патернализм и капиталистическо-индивидуалистской установкой элит, к такой модели мы придем нескоро и через большие социальные муки. Другое дело, что это такая же острая проблема и для Украины, перед которой стоит перспектива стать первой христианской национально сплоченной страной постсоветского пространства (что приблизит ее к Европе). Однако Украина Януковича только отдаляется от этой цели, так как консервирует нестабильный межнациональный «недомир», сохранившийся после «революции» Виктора Ющенко. Проблема в том, что элиты постсоветских государств просто не пришли к мысли, что необходимо системно подойти к формированию социальной структуры общества. Большинство постсоветских руководителей вышли на волне перестройки и продолжают идти в фарватере перемен, а не формировать их сами (за редким исключением). Очевидно, осмысление этой задачи придет только с экономическим ростом, который невозможен без технической модернизации и выходом из сырьевого характера экономик. И это также невозможно без тесного сотрудничества стран бывшего СССР (из-за наличия промкомплекса, бывшего ранее единым). Круг почти замкнулся. Кто-то должен уступить в этой игре первым.
Из всего этого следует логичный вывод – Украине грозит застрять в «серой зоне» между ЕС и Россией на ближайшие десятилетия, что сильно затормозит ее экономический рост и законсервирует нынешнее нестабильное социально-политическое устройство. Существует единственный выход: Украина сама должна выступать инициатором интеграционных объединений – постепенно перетягивать на себя восточноевропейское политическое «одеяло».
Олег Горбунов - политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.