Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

24.11.2010 | Сергей Маркедонов

Антитеррористическая борьба: статистика и не только

Российский президент Дмитрий Медведев в очередной раз дал жесткую и нелицеприятную оценку ситуации на Северном Кавказе. На этот раз в фокусе его внимания оказалась такая проблема, как борьба государства с террористической угрозой. Сегодня именно этот вопрос без всякого преувеличения является ключевым, так как без минимизации терактов (о полной ликвидации террористического подполья говорить в обозримой перспективе не приходится) ни одна из целей, заявленных федеральной властью (рост инвестиций, решение проблем безработицы и пополнение республиканских бюджетов) не решаемы по определению.

19 ноября 2010 года в Ессентуках (где временно размещается аппарат полпреда на Северном Кавказе) состоялось совещание по вопросам безопасности в округе. В ходе этого совещания шеф ФСБ Александр Бортников озвучил статистику профилактики терактов в регионе. По его словам, с начала года в СКФО было предотвращено 66 терактов. Это, как считает глава ФСБ, позволило сократить число терактов в 2010 году по сравнению с прошлым на 20%. Однако президент России посмотрел на ситуацию с меньшим уровнем оптимизма, чем Александр Бортников. Более того, Медведев продемонстрировал свое понимание всей относительности тех или иных эмпирических данных. «За 10 месяцев текущего года на территории округа зарегистрировано 64 тыс. преступлений. При снижении в стране количества умышленных убийств на 13%, в округе их количество возросло на 5%, раскрываемость снизилась практически на 10%, хотя последний показатель требует отдельного анализа, я не уверен, что это плохо, потому что статистика у нас лукавая, веры в нее нет», - заявил Медведев.

Тем самым президент призвал своих подчиненных «не лакировать действительность» и рассматривать ситуацию во всей ее сложности. Тем паче, что 2010 год еще не завершился, а террористические «сюрпризы», увы, возможны и в будущем. Впрочем, надо также понимать, что количественные показатели - не самое главное в оценке террористической угрозы в регионе в целом. Думается, что один такой акт, как атака на Буденновск или захват школы в Беслане стоят десятка (если не двух) мелких нападений или диверсионных атак. В 2010 году же в регионе случилось немало резонансных инцидентов, таких, как атака Баксанской ГЭС (ранее техногенные объекты не становились мишенями для террористов), взрыв на ипподроме в Нальчике или на рынке во Владикавказе (последний акт был опасен тем, что создавал угрозу нового обострения осетино-ингушского конфликта). Не меньшее значение имела и атака на родовое село Рамзана Кадырова Центорой или нападение на республиканский парламент Чечни в Грозном (последние два показали уязвимость президента Чечни и его системы власти). Между тем, и большое количество людей, пострадавших от терактов также должно учитываться в страшной «статистике». Иной теракт отнимает намного больше жизней и военных, и гражданских лиц, чем несколько атак или взрывов. Между тем, в 2010 году от терактов смертников погибло (кроме них самих, конечно же) 49 человек, а еще 308 получили ранения большей или меньшей степени тяжести. В одном только владикавказском взрыве погибло 19 человек!

Нередко мы критикуем (и обоснованно) различные властные институты за нежелание анализировать собственные ошибки и стремление списать провалы либо на внешние факторы, либо на «объективные обстоятельства». Выступление Дмитрия Медведева, хочется надеяться, заставит многих представителей власти и силовых структур отнестись к анализу террористической угрозы критически, не ограничиваясь в своих подходах одной лишь статистикой терактов без учета многочисленных «сопутствующих факторов». И, конечно же, не просто учитывать все эти факторы, но делать из всего этого адекватные выводы. Но перед тем, как прийти к ним, следует правильно поставить диагноз. Насколько структуры, отвечающие за профилактику терактов, действуют адекватно? Отдельные попытки такой диагностики уже предпринимали представители российской власти. Так в апреле 2010 года это сделал генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. На тот момент его возмутило то, что зачастую те или иные преступления, расследуемые в Дагестане, Ингушетии, других северокавказских субъектах РФ списываются на уничтоженных боевиков. Как говорится, «мертвые сраму не имут». Среди проблем, поднятых Чайкой, особого внимания заслуживают и статистические «приписки». «В правоохранительных органах не изжита до настоящего времени практика укрытия преступлений от учета. Только в 2009 году прокурорами выявлено и поставлено на учет почти 155 тыс. криминальных посягательств, ранее известных, но по разным причинам не учтенных, что на 9% больше, чем в 2008 году Среди них 250 убийств, свыше 100 фактов умышленного причинения вреда здоровью со смертельным исходом, другие тяжкие преступления. И это еще далеко не все цифры укрытых преступлений», - заявлял тогда генпрокурор. Впрочем, данная проблема имеет отношение не только к республикам Северного Кавказа. В Северокавказском регионе она лишь обостряется самим общественно-политическим контекстом и социально-экономическим контекстом. На конец прошлого года самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Ингушетии и в Чечне (соответственно 51, 2 и 36, 2%). К сожалению, эта тенденция и в нынешнем году не остановилась. В первом квартале уже нового 2010 года самый Северо-Кавказский федеральный округ остался лидером в списке территорий с самым высоким уровнем безработицы (он равняется почти 20% в целом по семи регионам, входящим в него).

В этой связи, очевидно, что без усовершенствования самого инструмента борьбы с терроризмом (а правоохранительные структуры и спецслужбы являются таковым по определению) успех в противодействии «организаторам великих потрясений» не представляется возможным. Можно сколько угодно повторять, как мантру, слова о том, что «бандиты переживают агонию», но без наведения элементарного порядка в сфере борьбы с терроризмом, то есть без приведения в порядок старых и неработающих механизмов, которые до сих пор оказались не в состоянии обуздать диверсионно-террористические вылазки, проблему невозможно решить.

Ведь террористы - это не просто мастера тротила или автомата Калашникова. В первую очередь - это неплохие психологи, которые в процессе формирования «пехоты» для будущих терактов умело манипулируют фактами некачественной работы правоохранительных структур и спецслужб. Такими, как высокий уровень коррупции, используемые «приписки», зачастую неумение правильно и грамотно выстроить доказательную базу, ошибки в определении виновных и причастных к преступлениям. Однако итог такой непрофессиональной работы «органов» имеет слишком чувствительные последствия в виде снижения легитимности российской власти, а также роста недоверия к людям в погонах. Между тем, без этого доверия невозможно переломить ситуацию в выгодном для российского общества направлении.

Сегодня не следует впадать в крайности и искренне полагать, что все население северокавказских республик в одночасье оказалось поборниками идей «чистого ислама». В реальности Северный Кавказ- это не Афганистан и даже не Центральная Азия. Большая часть населения, исповедуя ислам, тем не менее, в социально-политической сфере ориентирована на светскую модель власти. Однако грубые и подчас непрофессиональные действия «органов» провоцируют у рядовых граждан социальную апатию и излишнюю толерантность по отношению к экстремистам (их активно не поддерживают, но им и не мешают). Между тем, мировой опыт (включая и наш собственный советский) показывает, что эффективное сдерживание диверсионно-террористической и партизанской активности возможно только тогда, когда население начинает оказывать добровольную поддержку власти просто потому, что ей доверяет. Как минимум, считает ее легитимной силой, обладающей правом на насилие. Аналитические исследования американских и британских востоковедов показали, что в сегодняшнем Афганистане движение «Талибан» имеет поддержку 15-20% населения. Однако и этого хватает, чтобы поставить в затруднительное положение мирового гегемона.

Значит, доверие населения становится едва ли не главным ресурсом правоохранительных структур и спецслужб. Этим структурам готовы простить их жесткость и даже в умеренных пределах жестокость, но не простят им несправедливости и незаконных действий, нечестности и непрозрачности. В этой связи тот уровень откровенности, который был продемонстрирован президентом, можно только приветствовать.

Сегодня мы подошли к тому рубежу, когда поиск ложных и отвлекающих целей в диагностике северокавказских социально-политических болезней уже недопустим. Пора понять, что критический пафос в адрес наших собственных органов власти и управления, правоохранительных структур и спецслужб нужен не «западным супостатам», а нам самим. Для того, чтобы осознав собственные провалы и ошибки, извлечь из них уроки. И кардинально улучшить инструменты антитеррористической борьбы. Впрочем, не забывая и о том, что эта борьба несводима к действиям одних лишь действиям людей в погонах. Это - сложный комплекс мероприятий в сфере и «жесткой», и «мягкой безопасности», который имеет одну центральную задачу - повышение эффективности государственной машины в целом.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net