Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.12.2010 | Сергей Маркедонов
Границы, дачи, здравый смысл
Российское присутствие в Абхазии переходит на качественно новый уровень. Это касается разных сфер, начиная от вопросов безопасности и заканчивая имущественной сферой. 8 декабря 2010 года была открыта первая застава российского пограничного управления ФСБ. Она расположилась в поселке Пичора Гальского района. Обустройство данного объекта заняло 9 месяцев (оно касалось не только военно-технических аспектов, но и социальных условий для семей пограничников). Открытие пограничной заставы в восточной части Абхазии (наиболее опасном направлении для республики) – прямое следствие соглашения о совместной охране границ, которое было заключено в апреле нынешнего года. В целом же российская ответственность за охрану абхазской границы должна составить более 350 километров границ, включая морской участок (он самый большой, составляет 215 км.), а также сухопутный (98 км.) и речной (39).
Однако российское присутствие не ограничивается только лишь вопросами безопасности и военно-технического сотрудничества. Некоторым компенсационным механизмом для России за ее роль в обеспечении абхазской независимости от грузинской государственности станет укрепление имущественных позиций РФ внутри Абхазии. Сегодня республиканское руководство рассматривает возможность передачи России нескольких дачных комплексов, которые прославились еще в советские времена, когда Абхазия играла роль «коммунистической Флориды» для вождей Советского Союза различного ранга и калибра. В постсоветский период Россия уже проявляла свой интерес к этим объектам. Речь идет об элитных дачах Лаврентия Берия в Гагре, Никиты Хрущева в Пицунде и Михаила Горбачева в Мюссере Гудаутского района. Что касается комплекса в Мюссере, то этот объект был одной из последних дачных застроек советского периода. Эта дача создавалась для последнего генсека и первого президента СССР Михаила Горбачева, хотя он до распада союзного государства так и не успел насладиться абхазским отдыхом. Местные жители слагают о даче легенды, рассказывая в ходе экскурсий доверчивым визитерам про специальные проходы для подводных лодок и сверхсовременное оборудование, позволяющее его обитателем едва ли не руководить страной в условиях ядерного конфликта.
«Дачный вопрос» в российско-абхазских отношениях выплывал уже и ранее. Дача Лаврентия Павловича была передана администрации Краснодарского края в 2003 году. Формально это была легислатура (вторая по счету) первого президента Абхазии Владислава Ардзинба, хотя в это время он уже был больше обеспокоен не развитием непризнанной государственности, а обеспечением преемника (о себе все сильнее давала знать болезнь). Что же касается госдачи в Пицунде, то ее и вовсе передали в бессрочное пользование России в 1995 году, хотя это не сделало тогда Москву проабхазской. Впереди будут непростые годы блокады и продавливания планов «общего государства». Между тем, юридическая составляющая актов 1995 и 2003 годов была крайне сомнительная со всех точек зрения, так как в тот период Москва не признавала независимости Абхазии и, напротив, поддерживала территориальную целостность Грузии. В августе 2008 года ситуация изменилась, и сегодня готовящиеся соглашения наряду с наращиванием военно-политического присутствия России создают любопытную ситуацию.С одной стороны есть государство (и не просто государство-изгой, а постоянный член Совбеза ООН, ОБСЕ и «большой восьмерки», а также полноправный член Совета Россия-НАТО и крупнейший энергетический партнер Европы), признающее независимость Абхазии, а значит и считающее все договоры с этой республикой легальными и легитимными. Владимир Путин 24 сентября нынешнего года подписал специальное поручение Федеральной службе охраны и МИД РФ разработать соглашение с Абхазией (которая в Москве рассматривается, как субъект международного права) о передаче в собственность РФ нескольких элитных дачных комплексов. Общая их площадь составляет более 600 гектаров. В то же самое время российский премьер предположил право экстерриториальности для персонала, который будет трудоустроен на этих объектах. Они будут подчиняться только российскому (но не абхазскому законодательству), в то время как сами дачи предназначаются для важных государственных (российских, естественно, нужд). В общем, по прочтении данных документов возникает ощущение déjà vu. То ли Китай второй половины 19-го века, то ли страны Латинской Америки в их взаимоотношениях с «дядей Сэмом».
С другой стороны есть позиция Грузии и поддерживающих ее ЕС и США, которые все документы, подписанные Сухуми и Москвой считают юридически фиктивными и ничтожными. И это - не просто наличие позиции. Для вступления в ВТО необходимо согласие всех-стран членов организации. Однако позиция Тбилиси даже после широких жестов в пользу России со стороны США (и лично президента Барака Обамы) и ЕС продолжает оставаться неизменной: доступ таможенников на пропускные пункты на границах Абхазии и Южной Осетии. Вряд ли Москва пойдет на поводу у Тбилиси, хотя ее интерес к ВТО весьма силен. В итоге имеем две реальности. В одной из них есть независимая от Грузии, но подконтрольная России Абхазия, а в другой «незаконно оккупированная территория». Такое «раздвоение», судя по всему, всерьез и надолго.
Между тем рост военного и экономического присутствия РФ в Абхазии ставит немало острых проблем. Нельзя сказать, чтобы все абхазское политическое сообщество было бы в восторге от «дачного» решения. Разноголосица внутри Абхазии прозвучала на круглом столе, состоявшемся в Сухуми 1 декабря 2010 года. Если суммировать позиции противников быстрой и практически безвозмездной передачи дачных объектов России, то они выглядят следующим образом. Во-первых, благодарность России должна иметь меру. Абхазии надо определить «красные линии» в своих отношениях с Москвой и научиться говорить «нет», хотя бы в некоторых принципиально важных случаях (эту позицию озвучил бывший секретарь Совбеза республики Станислав Лакоба). Во-вторых, абхазские объекты должны передаваться после серьезного общественного обсуждения, открытой экспертизы, а не на основе кулуарных решений (последний вопрос активно дискутируется представителями абхазской оппозиции). По словам известного абхазского политолога Лейлы Тания, «абхазам, не достает политической хитрости. Власти, ссылаясь на то, что мы многим обязаны России за признание, выражают готовность в знак благодарности передать ей многие важные объекты», однако, с ее точки зрения, «суверенитет без собственности на свою землю, без права юрисдикции над всеми стратегическими объектами - просто невозможен». В итоге на сегодняшний день в рамках Общественной палаты республики сформирована рабочая группа, которая планирует заняться экспертизой документов о готовящейся передаче объектов на предмет их соответствия абхазскому законодательству. Не исключено, что по итогам такой работы в республике появятся новые политики, которые сделают имущественную тему своим «коньком» в будущих политических баталиях.
Впрочем, имущественный вопрос имеет и другое измерение. 28 октября 2010 года в Сухуми прошло заседание первого расширенного заседания комиссии по обеспечению законности при решении имущественных прав граждан России и Абхазии собрались для того, чтобы подумать, как бы этот вопрос не испортил отношений между Сухуми и Москвой. Старт работы комиссии с труднопроизносимым названием - результат сложных согласований и компромиссов между российскими властями и руководителями Абхазии. Время от времени отголоски этой борьбы попадали в фокус внимания СМИ. Большой резонанс вызвала сентябрьская публикация в «Московском комсомольце» официальных обращений посла РФ в Абхазии Семена Григорьева и «Памятной записки», переданной им Сергею Багапшу. Не менее широко обсуждались и комментарии абхазского премьера Сергея Шамбы, касающиеся российской концепции восстановления имущественных прав граждан РФ. Подробно комментировать все эти публикации и высказывания вряд ли имеет смысл.
Просто с приходом России в Абхазию «всерьез и надолго», как сказал в прошлом году российский посол в республике Семен Григорьев, возникла правовая проблема. Оказалось, что этническая собственность на землю не может быть избирательной, и что помимо «честно отнятого» имущества грузин есть такие же проблемы и у этнических русских, и у представителей других групп, имеющих российский паспорт. И отказаться от их защиты Москва не может не из-за абстрактной любви к законности, а из-за возможности потерять имидж. Но весь фокус в том, что и абхазы не могут с легкостью пересмотреть свое революционное прошлое и в одночасье стать поборниками гражданского права и гражданской идентичности. Война и сопровождаемые ею колоссальные демографические потери среди абхазов сформировали стойкие фобии по поводу пересмотра или хотя бы частичной ревизии «черного передела» 1993 года, ставшего символом победы над Грузией. А потому за каждым русским, требующим компенсации за утраченное жилье, Сухуми видит коварного грузина. Как бы то ни было, а 8 декабря 2010 года около 30 российских граждан пикетировали абхазское посольство в Москве, а затем передали обращение на имя Сергея Багапша с перечнем случаев, когда земельные участки и квартиры русских жителей республики были захвачены. Возникает непростая дилемма: Москва должна вмешиваться и защищать своих сограждан. Но при этом, наращивая свое геополитическое и имущественное присутствие (включая элитные дачные комплексы), она рискует встретить неприятие со стороны, как абхазских общественников, так и бизнесменов (которые заведомо в проигрышной позиции в сравнении с бизнесменами из Москвы, Краснодара, Ростова и даже Нальчика). Но с третьей стороны, отсутствие инвестиций в экономику Абхазии не продвинет республику ни на сантиметр в сторону преодоления послевоенной разрухи.
И нахождение оптимальной линии, которая позволила бы и российский интерес соблюсти, и не вызвать отчуждение абхазского населения, является наиважнейшей задачей Москвы. Впрочем, и абхазского руководства тоже, ибо его излишняя податливость также провоцирует некоторые неумеренные аппетиты у российских деловых структур и политиков. За примерами далеко ходить не надо. «Роснефть» (формально это - иностранная фирма!) получила льготный режим налогообложения (как будто будь он иным, он разорил бы компанию). В то же самое время местные абхазские фирмы (возможности которых и близко нельзя сравнивать с энергетическим гигантом) не могут получать кредит меньше 20% годовых. А ведь «Роснефть» - это только пионер, за которым придут и другие. Но фокус в том, что «своей» абхазской власти податливость и даже жадность простят, а вот «чужой» российской смогут в случае нарастания проблемных «узлов» припомнить все. Кто сомневается, посмотрите на опыт Центральной и Восточной Европы. Кто там активно обличает Гомулку, Герека, Гусака, Чаушеску, Снечкуса, Живкова или Кадара? Напротив, в их поведении пытаются отыскать какое-то рациональное и «национальное зерно». Зато желающих выступить против «российского империализма» пруд пруди. Опять же, логика, проста и понятна, «свое» всегда приятнее.
В этой связи сегодня следует лишь зафиксировать то, что упорно игнорируют многие российские обозреватели и политики. «Медовый месяц» в отношениях Москвы и Сухуми закончился. Общая цель - достижение независимости Абхазии от Грузии - достигнута, а далее начинаются сложные взаимоотношения, которые предполагают и разные интересы, и разные трактовки одних и тех же событий. Ничего экстраординарного в таком развитии событий нет. То же самое (или почти аналогичное) происходило у западных стран в Косово, Боснии, Хорватии или на Ближнем Востоке. Можно привести массу случаев, когда даже такие стратегические союзники, такие как США и Израиль, жестко спорили по тому или иному вопросу. Главное в этом - сохранение здравого смысла и рационального подхода. И в Сухуми, и в Москве.
Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра стратегических и международных исследований, Вашингтон, США
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.