Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

15.12.2010 | Сергей Маркедонов

«Обновление» Приднестровья

Избирательные «соревнования» признанной Молдовы и непризнанного Приднестровья продолжаются. Не успел молдавский ЦИК посчитать и огласить итоги очередных внеочередных парламентских выборов, как во внутриполитическом кризисе страны обозначился новый поворот. 10 декабря 2010 года Конституционный суд Молдовы принял решение, вновь разворачивающее ситуацию (правда, пока непонятно, в каком направлении). По ходатайству коммунистов, пройдет пересчет голосов, поданных 28 ноября нынешнего года. Эта процедура начинается 15 декабря и должна закончиться не позднее пятницы, 17 декабря. После этого Конституционный суд огласит итоги нового подсчета. И не исключено, что впереди молдавских избирателей ждут новые интриги.

А пока в Молдавии разворачивается новый акт внутриполитической драмы, в непризнанном Приднестровье 12 декабря избирали высший законодательный орган власти. Большинство голосов в новом созыве Верховного Совета завоевала партия «Обновление». В отличие от Республики Молдова Приднестровье, формально принадлежащее ей, является президентской, а не парламентской республикой. Здесь выборы проводятся не по партийным спискам, а по одномандатным округам (всего таковых 43). После 12 декабря «Обновление» может получить около 30 голосов, учитывая не только членов этой партии, но и близких к ней выдвиженцев других структур. Конечно же, парламентские выборы в президентской республике - всегда промежуточный этап, который в то же время недооценивать не стоит. Сразу же после голосования спикер Верховного Совета ПМР Анатолий Каминский заявил о том, что на президентские выборы 2011 года партия выдвинет своего кандидата, однако не назвал, по крайней мере, пока, конкретные фамилии.

Стоит отметить также, что за последние годы роль парламента в ПМР значительно выросла. Не столько даже благодаря каким-то конституционным изменениям, а в результате вызревания предпосылок для политических трансформаций. Многолетнее доминирование в приднестровской политике одного человека (Игоря Смирнова) устало удовлетворять потребностям бизнеса республики, который стремится конвертировать свое влияние в политический капитал.

Впервые «абсолютизму» президента ПМР был брошен вызов в декабре 2005 года, когда парламентские выборы выиграла не республиканская «партия власти» (на тот момент объединение «Республика»), а движение «Обновление» (в то время еще не партия). Тогда ему удалось получить конституционное большинство в Верховном Совете ПМР. Само это движение появилось под выборы 2000 года. Учредительная конференция «обновленцев» прошла 24 августа 2000 года. Как гласит интернет-портал «Обновления» его создание «в значительной степени было обусловлено экономическими причинами. Анализируя реальное состояние экономики республики на рубеже веков, инициативная группа из депутатов, представителей предпринимательских кругов, науки и высшего профессионального образования пришли к выводу, что траектория развития ПМР не соответствует ни преобразованиям в постсоциалистических государствах, ни моделям социально-экономического развития стран со сложившейся эффективной рыночной экономикой». Это означало на тот момент только одно: деловые круги и политики непризнанной республики более не готовы следовать курсом экономического дирижизма и политического патернализма (в равной степени и изоляционизма). При этом эти круги не пытались отказаться от приднестровского суверенитета (на что необоснованно надеялись некоторые аналитики из США и стран Европы). Их прагматизм был иного свойства. Он был ориентирован на улучшение стандартов внутренней политики и экономики ПМР, но не на поиски путей интеграции в состав Молдовы, у которой ни тогда, ни сейчас не было до конца сформированной политической идентичности.

Первая проба пера для «обновленцев» была крайне неудачной. В 2000 году они взяли только 7 мандатов из 43. Но уже через 5 лет был преодолен более высокий рубеж, получено конституционное большинство, что обеспечило пост спикера Верховного Совета. Этот пост «обновленцы» сохранили и после того, как в отставку ушел их прежний лидер Евгений Шевчук (июль 2009 год), а его место занял Анатолий Каминский. После этого успеха многие обозреватели прочили Евгению Шевчуку (тогдашнему спикеру) участие в президентской гонке 2006 года. Однако конкуренции на выборах не получилось, Шевчук не принял в них участие, а Смирнов победил без особого труда. Конечно, несмотря на серьезное недовольство президентской командой в деловых кругах, у Смирнова был (и сейчас остается) высокий уровень популярности. Этот уровень особенно вырастает в минуты внешнего давления. В 2006 году ПМР стала объектом совместного экономического давления со стороны Украины и Молдовы (внутри непризнанной республики его называли «блокадой»). Это давление консолидировало общественное мнение вокруг Смирнова. Аналогичную ситуацию мы наблюдали в 2004-2006 гг. в Южной Осетии, когда югоосетинское общество объединилось вокруг Эдуарда Кокойты и оказало ему беспрецедентную поддержку на выборах в ноябре 2006 года (хотя до этого в его адрес было выпущено немало критических стрел внутри самой республики). Впрочем, и Грузия после августа 2008 года - свидетельство того, что внешнее давление способно «помогать» тому или иному национальному лидеру удержаться на плаву.

Как бы то ни было, а следующую серьезную политическую заявку «Обновление» сделало весной 2009 года, когда представители парламентской фракции этой к тому времени уже партии выступили с декларацией «Инициатива шестнадцати». Эта инициатива была направлена против расширения полномочий вице-президента ПМР Александра Королева, политика, имеющего репутацию «консерватора» и традиционалиста. Эта инициатива встретила противодействие со стороны президентской команды, спровоцировала ответные контрмеры. В итоге к концу 2009- началу 2010 гг. «обновленцы» и Смирнов нашли некий компромисс. Произошел размен фигур (отставка Шевчука с поста лидера партии и ограничение полномочий Александра Королева до представительских функций). Но этот спор «закалил» партию и сделал ее главным фаворитом выборов-2010. Заметим также, что в марте 2010 года «Обновление» выиграло местные выборы. Но, повторимся еще раз, главной целью любой партии в президентской республике (особенно в такой, где персонификация власти высока) является победа на выборах главы государства (признанного или нет, второй вопрос).

И эта борьба начинает разворачиваться уже сегодня. Пока еще в этом политическом уравнении много неизвестных. Первое - это президент республики Игорь Смирнов. В сентябре 2006 года автор настоящей статьи готовил для французского издания «Politique Internationalle» интервью с президентом ПМР. В течение полутора часов общения я пытался несколько раз выйти на вопрос о преемнике. Однако Игорь Николаевич отделывался туманными полунамеками о том, что «поиск идет и в структурах исполнительной, и законодательной власти». Пойдет ли сам бессменный лидер ПМР на новый срок или выдвинет преемника. И насколько ресурс популярности Смирнова может автоматически переходить к его потенциальному преемнику. В случае с Абхазией 2004 года «автомат» не сработал, и тогдашний премьер-министр Рауль Хаджимба, несмотря на поддержку харизматического Владислава Ардзинбы не смог одержать победу. Не было у него харизмы первого президента республики. Не факт, что харизма Смирнова (а она у него, бесспорно, присутствует, как бы кто к нему лично не относился), перейдет «по наследству».

Свидетельством этому – результаты пропрезидентского движения (а затем и партии) на парламентских выборах 2005 и 2010 гг. Ресурс поддержки первого лица не распространяется автоматически на его приближенных. Второе неизвестное - кандидат от «Обновления». Кто станет им? Почувствовавший вкус власти Анатолий Каминский (который в результате компромиссов с президентской администрацией стал лидером партии) или кто-то другой? Возможно ли «большое возвращение» Евгения Шевчука или его звезду можно считать закатившейся? Третье - возможные «возмутители спокойствия», которые могут сыграть роль Александра Лебедя образца 1996 года. Четвертое - внешний фактор. Вспомним о событиях 2006 года. Между тем, и сегодня находится немало внешних доброхотов, заинтересованных в некотором раскачивании «лодки». Вот недавно «отметился» и президент Румынии Траян Бэсеску. 14 декабря 2010 года в интервью «Financial Times» он заявил, что на Днестре может повториться югоосетинский сценарий.

«У нас есть Приднестровье, в нескольких километрах от границы. Мы не можем смириться с таким риском для нашей безопасности»,- подчеркнул румынский лидер. Понятное дело, что риторика – это не то же самое, что реальная политика. Однако повторение заявлений подобного рода (в особенности же в предвыборный год) вносит свои «пять копеек» в общий расклад. И, конечно же, весьма способствует «патриотической консолидации», учитывая многочисленные укорененные страхи перед «румынской угрозой» в приднестровском обществе. И последнее (по порядку, но не по важности)- это участие России в приднестровских сценариях. Это касается и внешнего фона (позиции на переговорах с партнерами из ЕС, США, ОБСЕ, Украиной), и поддержки претендентов на президентский пост. Хорошо было бы, если бы Москва не складывала все яйца в одну корзину, так как внутри ПМР нет конкуренции геополитических проектов. Здесь все от коммунистов (и тех, кто против Смирнова, и тех, кто за него) до антикоммунистов поддерживают российский вектор. Следовательно, любой новый (или старый) лидер непризнанной республики будет следовать в фарватере Москвы (естественно, с поправкой и на украинский фактор, так как важность общих границ еще никто не отменял даже в период «глобализации»).

В любом случае, 12 декабря открыло новую страницу во внутриполитической истории ПМР. Но кульминация и «развязка» этой истории произойдут уже в 2011 году. Точнее они станут началом новой политической «завязки».

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра международных и стратегических исследований, Вашингтон, США

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net