Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

17.12.2010 | Сергей Слободчук

Оппозиция без ГМО

Наблюдая за жизнерадостным построением президентской вертикали и сбором политического «урожая» в исполнении власти, дезориентированность и неактуальность украинской оппозиции заметны особенно отчетливо. Говоря об украинской оппозиции сегодня, мы в первую очередь имеем в виду Юлию Тимошенко и ее политическую силу, представленную в Верховной Раде второй по величине фракцией «БЮТ – Батькивщина». Остальные оппозиционеры, будь то «Фронт перемен» Арсения Яценюка, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко не обладают сопоставимыми ресурсами и не имеют представительства в парламенте, если не считать народных депутатов – лидеров этих партий…

«Маленькие» оппозиционеры стараются активно теснить Тимошенко вне стен Верховной Рады. На западе страны – радикальная «Свобода» Олега Тягнибока, а в центре – политики, работающие в нише «новых лиц» (те же Яценюк, Гриценко), что и продемонстрировали выборы в местные советы. Что касается «Нашей Украины – Народной самообороны», то она не может считаться конкурентом, так как ее парламентская фракция уже давно распалась на абсолютно разновекторные группы влияния.Тем не менее, вплоть до следующих выборов в Верховную Раду БЮТ-Б сохраняет статус оппозиционной силы №1, пока конкуренты не имеют фракций в парламенте и не могут использовать парламентскую площадку для раскрутки.

Конечно, проигрыш на президентских выборах – это, если говорить боксерской терминологией, нокдаун. Но за первым нокдауном следуют все новые и новые. Хотя, справедливости ради, нужно признать, что в каждом последующем оппозиция виновата сама.

В итоге украинская оппозиция угодила в клещи. С одной стороны, ей не удается выступать (или хотя бы выглядеть) в качестве равноценного оппонента власти. С другой, против оппозиционеров работает тенденция падения интереса и доверия со стороны избирателей. Причем разочарование избирателей в оппозиции, которая еще вчера представляла собой власть, развивается в контексте разочарования украинцев в украинских политиках в целом.

Главная и самая опасная проблема оппозиции не в переходе депутатов в пропрезидентское большинство, не в заведении уголовных дел против бывших министров и самой Тимошенко и даже не во взятии под стражу бывших главы Государственной таможенной службы Макаренко, первого зампреда «Нефтегаза» Диденко и других чиновников рангом помельче. Оппозиция неинтересна избирателю – во-первых, из-за своей подмоченной кредитной истории, а во-вторых, из-за предсказуемости и отсутствия свежих идей. Реакцию оппозиции на любой шаг президента, Кабинета Министров или Верховной Рады можно предугадать без проблем. К примеру, если правительство презентует проект бюджета, нетрудно догадаться, что представители БЮТ-Б будут критиковать, даже не вникая в суть вопроса. Открываем новостную ленту – и точно, заголовок «Юлия Тимошенко назвала бюджет Азарова ужасным» говорит сам за себя. Подход распространяется и на все другие случаи – если информационный повод комментирует депутат от оппозиции, он обязательно будет критиковать, не утруждая себя аргументами, делая акцент на минусы и сознательно утаивая плюсы.

Возвращаясь к примеру с бюджетом, представим, возможны ли какие-либо другие варианты? К примеру, разве Тимошенко представила свой вариант главного финансового документа как альтернативу госбюджету? Или, может, предлагала собственный вариант одиозного Налогового кодекса, разработанный с участием специалистов по бюджетному процессу, финансистов и экономистов? Или инициировала общественные слушания для того, чтобы на деле доказать, что ее вариант превосходит правительственный? Ничего подобного. Хотя на самом деле альтернативный вариант НК существует – еще несколько лет назад его разработал еще один оппозиционер, союзный Тимошенко глава Европейской партии Украины Николай Катеринчук.

Более того, подобных оппозиционных альтернатив - в отношении бюджета, Налогового, Трудового, Жилищного кодексов и т.д. - не существует в природе не только в виде реальных проектов, но даже в виде пиар-документов.

Если ранее сама тактика огульной критики была результативной, то за последние полтора-два года существенно изменился политический запрос. Большая часть избирателей разочаровалась в традиционных политиках вообще, откуда и берет корни спрос на «новые лица». Менее массовый сегмент видоизменил свое отношение, начав рассматривать политиков в качестве наемных менеджеров, нанятых обществом для проведения реформ, решения насущных проблем и т.д. А такой взгляд сразу же высветил, что менеджеры попросту не справляются со своими обязанностями, подтасовав свое резюме при приеме на работу, а вместо работы занимаются саморекламой, борьбой за власть и дележом государственных ресурсов.

Где же мотивация для избирателя поддерживать оппозицию? Она не просматривается.Если анализировать дискурс украинской оппозиции, то красной строкой проходит исключительно критика инициатив и достижений власти: Администрации Президента, Кабинета Министров, парламентской коалиции etc. Активность строится по простой схеме: «любая инициатива власти – антитезис со стороны оппозиции», а такой подход мало того, что неинтересен, так еще и серьезно сужает возможность для маневра.

А это означает, что, во-первых, оппозиция не задает тон в риторическом соревновании с властью – взамен она добровольно выбирает и исполняет роль догоняющего. А во-вторых, что самое важное, оппозиция, которая презентует себя в качестве лучшей альтернативы, на деле никакой альтернативы решениям Януковича или правительства не продуцирует. Повторимся: какие-либо альтернативные программы, стратегии, законопроекты и механизмы отсутствуют напрочь.

К примеру, если Янукович вносит в парламент предложение ратифицировать соглашения по Черноморскому флоту, то оппозиция автоматически выступает против. То же самое касается и любых других инициатив – уже упомянутого Налогового кодекса, кредита МВФ и т.д.

Кстати, об МВФ. Положение оппозиционеров усугубляет еще и тот факт, что сегодня Тимошенко и ее спикеры критикуют власть за те самые действия, что еще год назад осуществляли сами. Это касается и кредита МВФ, и выбивания налогов из малого и среднего бизнеса, и рост цен на продукты питания и первой необходимости, и все остальное. А украинский избиратель еще не успел забыть события, происходившие так недавно.

Что в итоге? Получается, что оппозиция сама загнала себя в в ловушку и движется по замкнутому кругу.

Между властью и оппозицией отсутствует какая-либо идеологическая дискуссия. Впрочем, такая дискуссия отсутствовала всегда, предлагая электорату на замену либо примитивную фаст-фуд-схему «наши хорошие, а чужие - плохие», характерную для стран в полном расцвете трайбализма, либо более сложный миф об «антинародном режиме» и противостоящих ему «демократах». Поэтому украинский избиратель всегда различал Партию регионов, БЮТ, «Нашу Украину», социалистов и прочих исключительно с помощью мифов и лидеров.

Украинскую оппозицию губит еще и то, что миф об «антинародном режиме», который она пытается раскрутить, является уже давно заезженной пластинкой. Хотя в свое время именно данный миф привел ее к успеху. Если реконструировать настроения общества и СМИ конца 90-х – начала 2000-х, то власть автоматически считалась плохой и преступной, а оппозиция «демократической». Но самое главное, что противоборствующая с «антинародным режимом» президента Кучмы оппозиция получала индульгенцию от всех грехов и просчетов. Чтобы заинтересовать собой избирателя, нужно было максимально жестко критиковать «преступный режим» Кучмы, требовать расследования дела Гонгазде и через слово говорить «демократия». О том, что задача оппозиции – это не просто огульная критика и борьба за абстрактную «правду», а продуцирование альтернативных инициатив, избиратель даже не задумывался. А соответственно, ничего подобного и не требовал.

Но времена изменились – после Майдана к власти попеременно приходили и бывшая оппозиция в лице Ющенко, Мороза и Тимошенко (2004-2006 годы), и бывшая власть в лице Януковича и Партии регионов (2006-2007 года), и снова «оранжевая» коалиция «Нашей Украины - Народной самообороны» - Блока Юлии Тимошенко. И самым тяжелым ударом по оппозиции, результаты которого она пожинает сегодня, был не проигрыш Ющенко или Тимошенко в 2010-м году, а именно 2005-й – первый год президента Ющенко и премьера Тимошенко. Когда украинский избиратель понял, что пришедшие к власти люди элементарно ничем не отличаются от тех, кто был до них. Осознал, что власть была и есть для них главной целью, а совсем не инструментом работы на благо общества.

Проверка и «хороших», и «плохих», и «оранжевых», и «бело-голубых» на деле привела к тому, что миф об «антинародном режиме» и конструкция «плохая власть – хорошая оппозиция» в глазах электората окончательно разрушились. Запрос избирателя сегодня в числе прочих характеризуют тезисы «все они одинаковые» и «нужны новые лица». Резюмируем: в новом политическом интерьере образ пламенной оппозиции существенно девальвировался, а индульгенция от непрофессионализма и отсутствия конструктива потеряла свою силу.

Тем не менее, до следующих парламентских выборов именно Тимошенко и БЮТ-Б будут оппозицией №1 именно за счет доминирования на парламентской площадке.Тем не менее, для оппозиционеров это не повод расслабляться, а лдя власти – окончательно списывать Тимошенко со счетов. Экс-премьеру и ее политической силе необходимо решить две жизненно важные задачи. Задача №1 заключается в «обновлении образа», что включает переход на площадку критика власти, который а) продуцирует альтернативу и б) задает или хотя бы участвует в формировании повестки дня. «Сменить рамку» также означает необходимость вооружиться другой риторикой, выстроить новую тактическую и стратегическую линию поведения. Тем более, что Тимошенко – единственный из украинских политиков, кто успешно проходил через «обновление образа». Ведь до 2004-го года она входила в тройку лидеров недоверия, а, правильно подхватив заряд Майдана, перевернула ситуацию и до сих пор удерживает статус одного из ведущих украинских политиков. Вторая и более трудоемкая задача - это модернизация собственного партийного проекта. Запрос избирателя к политикам и партиям изменился. И политическая сила вождисткого типа, где за спиной популярного лидера по партийным спискам в парламент проходят люди, решающие свои бизнес-вопросы, на сегодняшний день не востребована. Здесь возможны трансформация в партию командного типа, раскрутка БЮТ-Б в качестве социального лифта, дающего молодежи даже из самых бедных регионов сделать политическую карьеру, возможны другие варианты, но детально говорить о них можно только, когда появится решимость сделать такой шаг.

А пока что для украинской оппозиции наиболее опасны не перебежчики и не репрессии со стороны власти, а собственные близорукость и заскорузлость. Но как только Тимошенко сможет понять, что мечется по замкнутому кругу, найдет в себе решимость меняться вместе с требованиями времени и определится с конкретными решениями двух приведенных выше задач, она своими руками создаст себе шансы для возвращения во власть и, возможно, для победы на выборах президента в 2015-м году.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net