Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.01.2011 | Александр Ивахник
Совсем не блестящая изоляция
Похоже, Александр Лукашенко все-таки испугался народных выступлений вечером 19 декабря, когда многие тысячи людей, заполнившие центр Минска, неожиданно выступили не в роли подданных, а в роли самостоятельных граждан страны, которые добиваются политической справедливости. Батька понял, что, стремясь к нормализации и укреплению отношений со странами Запада, слишком заигрался в демократию, что чревато, конечно, не потерей власти, но ослаблением ее основ и необходимостью договариваться с другими внутриполитическими силами. А это полностью противоречит автократическому мышлению "последнего диктатора Европы". И на пресс-конференции по поводу своего избрания на новый президентский срок Лукашенко откровенно заявил, что "больше бестолковой демократии в стране не будет".
Собственно, этой установкой и определяется логика действий режима после 19 декабря. Задача номер один – разгромить организованную оппозицию. Этой задаче были подчинены незамедлительные аресты почти всех кандидатов в президенты и еще почти 700 активистов - сначала по административным делам об участии в беспорядках. Но сейчас 31 человеку, включая пятерых бывших кандидатов в президенты, уже предъявлены уголовные обвинения в организации беспорядков, за что им грозят тюремные сроки от 5 до 15 лет. Еще 13 человек находятся под подозрением по тем же обвинениям. ГУВД Минска объявило, что уже выявило 120 активных участников беспорядков, то есть по сути дела поставило их под угрозу уголовного преследования, подцепив таким образом на крючок. Можно не сомневаться, что наиболее решительные и несговорчивые лидеры и активисты оппозиции сядут в тюрьму, причем надолго. Той же задаче подавить организованное несогласие служат обыски в редакциях независимых изданий, закрытие некоторых СМИ, а также вероятная юридическая ликвидация ряда партий.
Другая задача, за решение которой активно взялся лукашенковский режим, – ослабить массовую базу политической оппозиции. А поскольку в этой базе преобладает молодежь, прежде всего студенты, то они и стали объектом практических действий власти. Началось повальное отчисление из вузов студентов, которые отсидели административный арест за участие в событиях 19 декабря. Выталкивают из вузов даже тех, кто задержан не был, но кого подозревают в присутствии в тот вечер на площади Независимости. Речь идет о сотнях, если не тысячах, студентов, перед которыми встает перспектива скоро оказаться в армии на перевоспитании.
Выжигая политическое поле, Лукашенко в то же время пытается расколоть оппозицию, найти в ней людей сговорчивых, готовых повиниться, покаяться в грехах и согласиться на роль полностью подконтрольных, декоративных "оппозиционеров", для украшения в будущем фасада режима. В обмен эти люди освобождаются из СИЗО (пока под подписку о невыезде) и могут рассчитывать на неприменение к ним суровых наказаний. Есть признаки, что такая тактика приносит частичные результаты.Впрочем, вряд ли Александр Лукашенко всерьез рассчитывает, что подобное "украшательство" смягчит отношение к нему со стороны Запада. Отношение это испорчено всерьез и надолго. Более того, Батька дает понять, что не очень-то и заинтересован в диалоге с западной демократией. Об этом говорит принятое в начале января решение не продлевать мандат офиса ОБСЕ в Минске, что стало прямой реакцией на отказ наблюдателей ОБСЕ признать выборы в Белоруссии демократичными и прозрачными и осуждение ими жесткого характера подавления уличной акции протеста 19 декабря.
Правда, на днях министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов посетил ряд западноевропейских стран, где пытался объяснять обоснованность действий властей. В частности, 13 января на встрече с верховным представителем Евросоюза по иностранным делам баронессой Кэтрин Эштон он заверял, что применение силы 19 декабря было спровоцировано самими демонстрантами, что Лукашенко не причастен к массовым задержаниям, не давал никаких указаний правоохранительным органам по этому поводу и не имеет полномочий освободить арестованных. Конечно, в Евросоюзе есть наивные люди, которые в свое время поверили в возможность демократического перерождения белорусского режима, но сейчас терпеливо выслушивать подобные "сказки" никто не станет.
В настоящее время практическая реакция Евросоюза только формулируется, но уже ясно, что она будет жесткой. Всерьез относящиеся к правам человека и демократическим свободам европейские институты просто не смогут спустить на тормозах столь наглое попрание своих принципов, и не где-нибудь, а совсем рядом. Поскольку главное требование ЕС – освобождение всех арестованных в связи с событиями 19 декабря – удовлетворено не будет, то непременно последуют санкции. На это согласился даже наиболее упорный покровитель Лукашенко внутри Евросоюза – итальянский премьер Сильвио Берлускони, зажатый у себя в стране оппозицией и судами.
На открывающейся 17 января пленарной сессии Европарламента будет принята резолюция по Белоруссии. Затем в Белоруссию планируется направить миссию высокопоставленных деятелей ЕС для изучения ситуации на месте. Поскольку миссию, видимо, возглавит яростный критик Александра Лукашенко, председатель Европарламента поляк Ежи Бузек, а ее члены наверняка захотят встретиться с находящимися в СИЗО бывшими кандидатами в президенты, то к 31 января, когда комитет министров иностранных дел ЕС будет принимать решение по санкциям, можно ожидать еще большего обострения отношений.
Существует почти стопроцентная уверенность в том, что президент Белоруссии и около сотни других высших чиновников страны станут невъездными в государства Евросоюза, а их денежные счета там в случае обнаружения будут заморожены. Такая санкция была введена еще в 2006 году за фальсификацию предыдущих президентских выборов, но затем ее действие было приостановлено. Теперь мораторий будет отменен. Обсуждаются и другие санкции. Тот же Ежи Бузек предложил отстранить Белоруссию от участия в Олимпийских играх и других мировых спортивных событиях, а главное – лишить ее права проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Впрочем, механизм реализации спортивных санкций не ясен, так что эта угроза носит преимущественно морально-политический характер.
А вот угроза экономических санкций, будь то ограничения на инвестиции или на торговые связи, более реальна и опасна для стабильности режима Лукашенко. Экспорт продуктов нефтепереработки и калийных удобрений, дающий львиную долю валютных поступлений страны, идет, прежде всего, именно в страны ЕС. В целом на Евросоюз приходится около 50% внешнеторгового оборота Белоруссии.
Но даже если до экономических санкций дело не дойдет, общий уровень взаимодействия Белоруссии с Евросоюзом опустится необычайно низко. Александр Лукашенко надолго потеряет возможности для активной самостоятельной игры на европейском поле, а в отношении США таких возможностей не было и раньше.
Может быть, Батька попытается компенсировать изоляцию на Западе резкой активизацией на восточном направлении, налаживанием стабильных всесторонних отношений с Россией? Пока не похоже. Как известно, в отличие от своих западных коллег, президент России Дмитрий Медведев официально поздравил Лукашенко с очередным избранием на пост главы государства, но сделал это подчеркнуто сдержанно. Помимо всего прочего, такая сдержанность, видимо, объяснялась тем, что среди арестованных в Минске 19 декабря оказались 11 граждан России. При этом, несмотря на усилия российских диппредставителей, они были отпущены из СИЗО только 29 декабря, отбыв 10-дневный срок ареста.
Более того, двое из них - Артем Бреус и Иван Гапонов - были тут же вновь задержаны и теперь проходят уже по уголовному делу об организации массовых беспорядков, им грозит до 15 лет тюрьмы. Лукашенко на встрече с журналистами 30 декабря заявил, что за его соперниками на выборах "стояли определенные люди, структуры, большие деньги не из нашего государства". Батька не конкретизировал, но еще раньше по ходу предвыборной кампании утверждал, что по крайней мере двоих кандидатов – Владимира Некляева и Андрея Санникова – поддерживает Россия. Еще больше "рука России" применительно к событиям 19 декабря стала выпячиваться в пропагандистском фильме "Площадь. Железом по стеклу", показанном по белорусскому телевидению в воскресенье 9 января. Все это говорит о том, что антироссийская карта продолжает разыгрываться Батькой, несмотря на внешнюю нормализацию отношений после подписания 10 декабря документов о создании Единого экономического пространства и решения вопроса о пошлинах на российскую нефть.
Россия, со своей стороны, устами министра иностранных дел Сергея Лаврова 13 января поддержала резолюцию Совета Европы по Белоруссии. Эта резолюция поставила ряд вопросов перед белорусским руководством по поводу арестов, произведенных после окончания президентских выборов, и потребовала немедленно освободить всех задержанных кандидатов в президенты, журналистов и правозащитников.Совсем небезоблачны и перспективы реализации достигнутого соглашения о беспошлинных поставках российской нефти в Белоруссию. На сегодняшний день контракты на 2011 год между "Белнефтехимом" и российскими нефтяными компаниями не заключены, что несет в себе угрозу нового обострения экономических противоречий и конфликтов.
Таким образом, отношения между Минском и Москвой остаются достаточно прохладными и несущими в себе большую неопределенность.
В результате режим Александра Лукашенко оказывается в состоянии внешнеполитической изоляции, если вынести за скобки такие экзотические фигуры, как президенты Чавес и Ахмадинежад. И это совсем не та "блестящая изоляция", какую во второй половине XIX века сознательно практиковала находившаяся в расцвете сил и влияния Британская империя.
Материал опубликован на сайте радиовещательной компании «Голос России»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.