Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.02.2011 | Александр Ивахник

Демарш Европарламента

17 февраля Европарламент принял резолюцию «О верховенстве закона в России», которая вызвала широкий резонанс не только в российских СМИ, но и в политических кругах. Реакция была самая разная: от гневного осуждения до горячего одобрения. Кстати, сам текст резолюции стал компромиссным вариантом, в него не вошли наиболее резкие критические оценки в отношении политики российских властей в области прав человека, содержавшиеся в проектах фракций европейских зеленых и либерал-демократов, равно как и предложения о введении каких-либо санкций.

Что же говорится в этой резолюции, вызвавшей столь неравнодушные отклики? В констатирующей части документа упоминается, что в течение последних лет несколько судебных разбирательств породили сомнение в независимости и беспристрастности судебных институтов в России. Также утверждается, что независимые журналисты, активисты гражданского общества, юристы и правозащитники часто становились жертвами угроз и актов насилия, а законодательство, направленное против экстремизма, и новые положения закона о ФСБ являются нечеткими и в результате часто используются для преследования НКО, религиозных меньшинств и СМИ. Наконец, здесь содержится напоминание о том, что президент Медведев неоднократно давал обещания усилить верховенство закона и создать абсолютно независимые современные суды.

В резолютивной части документ, во-первых, подтверждает веру в то, что Россия остается важным партнером Европейского Союза в формировании стабильного сотрудничества, основанного на демократии и верховенстве закона. Во-вторых, решительно осуждает террористический акт в аэропорту Домодедово и выражает соболезнования семьям погибших. В-третьих, выражает озабоченность по поводу сообщений о политически мотивированных судах, несправедливых судебных процедурах и неудачах в расследовании серьезных преступлений, включая убийства и другие акты насилия. В-четвертых, выражает серьезную озабоченность приговором недавнего второго суда над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, подчеркивает, что в отношении этого и предыдущего суда над ними возникали серьезные юридические сомнения, и призывает к независимому судебному разбирательству в связи с предстоящей апелляцией на приговор; требует, чтобы российские власти предприняли всё возможное для улучшения судебной системы в соответствии с обещаниями президента Медведева относительно большей справедливости и прозрачности.

Кроме того, резолюция выражает сожаление по поводу разгона мирных митингов в защиту 31 статьи Конституции РФ и неоднократных арестов оппозиционных деятелей, в частности, Бориса Немцова. Также выражается озабоченность относительно значительного числа сообщений о нарушениях прав человека в России, включая право на мирные собрания, и подчеркивается важность продолжения диалога по правам человека между ЕС и Россией с особым упором на меры российских властей по обеспечению безопасности правозащитников. В резолюции подчеркивается, что полное уважение к правам человека и верховенству закона улучшат репутацию и доверие к России в мире, в особенности в отношениях с Евросоюзом.

Что касается не оценочных положений, а практических мер, то резолюция призывает руководителей исполнительных органов ЕС поднимать эти вопросы на различных встречах с представителями России. В частности, консультации по правам человека должны стать более эффективными, в них желательно участие представителей российского министерства юстиции, МВД и МИД. В последнем пункте резолюция призывает Совет и Комиссию ЕС предложить России практическую помощь в деле повышения независимости судебных и правоохранительных органов и увеличения способности судебной системы противостоять политическому и экономическому давлению.

Если смотреть на резолюцию Европарламента спокойным, непредвзятым взглядом, то она производит впечатление выдержанного и сбалансированного документа. Вообще говоря, никаких новых и неожиданных оценок резолюция не содержит. Разве в самой России неизвестно, что судебная система у нас слабая и несовершенная, что судебные решения зачастую зависят от позиции исполнительной власти и в каких-то случаях политически мотивированы, что права человека в стране нередко нарушаются, что правозащитники и независимые журналисты подвергаются преследованиям, а порой и насилию? Смысл резолюции в том, чтобы официально, на уровне законодательного органа ЕС подчеркнуть внимание европейского общественного мнения к этим больным для России темам. Темам, которые именно в силу своей остроты и болезненности не акцентируются на уровне межгосударственных контактов российских лидеров с их европейскими коллегами.

Представители правозащитного движения и демократической оппозиции в России восприняли резолюцию как моральную поддержку своей деятельности. Так, по словам главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, это «очень конкретная, хорошая резолюция; документ показывает, что в Европарламенте в курсе того, что происходит в нашей стране, и они в состоянии выделить знаковые дела». Примерно ту же мысль высказал и Борис Немцов: «Медведев и Путин должны отчетливо осознавать, что нарушения прав человека в России, попрание ее судебной системы и другой негатив замечаются не только внутри страны, но хорошо известны и в Европе».

С другой стороны, сам факт принятия Европарламентом резолюции «О верховенстве закона в России» явно противоречит постулатам суверенной демократии, в соответствии с которыми он воспринимается как вмешательство во внутренние дела, несмотря на наличие у России международных обязательств по защите прав и свобод человека. У разделяющих эти постулаты представителей «Единой России» принятый документ вызвал однозначно негативную реакцию. Глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев назвал резолюцию «совершенно немотивированной и, безусловно, политизированной», а содержащиеся в ней оценки происходящего в России «поверхностными и субъективными». Его заместитель Андрей Климов отметил, что когда такие резолюции предлагаются без какого-либо повода или привязки к диалогу между Россией и ЕС, это «вызывает недоумение и наводит на мысль, что им просто нечем больше заняться».

Замечания о немотивированности и внезапности резолюции – это, конечно, лукавство. Ясно, что разработку и принятие этого документа стимулировали недавние резонансные события в России: арест лидеров внепарламентской оппозиции, участвовавших в согласованном митинге 31 декабря, и – главное – оглашение приговора по второму судебному делу Ходорковского и Лебедева. Двукратное упоминание об этом деле в резолюции Европарламента, похоже, вызвало особо острое раздражение у партии власти. Наиболее откровенно об этом выразился известный единоросс Сергей Марков: «Попытка Европарламента объединить в одно целое нарушение прав человека и дело Ходорковского - это дискредитация европейских ценностей. Видимо, миллиарды рублей, украденных в девяностые годы, продолжают работать на антикремлевский проект». По его словам, особая опасность в том, что российская политическая оппозиция, используя дело Ходорковского, может попытаться «разбить тандем Путина-Медведева и перекроить политическое пространство России».

Между тем, совершенно очевидно, что если те представители правящих верхов, которые инициировали второй процесс, рассчитывали, что новый суровый приговор не вызовет активной реакции внутри страны и за рубежом, то эти расчеты не оправдались. Хочет того российская власть или нет, но этот процесс и приговор воспринимаются общественным мнением как политические, как символ отсутствия в стране реального разделения властей, несамостоятельности российской судебной системы, ее включенности в пресловутую единую вертикаль власти.

Резолюция не является обязывающей для исполнительных органов Евросоюза. Тем не менее, судя по некоторым данным, ее обсуждение и принятие не остались там незамеченными. Замруководителя представительства ЕС в России Майкл Уэбб заявил, что во время рабочего визита главы российского правительства Владимира Путина в Брюссель 24 февраля руководство Евросоюза собирается обсудить с ним дела Магнитского, Ходорковского и ситуацию с правами человека в России. Президент Дмитрий Медведев пока четко не выразил свою позицию в отношении приговора по второму делу Ходорковского и Лебедева, его комментарии по этому поводу были противоречивыми. Но обращает на себя внимание, что 1 февраля на заседании совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Медведев согласился на предложение членов совета создать специальную рабочую группу для проведения профессиональной экспертизы всего этого дела и принятых судебных решений. Судя по этому факту, президент признает, что проблема существует и что она требует какого-то решения. Впрочем, каким окажется это решение, будет зависеть не только от результатов правовой экспертизы, но и от других, более весомых, факторов, прежде всего, взаимоотношений в тандеме.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализаЦентра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net