Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

23.03.2011 | Александр Ивахник

В защиту закона «О полиции»

С 1 марта в стране началась практическая реализация закона «О полиции». Правда, наглядных признаков реформы правоохранительных органов пока не много. Кое-где по инициативе наиболее ретивых местных милицейских начальников началась самодеятельная смена вывесок на зданиях милиции и наклеек на служебных автомобилях, но их быстро одернули из центра. Эти внешние атрибуты преобразования милиции в полицию, равно как и новые нагрудные знаки и удостоверения будут появляться постепенно до декабря 2011 года. А смена существующей форменной одежды на обмундирование нового образца, видимо, произойдет еще позже.

Надо сказать, что, еще не начавшись, реформа столкнулась с резкой критикой с различных сторон. Либеральная общественность в большинстве своем восприняла закон «О полиции» как простую смену декораций и отрицала наличие в нем реального реформаторского потенциала. Все три оппозиционные партии в Госдуме, недовольные отклонением большинства предлагаемых ими поправок, во втором и третьем чтении голосовали против закона. Они подчеркивали, что основные положения закона пролоббированы МВД, что полномочия полиции остаются неоправданно широкими, а возможности общественного контроля над ее действиями, напротив, слишком узкими.

Все эти утверждения во многом справедливы. Да и сам инициатор закона «О полиции» президент Медведев признал, что закон получился далеко не идеальным и будет меняться. И все же нельзя отрицать, что закон, проект которого впервые, кстати, был выложен в Интернете для открытого общественного обсуждения, включил в себя целый ряд прогрессивных нововведений, нацеленных на сужение возможностей для произвола сотрудников МВД. Он впервые содержит перечень ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, требования, предъявляемые к служебному поведению. Четко прописаны порядок и условия применения наиболее социально острых мер государственного принуждения, таких как задержание граждан, вхождение в жилье и иные помещения. Отдельная глава подробно регламентирует применение физической силы, специальных средств и оружия. В частности, закон запретил полицейским применять спецсредства, в том числе дубинки, против участников мирных демонстраций, даже несанкционированных. Стали более полно прописаны права граждан на получение информации от правоохранительных органов. К этому следует добавить развернувшийся сейчас процесс либерализации уголовного законодательства, что в совокупности с реформой МВД может дать синергетический эффект.

Однако, понятно, что реализация появившихся объективных возможностей для изменения положения дел в основной правоохранительной структуре самым тесным образом связана с двумя субъективными факторами. Во-первых, с готовностью граждан воспользоваться своими новыми правами, да хотя бы с элементарным знанием этих новых прав. Во-вторых, с тем, как будет проведена перестройка рядов самих правоохранителей. И здесь на первом плане – начавшийся процесс внеочередной переаттестации кадров МВД, который собственно и должен привести к их переходу из милиции в полицию.

Опять-таки в отношении переаттестации в обществе налицо большой заряд негативизма, связанный с запредельно низкой репутацией нашей правоохранительной системы в целом. Говорят, в частности, о том, что аттестация сотрудников МВД не должна проводиться внутри системы МВД. Возникает вопрос: а кто же ее должен проводить, кто еще знает детальные требования к службе и послужные списки отдельных работников? Другое дело, что процесс аттестации не должен отдаваться целиком на откуп ведомству, что представители общественности должны принимать в нем участие. Насколько можно понять, в тех регионах и городах, где реально действуют общественные советы при органах внутренних дел, где местные власти проявляют активный интерес к реформированию МВД на их уровне, они получат возможность участвовать в работе аттестационных комиссий.

Также говорят, что процесс переаттестации будет носить формальный характер, что отсеяны будут в основном лица пенсионного и предпенсионного возраста. Тогда непонятно, почему внутри системы МВД, причем на самых разных уровнях, сейчас существует такая психологическая напряженность в связи с предстоящей процедурой. Почему, по сведениям СМИ, инспектора ГИБДД сейчас поголовно отказываются «решать вопросы» с нарушителями правил дорожного движения привычным способом, почему невозможно купить талон техосмотра, почему следователи, несмотря на возникающие соблазны, стараются строго следовать процессуальным правилам. В конце концов, 170 тыс. человек, которые до конца года должны быть уволены из системы МВД, из работающих сейчас 1280 тыс. – это совсем немало, и вряд ли все они собираются выходить на пенсию.

Насколько можно понять, сама процедура нынешней переаттестации будет существенно более серьезной и сложной, чем обычные периодические аттестации. Помимо рутинной бумажной работы она будет включать психологическое тестирование и экспертизу врачебной комиссии, которую, судя по внешнему облику наших стражей порядка, многим будет пройти не просто. Будет осуществляться проверка знаний Конституции России, закона «О полиции» и ведомственных нормативных документов, и сейчас на низовом уровне милиционеры зубрят соответствующие тексты, что уже само по себе, безусловно, полезно.

Наконец, самым непосредственным образом в процесс переаттестации будут вовлечены подразделения службы собственной безопасности МВД. Они изучат послужные списки, наличие жалоб на милиционера и их обоснованность. Обязательной будет проверка по автоматизированной информационной системе «Аналитика-ДСБ», где содержатся сведения обо всех сотрудниках, попадавших в поле зрения службы. Руководители, начиная с уровня начальника ОВД, а также милиционеры, в отношении которых имеются определенные сомнения, будут подвергаться исследованию на «детекторе лжи». Кстати, за 2010 год служба собственной безопасности МВД выявила более 125 тыс. правонарушений и дисциплинарных проступков со стороны работников органов внутренних дел, на централизованный учет было поставлено около 67 тыс. сотрудников.

Но все это дело будущего. А пока что переаттестация идет на уровне высшего начальствующего состава МВД, и занимается ей специальная комиссия, которую возглавляет руководитель администрации президента Сергей Нарышкин и в которую входят глава МВД Рашид Нургалиев, представители руководства Генпрокуратуры, Следственного комитета России, ФСБ и ФМС. Вот здесь все происходит в сугубо закрытом режиме, до общества доходит фрагментарная информация. 17 марта появилось сообщение, что комиссия провела аттестацию 170 генералов МВД, большинство из них служат в центральном аппарате, несколько человек возглавляют региональные структуры ведомства. А 22 марта на расширенной коллегии МВД президент Медведев объявил о том, что по итогам переаттестации из 179 кандидатов на руководящие должности к назначению предложены 145, документы на которых находятся у президента, но он их пока не подписывал. Это значит, что как минимум 34 высших милицейских начальника в полиции служить не будут. Всего же по итогам реформы количество генеральских должностей в системе МВД должно сократиться с 427 до 340.

Конечно, хотелось бы больше информации о кадровой чистке на руководящем уровне системы. В частности, хотелось бы знать, почему министром остался Нургалиев, при котором дела в МВД на глазах ухудшались. Но уже сам факт того, что благодаря закону «О полиции» крайне неблагополучная ситуация в нашей правоохранительной системе оказалась в фокусе общественного внимания дает какие-то надежды на будущее. Пусть и весьма скромные.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализаЦентра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net