Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

15.04.2011 | Сергей Маркедонов

Израильское окно для Абхазии?

Не успели стихнуть дискуссии по поводу визита президента Абхазии Сергея Багапша в Турцию, как возникла новая тема - абхазский прорыв на израильском направлении. Собственно говоря, данная тема обозначилась еще в канун неофициальной поездки лидера Абхазии в Турцию (Сергей Багапш был там по приглашению общественных организаций диаспоры). Тогда в СМИ была распространена информация о неофициальных контактах представителей Абхазии и Еврейского государства (речь шла о визите абхазской делегации в Израиль). 4 апреля 2011 года заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе заявила, что за данной информацией стоят российские СМИ. Однако в то же время она фактически признала сам факт неофициальных контактов, подчеркнув, что сам по себе такой формат взаимоотношений с Абхазией показывает, что Израиль не готов признать независимость бывшей автономии Грузии. «Несмотря на то, что мы постоянно реагируем на такие факты, независимо от того, в каком виде распространяется эта информация, по подобным фактам тревоги мы не бьем, но ставим в известность соответствующие структуры конкретного государства. И они всегда искореняют подобные факты. Но хочу сказать, что такие информации обычно не подтверждаются официальными источниками», - резюмировала Нино Каландадзе.

Однако израильско-абхазская история получила свое продолжение уже по окончании турецкого вояжа Сергея Багапша. Информационный ресурс «IzRus» сообщил, что в Москве 13 апреля 2011 года прошли переговоры лидера Абхазии с представителями израильского холдинга «Global CST». В соответствии с документами для внешнего пользования данная компания «специализируется на современных решениях проблем по разработке стратегий и концепций по безопасности и оперативной доктрины, а также на формировании, укреплении и подготовке вооруженных сил, сил специального назначения и разведывательных подразделений». Штат компании составляет около 50 человек, среди которых и представители силовых структур Еврейского государства, которые, не бывают бывшими. Не только в Израиле. Данная фирма, основанная в 2006 году, занималась подготовкой специалистов своего дела в странах Латинской Америки и Африки. Очевидно, что отождествлять деятельность компаний по подготовке специалистов в области безопасности и государственную политику тех стран, в которых они функционируют (даже если в их рядах трудятся отставные военные и сотрудники специальных служб и подразделений) не следует. Тема «индивидуальной трудовой деятельности» в сфере обороны и безопасности - отдельный вопрос, находящийся за рамками настоящей статьи. Однако трудно не понять, что подобного рода структуры не могут в той или иной форме не сообщаться с государством, не получать от него «питания» в виде информации и различных полезных источников. Не является исключением и упомянутая известным ресурсом израильская компания. Тем паче, что с 2010 года на посту генерального директора «Global CST» находится Меир Клифи, ранее занимавший пост военного секретаря двух израильских премьер-министров (соответственно Эхуда Ольмерта и Беньямина Нетаньяху).

Как такое стало возможным? Напомню, что еще в 2008 году «грузинская тема» внесла свои далеко не пять копеек в ухудшение российско-израильских отношений. В первую очередь этому способствовали военные поставки Еврейского государства Грузии. Накануне «пятидневной войны» весной 2008 года широко обсуждалась «самолетная тема» (полеты израильских беспилотных аппаратов, поставленных на вооружение грузинской армии Израилем). Тогда Темури Якобашвили (на тот момент министр по реинтеграции) заявлял: «Израильские беспилотные самолеты - очень хорошая техника, особенно, если по ней не стреляют российские истребители». Сам же Темури Якобашвили (грузинский еврей по происхождению, владеющий ивритом и имеющий широкий круг общения в Израиле) в 2008 году являлся одной из ключевых фигур в развитии грузино-израильских двусторонних отношений. Немалую роль в этом процессе играл и тогдашний министр обороны Грузии Давид Кезерашвили (в начале 1990-х годов он совершил «алию» на историческую родину, жил вместе с семьей в Холоне, а затем вернулся в Грузию). Помимо военных поставок Израиль сыграл наряду с США свою роль и в обучении грузинских военных. Это дало возможность для Михаила Саакашвили заявить, что «американцы и израильтяне создали новую грузинскую военную школу». В свою очередь грузино-израильское военное партнерство во многом предопределило позицию многих стран арабского мира в отношении к кавказским событиям. Как справедливо отмечал сирийский журналист и политолог Басель Хадж Джасем, «позиция арабского мира по поводу войны России и Грузии связана в значительной степени с оценкой роли Израиля в ней. Эта страна поставляла Грузии военную технику, оружие. И в целом, можно сказать, что война, несмотря на прекращение огня и некоторую видимую стабилизацию, отбрасывает тень на международную политику на Ближнем Востоке сегодня, особенно после того, как стала ясна роль Израиля в помощи Грузии». И хотя арабские страны не пошли по пути признания абхазской и югоосетинской независимости (заявления движения ХАМАС выглядели, по большей мере, как пропагандистский ход) многие их лидеры выразили недвусмысленную поддержку Москве. Так в интервью «ИТАР-ТАСС» сирийский президент Башар Аль Асад охарактеризовал действия России против Грузии, как «абсолютно правильные».

Однако, начиная с 2008 года и на Ближнем Востоке, и на Кавказе много воды утекло. Во-первых, ни один израильский политик не может игнорировать такой фактор, как мнение «русской улицы». Знаменитая метафора Владимира Высоцкого о том, что в Израиле «на четверть бывший наш народ» давно стала не только поэтическо-песенным образом, но и важным электоральным ресурсом. Вспомним, как в ходе парламентской борьбы в 2009 году известный израильский политик Эхуд Барак почти слово в слово повторил известный афоризм Владимира Путина. Обращаясь к своим потенциальным избирателям, недавним репатриантам из России и республик бывшего СССР, он заявил о необходимости жесткой борьбы с террористами: «Как говорят у Вас, их надо мочить в сортире». Отсюда и та сдержанность, которую проявил Израиль в дни августовской войны 2008 года. По «грузинскому вопросу» была занята нейтральная позиция. Более того, в ходе двусторонних российско-израильских контактов было достигнуто соглашение о том, что для недопущения новой эскалации конфликта Еврейское государство откажется от поставок Грузии целого ряда видов вооружений. Так, летом прошлого года глава МИД Израиля Авигдор Либерман относительно перспектив израильско-грузинского военного сотрудничества заявил: «С учетом чувствительности ситуации на Ближнем Востоке и на Кавказе военное сотрудничество не стоит на повестке двусторонних отношений».

Во-вторых, «арабская весна» 2011 года актуализирует российско-израильскую двустороннюю кооперацию. Сказать, что Иерусалим разочарован американскими действиями (ошибками, просчетами) на Ближнем Востоке, значит не сказать ничего. Между тем, смена власти в Египте, поддержанная США под лозунгами «демократизации», гуманитарная интервенция в Ливии с неясными перспективами (включая и фрагментацию этой страны, превращение ее в плацдарм для исламских радикалов), а также потенциальная возможность усиления Ирана в регионе для Еврейского государства являются крайне тревожными факторами. И все это на фоне серьезного «похолодания» израильско-турецких отношений, наступившего еще в прошлом году. Но события на Ближнем Востоке и в Северной Африке не могут не волновать и Россию, которая крайне обеспокоена региональной динамикой, имея внутри страны неразрешенный комплекс проблем и противоречий на Северном Кавказе. Заметим также, что сегодня в отличие от 1990-х годов не этнический национализм, а радикальный исламизм является главным идеологическим вызовом для российской государственности в северокавказском регионе. Между тем, именно по этому вопросу Израиль, как ни одна страна, декларирующая свою принадлежность к «западному миру» (в данном плане география не играет первостепенной роли, речь идет о ценностной идентификации), был готов разделить с Россией ее тревоги и озабоченность. Помимо северокавказской тематики Москва и Иерусалим разделяют общие политические подходы к историческому наследию Великой Отечественной войны и ревизии оценок, касающихся коллаборационизма с нацистами в странах бывшего СССР и Восточной Европы. Конечно, в двусторонних отношениях все далеко от идеала, так как есть три пункта, затрудняющие достижение полного консенсуса (речь идет о сотрудничестве Москвы с Ираном, Сирией и движением «ХАМАС»). Однако в целом российское направление для Израиля становится сегодня намного более важным, чем вчера. Отсюда и потенциальная возможность для использования «абхазского фактора». Конечно же, о признании тут речи идти не может, но вот расширение контактов и дополнительная международная легитимация новых послеавгустовских реалий могли бы получиться.

В-третьих, не надо забывать и о собственной динамике грузино-израильских и абхазо-израильских отношений. Мы уже затронули выше такой факт, как сворачивание военного формата партнерства между Тбилиси и Иерусалимом. Трудно со стопроцентной уверенностью сказать, это или что-то иное стало причиной жестких грузинских действий в отношении к израильским бизнесменам. Однако летом прошлого года из Грузии была выдавлена израильская компания «Ashtrom International Ltd». Затем в Батуми были арестованы израильские предприниматели Рони Фукс и Зеэв Френкель (в апреле нынешнего года суд приговорил их к различным срокам тюремного заключения по обвинению в даче взятки грузинскому высокопоставленному чиновнику). Поскольку же оба вышеупомянутых бизнесмена имели хорошие выходы на израильские политические верхи, дело вышло за рамки «спора хозяйствующих субъектов». Некоторым грузинским высокопоставленным лицам (спикеру парламента Давиду Бакрадзе и министру экономики Вере Кобалия) было отказано в визите в Израиль.

Между тем, абхазская сторона уже не первый год рассматривает Израиль, как потенциальное окно во внешний мир. Еще за несколько лет до российского признания представители абхазских властей высказывались за необходимость наращивания двусторонних контактов. В октябре 2009 года Сергей Шамба (в настоящее время глава правительства, а на тот момент министр иностранных дел) заявил: «В Израиле проживает значительная адыго-черкесская диаспора, контакты с которой для нас очень важны». И хотя «еврейский фактор» внутри Абхазии большой роли не играет, лидеры республики пытаются всячески подчеркивать свою этническую и религиозную толерантность. До вооруженной фазы грузино-абхазского конфликта в столице Абхазии Сухуми проживало 2, 5 тыс. евреев (евреи – ашкенази и грузинские евреи). Еще около 500 были рассредоточены в западной (Гагра, Новый Афон) и в восточной (Ткварчели, Очамчира) части республики. С началом военного конфликта в августе 1992 года большинство евреев покинуло Абхазию на присланных Израилем самолетах. В ходе конфликта евреи пострадали как от эксцессов с грузинской стороны (1992), так и абхазской (1993). Поскольку грузинские евреи в качестве родного языка использовали грузинский язык, они практически полностью покинули Абхазию вместе с представителями грузинской общины. К началу 2000-х гг. в Абхазии осталось около 100 евреев (ашкенази в своем подавляющем большинстве). К 2004 году они получили гражданство РФ (а также российские пенсии). Было создано общество «Шалом», началась помощь этой небольшой общине со стороны еврейских благотворительных организаций. Таким образом, потребность в расширении двусторонних связей (пусть и неформальных, неофициальных или полуофициальных) присутствует и в Абхазии, и в Израиле. Новый статус-кво, складывающийся и на Южном Кавказе, и на Ближнем Востоке способствует формированию и реализации нестандартных схем и решений. Думается, что в скором времени мы увидим много оригинальных ходов, которые еще год-два назад считались бы невероятными.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net