Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.04.2011 | Иван Преображенский
Синдром пенсионера
Президент торопится внести ясность в историю с предстоящими уже менее чем через год выборами главы государства. Дмитрий Медведев недвусмысленно намекает, что готов остаться на второй срок и как бы подталкивает Владимира Путина к скорейшему принятию консолидированного решения на сей счет. В ответ премьер лишь говорит, что он и сам не прочь баллотироваться – но времени для принятия решения хоть отбавляй – торопиться не стоит. Путин явно демонстрирует, что последнее слово все равно останется за ним. И если многие наблюдатели усматривают в этом «барство», то другие говорят про «синдром пенсионера».
Российский правящий тандем продолжает «мериться» «Единой Россией». Вначале одни представители партии власти заявили, что их политическая сила может поддержать Дмитрия Медведева на выборах 2012 года. Затем другие – сказали, что их кандидат Владимир Путин и нынешнего президента они поддержат только по его просьбе. Мол, таково мнение «всех кто занимается политикой» в партии. В ответ «единороссовские» либералы на просьбу объяснить это заявление лишь со смехом заявляют: а мы политикой не занимаемся.
И действительно, политикой в России еще не так давно занимался, как говорят многие эксперты, всего один человек – Владимир Путин. С относительно недавнего же времени политиков стало двое – приблизительно на второй год своего президентства к премьеру в этом качестве добавился президент Дмитрий Медведев. Только эти двое ведут себя в России как настоящие публичные политики: заботятся об имидже, «окучивают» электорат, наконец, банально не бегают согласовывать свои заявления в кабинеты на Старой площади.
Поэтому и оценивать Владимира Путина и Дмитрия Медведева, их действия и заявления, следует обычно через призму традиционной электоральной демократии, а не демократии «суверенной», которая является полем для жизни теней российского политического загробного мира, таких как Геннадий Зюганов или Владимир Жириновский. Последние лишь иногда выходят за рамки дозволенного им «высшими силами» и как полтергейсты какими-то стуками и выкриками напоминают россиянам о своем существовании.
Так вот, если отвлечься от сообщений о готовности участвовать в выборах 2012 года, которое было центральном в высказываниях как Медведева, так и, вслед за ним, Путина, и обратить внимание на тональность этих заявлений, то сразу обнаружится их различная интенсивность. Западные СМИ недаром обратили внимание именно на активность действий Дмитрия Медведева. Он действительно как бы «давит» на своего коллегу по тандему, торопит его, принуждает к скорейшему принятию решения. И при этом торопится сам. Для Дмитрия Медведева и полгода – слишком большой срок.
Иное дело Владимир Путин. Он демонстрирует журналистам неподдельную неторопливость. Мол, вы уже в тысячный раз спрашиваете меня про выборы 2012 года – разве вам не надоело? Не хотите ли поговорить про выборы в Китае? Нет? Ну, извольте, мне торопиться некуда, могу поговорить и про российские выборы. Хотя вопросы ваши явно преждевременны – остался еще почти целый год, как бы говорит Владимир Путин.
Он откровенно показывает, что для него вопрос 2012 года вовсе не так принципиален, как для Дмитрия Медведева. И ведь действительно, тому еще надо активно создавать себе политическое реноме, превращаться в политического деятеля, который войдет в российскую историю в качестве самостоятельной фигуры. Не то, что Владимир Путин, который может с удовлетворением слушать, как 2000-е годы, причем не только в России, называют иногда «путинской эпохой» и даже если уничижительно, то все равно застойными «путинскими нулевыми». Свое место на полке бюстиков исторических лидеров Владимир Путин уже занял, и это снижает его активность в борьбе за пост президента в 2012 году. Напротив, новое президентство в потенциально тяжелый исторический период может повредить памяти о былых триумфах.
Не столь нужна «центральная» власть Путину также и потому, что он и без того «национальный лидер» и лидер «Единой России». В отличие от Медведева, который только сейчас начал активное соревнование с премьером за лояльность «единороссов».
Однако в этом «барстве» есть одна откровенная слабость – это «синдром пенсионера», который одновременно с уверенностью демонстрирует премьер. Элитам, которые хотят как можно скорее получить ответ на вопрос, как пройдут выборы 2012 года (отток капитала из России только с начала года превысил $20 млрд) явно должна больше импонировать импульсивность Медведева, который стремится их успокоить.
Не говоря уже о том, что вялый руководитель в такой стране как Россия всегда воспринимается как руководитель слабый. Даже в эпоху застоя. Ведь, как говорилось выше, именно Владимир Путин и Дмитрий Медведев сохранили в нашей стране субъектность как публичные политики. И вялость здесь – одновременно как бы и отказ от этой субъектности. А президент – это политик, он не может быть барином или администратором. И Владимиру Путину пора об этом вспомнить, если он действительно конкурирует с Дмитрием Медведевым, а не лениво имитирует эту конкуренцию, понимая, что «терпеть» ему осталось недолго – и скоро можно будет и правда уйти на заслуженный отдых.
Иван Преображенский - политолог, редактор отдела политики ИА «Росбалт»
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.