Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.05.2011 | Татьяна Становая
Саммит G8 и ливийская миссия России
26-27 мая во французском Довиле прошел очередной саммит G8, который можно считать для президента Дмитрия Медведева весьма удачным. Несмотря на то, что России не удалось продемонстрировать сколько-нибудь очевидный прогресс в вопросе о ПРО, а дата подписания «подвисшего» соглашения с Францией по закупке Mistral пока окончательно не определена, Москва по итогам саммита приобрела эксклюзивную функцию посредника в урегулировании ливийской проблемы.
На нынешнем саммите, несмотря на традиционно широкую повестку дня, особое внимание было уделено ливийской теме: это было главным политическим сюжетом и в рамках многосторонних, и в рамках двусторонних форматов. По словам источника «Коммерсанта», присутствовавшего на переговорах Медведева и Обамы, президенты уделили обсуждению судьбы Каддафи так много времени, что почти на полчаса опоздали на общее заседание G8. Президента США в этом вопросе поддержал и французский лидер Николя Саркози. Москве предложили донести до Каддафи мысль о том, что ему сохранят жизнь в случае добровольного ухода в отставку и эмиграции из Ливии.
Пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова заявила, что руководители стран G8 обращаются к России с просьбой взять на себя роль посредника по урегулированию ситуации в Ливии. По данным Тимаковой, такая просьба звучала фактически на всех двусторонних встречах в Довиле. Лидеры США, Великобритании и Франции выразили благодарность Дмитрию Медведеву за позицию президента по Ливии, отметила Тимакова.
Россия действительно активизировала свою посредническую роль, тем более что Кремль является удобным арбитром как для Каддафи, так и для повстанцев. Сначала в Москву приехали представители правительства Каддафи, в минувший понедельник глава МИДа РФ Сергей Лавров провел переговоры с представителями оппозиционного ливийского Переходного национального совета. В четверг, когда уже начался саммит G8, Лавров провел телефонный разговор с премьер-министром Ливии Багдади Махмуди, заявив, что Москва считает возможной договоренность о прекращении боевых действий и переводе ситуации в Ливии в политическое русло. Телефонный разговор состоялся по инициативе ливийской стороны. «Представитель Триполи обратился с просьбой о содействии в достижении договоренности о прекращении огня и начале переговоров без предварительных условий», - отметили в МИД.
Проблема Ливии остро стоит, прежде всего, для Франции, которая с большим трудом добилась сначала поддержки военной операции силами НАТО, а затем безуспешно требовала начать сухопутную операцию: к этому оказались не готовы ни США, ни европейские партнеры. В итоге операция против Каддафи не просто затянулась, но и грозит стать слишком продолжительной без гарантии на успех.
Неофициально в МИДе к предложению Запада отнеслись сдержанно. Источник заявил «Коммерсанту», что «мы в ответ, во-первых, указали, что резолюция Совбеза ООН по Ливии №1973 нарушается. А во-вторых, отметили, что вариант по решению ливийской проблемы, который они предлагают, кажется нам не очень реализуемым». «Мы поинтересовались: вы сами-то верите, что Каддафи можно уговорить все сдать?», - пояснил он. Однако уже на следующий день замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что ливийский лидер Муаммар Каддафи сам лишил себя легитимности, и нужно помочь ему уйти, Москва готова быть посредником. По словам дипломата, по этой позиции «нет больших расхождений с Соединенными Штатами». «Однако тональность сигналов отличается. И если уважительный тон, которым разговаривает Россия, поможет Каддафи принять правильное решение, это станет вкладом в урегулировании в Ливии», - подчеркнул дипломат.
Вполне определенно затем высказался и президент Дмитрий Медведев, который активно принялся исполнять возложенную на Москву миссию. На итоговой пресс-конференции Медведев заявил, что спецпредставитель России по урегулированию в Ливии Михаил Маргелов, который «буквально вылетает» в Бенгази, должен встретиться и с представителями лидера Ливии Муаммара Каддафи. Медведев также заявил, что в случае отставки лидера Ливии Россия не готова предоставить ему убежище, хотя такие страны найдутся. Маргелов разъяснил в Довиле журналистам, что договариваться надо будет не с Каддафи, а с политической элитой режима, которая хочет сохранения Ливии как единого государства, с адекватными людьми из его окружения, с членами его кабинета.
В итоговой декларации саммита G8, как заявил Сергей Рябков, позиция России по Ливии, в том числе связанная с оценкой действий международной коалиции, нашла полное отражение. Еще одним дипломатическим успехом России, по мнению представителя МИДа, стало согласие членов G8 не включать в итоговую декларацию по просьбе Москвы тему о резолюции СБ ООН в отношении Сирии. В документе лишь упоминаются возможные меры воздействия на Дамаск в случае отказа от проведения демократических реформ. Притом, что Запад уже вводил санкции против Сирии, что не раз критиковалось Россией. Судя по всему, страны Запада просто не стали «продавливать» свою позицию вопреки позиции Москвы, опасаясь подпортить идиллическую картину, сложившуюся вокруг сотрудничества России и Запада по решению ливийской проблемы.
Сближение России и Запада оказалось двусторонним, что стало видно и по итогам переговоров лидеров России и Франции, а также лидеров России и США. На переговорах с США главной новостью стало неожиданное заявление Дмитрия Медведева о том, что с решением проблемы ПРО можно подождать до 2020 года. К этому времени США планируют размещение в рамках своей системы ПРО ракет SM-3 Block II3, которые способны сбивать межконтинентальные ракеты. Именно этого этапа, в сущности, опасается Россия: предыдущие этапы развертывания ПРО не представляют угрозы для безопасности страны (правда, внутри России часть силовой элиты настроена категорично и против этих этапов).
До сих пор проблема ПРО была одним из самых острых источников напряженности между Россией и США, Россией и НАТО и, судя по позиции США, создавалось впечатление, что добиться какого-то существенного прогресса, по крайней мере в ближайшие годы, не удастся. Проблема в том, что России нужны юридические гарантии невозможности использования ПРО против России. Частично вопрос о взаимозависимости наступательных и оборонительных вооружений был отражен в преамбуле подписанного договора об СНВ, ставшего символом «перезагрузки». Однако Москва и Вашингтон упоминание о взаимосвязи трактуют по-разному. Кремль считает, что соглашение накладывает на Белый дом юридические обязательства, Белый дом это категорически отвергает. В качества варианта Россия предложила создание совместной системы ПРО, в частности, недавно Медведев передал США проект создания «секторальной» системы ПРО. Ожидалось, что именно в рамках саммита стороны обсудят этот вопрос и, возможно, найдут хоть какие-то точки соприкосновения. Источники «Коммерсанта» накануне саммита говорили изданию, что можно ожидать хороших новостей в вопросах создания совместной системы ПРО. Медведев же 18 мая на своей пресс-конференции также подталкивал западных партнеров к сговорчивости, угрожая в одностороннем порядке выйти из договора об СНВ в случае игнорирования позиции России по ПРО.
Нынешнее заявление Медведева выглядит значительной коррекцией позиции России в сторону смягчения. В то же время глава российского государства был вынужден признать на итоговой пресс-конференции, что не очень доволен реакций США и стран НАТО на предложения России по ПРО.Барак Обама, в свою очередь, заявил, что отношения с Россией можно считать «перезагруженными». Символичным, например, стало решение Вашингтона объявить награду в $5 млн за информацию о местонахождении террориста Доку Умарова (при этом получилось комично – как раз недавно ФСБ России заявила, что знает о местонахождении террориста), а также очередное обещание поддержать вступление России в ВТО. По итогам встречи президенты двух стран подписали заявления о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, о сотрудничестве по визовым вопросам и по сотрудничеству в регионе Берингова пролива.
С Францией главным вопросом стала закупка Россией веротолетносцев Mistral. В апреле президент уволил вице-адмирала ВМФ Николая Борисова, курировавшего сделку по Mistral. Именно он в декабре 2010 года подписал с Францией протокол, в котором была прописана стоимость контракта на приобретение вертолетоносцев Mistral на уровне 1,15 миллиарда евро. Как выяснилось впоследствии, данный протокол вице-адмирал Борисов подписал без согласования с Рособоронэкспортом и Федеральной Службой военно-технического сотрудничества. И когда военное ведомство Франции и DCNS (компания-производитель) предъявили его российской делегации, это стало для нее полной неожиданностью, поскольку делегация ожидала, что 980 млн евро - это все, что потребуется заплатить. Поэтому переговоры застопорились, и официальной Москве пришлось сделать заявление, что ни о каком блокировании переговоров речи не идет.
Теперь президенты России и Франции намерены дать политический стимул сделке. Президенты РФ и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози договорились, что контракт по приобретению Россией четырех вертолетоносцев типа Mistral будет подписан через две недели. «Два вертолетоносца будут построены во Франции и два - в России», - сказал Саркози по окончанию переговоров с российским коллегой. «Урегулированы все вопросы», - подчеркнул он. «Действительно, мы достигли согласия, и в ближайшее время этот контракт будет подписан. Переговоры завершены. И это поможет развитию наших связей», - сказал Медведев. Лидеры, правда, вскоре уточнили, что подписание состоится не позднее 21 июня, даты визита премьер-министра России Владимира Путина во Францию.
В то же время по данным «Коммерсанта», пока говорить о серьезном продвижении не стоит. Неизвестно даже, где именно и будет ли вообще строительство двух кораблей на российских верфях. Посол России во Франции Владимир Орлов заявил, что, «по всей видимости, это будет верфь в Петербурге, но источники газеты неоднократно говорили ранее, что пока контракт, который должны подписать российский «Рособоронэкспорт» (РОЭ) и французский концерн DCNS (разработчик Mistral), предполагает покупку только первых двух кораблей, не касаясь последующего выпуска Mistral в России. Показательно также, что в составе российской делегации не было ни главы РОЭ Анатолия Исайкина, ни главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова. Возможно, что «на своем уровне» господа Медведев и Саркози договорились о том, что «Франция пойдет на определенные уступки в части технологий, а мы — по цене», заявил «Коммерсанту» один из знакомых с ходом переговоров источников. Но, в каком виде это теперь спустится на реальных участников переговоров и к чему приведет, неизвестно.
В рамках многосторонних встреч главными темами на саммите стали проблемы ядерной безопасности, а также регулирование интернета. На первом рабочем заседании, посвященном проблемам ядерной безопасности и изменениям климата, Дмитрий Медведев предложил возложить на государства, использующие ядерную энергию по международному праву, ответственность не ниже того уровня, который предусмотрен стандартами МАГАТЭ. Россия предложила принять регламент координации и взаимодействия между государством, надзорным органом и генерирующими компаниями. Кроме того, предлагается, чтобы при строительстве станций создание инфраструктуры происходило бы с участием страны—поставщика технологий. Россия предложила, чтобы были введены дополнительные требования через систему стандартов МАГАТЭ для сейсмически опасных зон.
На втором рабочем заседании, проходившем ближе к вечеру, «восьмерка» впервые обсуждала проблемы интернета по всем наболевшим вопросам сетевой безопасности – начиная с защиты от хакеров и заканчивая защитой персональных данных. Выступая с речью на открытии форума, Николя Саркози предложил подумать над идеей создания международной системы регулирования интернета, которая позволила бы государствам лучше обеспечивать свою безопасность, одновременно гарантировав свободу пользователей и простор для креативного мышления интернет-компаний. Это предложения спровоцировали резкую критику со стороны ведущих интернет-компаний. Как пишет газета Financial Times, ведущие игроки рынка, включая Facebook и Google, предупредили лидеров «восьмерки», что «полицейские методы» контроля интернета «поставят в тупик развитие инновационной индустрии и будут препятствовать свободе слова», что, по мнению компаний, косвенным образом подтолкнуло арабский мир к революции.Выступление Дмитрия Медведева также содержало ряд инициатив, прежде всего, в сфере авторского права. В частности, он заявил, что прежняя модель защиты авторских прав больше не работает, и в новой реальности необходимо «двигаться в сторону более современных конструкций». При этом он был вынужден признать, что его позицию не разделяют члены G8.
В итоговой декларации саммита лидеры стран G8 подтвердили свое намерение способствовать вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) до конца 2011 года, заявив об этом в итоговой декларации саммита. Во второй день саммита в центре внимания участников было обсуждение вопросов помощи африканским странам - на саммит для этого были специально приглашены главы Нигерии, Сенегала, Эфиопии, ЮАР и Кот-д'Ивуара.
Взаимодействие России по Ливии с Западом в действительности может способствовать заметному улучшению доверия: Запад демонстрирует готовность добровольно «пустить» Москву сыграть одну из ключевых ролей в урегулировании ливийской проблемы, а Москва «оказывает услугу», получая также шанс подключиться впоследствии к процессу налаживания мирной жизни в Ливии. Такое сотрудничество по Ливии может стать вторым успешным примером позитивного, эффективного взаимодействия (после Афганистана) между Россией и Западом, что в итоге может внести свой вклад и в решение проблемы ПРО за счет общего повышения уровня доверия с обеих сторон. Важно также отметить, что обращение Запада к России стать посредником по Ливии стало своего рода вознаграждением Медведеву за его более осторожную, по сравнению с путинской, более прозападную внешнеполитическую линию, выразившуюся, в частности, в том, что Москва воздержалась в голосовании по ливийской резолюции СБ ООН, открывшей возможность начала военных операций против Каддафи. Запад посылает достаточно серьезный сигнал российской элите перед решением «проблемы-2012» (о которой, кстати, неофициально шла речь на саммите, но результат обмена мнениями неизвестен): при Медведеве окно возможностей на мировой арене может не сузиться, как полагают российские консерваторы, а напротив, заметно расшириться.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.