Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

13.07.2011 | Сергей Маркедонов

Грузия-Украина: дружба продолжается

14-15 июля 2011 года министр иностранных дел Украины Константин Грищенко намерен посетить Грузию с официальным визитом. Целью этой поездки будут переговоры с властями кавказской республики по поводу активизации двусторонних отношений. Намечены встречи главного украинского дипломата с президентом, премьер-министром и спикером парламента Грузии, а также главой МИД этой страны Григолом Вашадзе. И как это обычно бывает в канун визита столь высокопоставленного гостя, стороны пытаются создать позитивный фон для предстоящих встреч и переговоров...

Поэтому за несколько дней до визита Константина Грищенко директор департамента информационной политики украинского Министерства иностранных дел Олег Волошин сделал важное заявление: «Украина остается сторонником территориальной целостности Грузии. Украина не признает независимости самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, как и независимости Косово. Мы рассматриваем Грузию как важного партнера и друга на постсоветском пространстве».

После того, как «оранжевая страница» новейшей истории Украины была перевернута, и к власти пришла команда Виктора Януковича, в российских экспертных кругах стало, почему- то, правилом хорошего тона говорить о том, что отношения между Киевом и Тбилиси заметно охладели. Утверждению такого взгляда способствовала, во-первых, резкая смена внутриполитической и внешнеполитической риторики украинской власти. На смену оранжевым «идеалистам» во главе с Виктором Ющенко пришли прагматики, не склонные к сентиментальности. Во-вторых, еще до прихода к власти лидера «Партии регионов» в российском информационном пространстве утвердилось представление о Януковиче, если не как о стопроцентно пророссийском политике, то, как о лидере, нацеленном на позитив в отношениях с Москвой.

Между тем, для утверждений о том, что с уходом Ющенко Киев будет действовать на Кавказе в принципиально отличном ключе (то есть будет более уступчивым России) серьезных оснований не было. И четвертый украинский президент сам поспешил это доказать. Так чуть больше года назад 4 июня 2010 года Виктор Янукович, отмечая 100 дней с момента начала своей президентской легислатуры, заявил о том, что не собирается признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, он четко обозначил пределы «великой дружбе» между Киевом и Москвой. Как и его «оранжевый» предшественник новый глава украинского государства заявил тогда: «Есть международные нормы. Согласно международным законам и нормам любые нарушения целостности того или иного государства запрещены. Мы не имеем права приветствовать эти процессы в мире, там, где идет нарушение целостности того или иного государства, и тем более признавать».

Впоследствии команда Януковича показала также свою готовность отстаивать отличные от Москвы интересы и на азербайджанском направлении. Это относилось к такой чувствительной для российского руководства темы, как энергетическая политика. 14 сентября прошлого года президенты Азербайджана, Грузии, Румынии и премьер-министр Венгрии дали старт новому проекту по поставкам газа в Европу через Грузию и Черное море. Проект «AGRI» («Azerbaijan, Georgia, Romania Interconnection») предполагает, что азербайджанский газ по трубопроводу будет поступать в терминал Кулеви на Черноморском побережье Грузии, где газ будет сжижаться. После транспортировки в Констанцу (порт в Румынии) сжиженный газ вновь будет превращаться в газовую консистенцию, после чего он будет экспортироваться по существующим газопроводам в Европу. Как бы то ни было, а Киев практически сразу же проявил свою заинтересованность в этом проекте (который будет реализован, как «альтернативный» российским проектам). Министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что его страна готова закупать 10 млрд. кубометров азербайджанского сжиженного природного газа в год, после того, как терминал в рамках реализации “AGRI” будет построен в Одессе.

И, наконец, 1 июля 2011 года Киев с официальным визитом посетил президент Армении Серж Саркисян. Это был первый официальный визит президентов Республики Армения на Украину, начиная с 2001 года. И в ходе переговоров Саркисяна с Виктором Януковичем, украинский президент заявил о готовности официального Киева сыграть роль посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Понятное дело, что сегодня рано говорить о том, в какой форме такое посредничество вообще может быть реализовано. Но как бы то ни было, Киев дал понять, что может сыграть свою партию в мирном процессе. И это притом, что Москва считает категорически неприемлемым менять существующий ныне формат (Минская группа ОБСЕ+ трехсторонние саммиты по инициативе президента РФ) урегулирования старого этнополитического конфликта.

Таким образом, в этом контексте считать недавнее июльское заявление споуксмена украинского МИД, как сенсацию вряд ли стоит. Новая украинская власть в течение года развеяла все сомнения относительно того, что внешняя политика официального Киева будет писаться под диктовку Москвы. На Южном Кавказе или где-либо в другой точке постсоветского пространства. В этом плане понимание внешнеполитической динамики независимой Украины на кавказском направлении крайне важно во избежание завышенных ожиданий от действующей власти этой страны.

Устремления Украины на Кавказе были обозначены задолго до «оранжевой революции» и даже до образования ГУАМ (данный форум был созван 10 октября 1997 года). У украинской политики на данном направлении есть своя объективная мотивация (нравится она нам или нет - другой вопрос). В апреле 2011 года исполнилось 18 лет с того момента, как Украина и Грузия подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». Официальный Киев выражал готовность направить украинские миротворческие силы в зону грузино-абхазского конфликта, неизменно подчеркивая при этом, что такое решение будет принято лишь при наличии соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. По Конституции Украины, вооруженные силы страны могут участвовать в миротворческих операциях только под эгидой ООН. «Мы готовы в любых рамках участвовать в урегулировании абхазского конфликта, если эти рамки будут совпадать с решениями ООН и Совета Безопасности ООН», - такую формулу Леонид Кучма озвучил в декабре 2002 года и в апреле 2003 года (в ходе двухдневного визита Шеварднадзе в Киев). Эти подходы пытался нарушить «кум Михаила Саакашвили» Виктор Ющенко. Он неоднократно выступал с широковещательными жестами по поводу готовности Киева разместить украинские «голубые каски» в Абхазии и в Южной Осетии. Однако такая «родственная дипломатия» не нашла поддержки украинского депутатского корпуса, без одобрения которого такие тонкие вопросы не решаются.

При этом военные реформы на Украине традиционно рассматривались, как своеобразный паттерн для Грузии. Грузинские офицеры проходили обучение на базе Академии ВС Украины, стажировку в воинских частях этой страны. Важным партнером Украины в постсоветский период стал и Азербайджан. По словам известного киевского эксперта Бориса Парахонского, «Украина выступает за сохранение территориальной целостности Азербайджана, и поэтому ее позиция в вопросе Нагорного Карабаха противоречит позиции Армении и РФ». Кроме этого, Киев и Баку еще в 1990-е гг. обозначили взаимный интерес по широкому спектру вопросов экономического сотрудничества (от транспортировки нефти через Украину до приобретения производимого в этой стране нефтегазового оборудования и военной техники).

Активность украинской внешней политики на Кавказе резко возросла после успешной реализации двух цветных революций 2003-2005 гг. Победители Майдана стали рассматривать Саакашвили в качестве не просто стратегического партнера и союзника, но и «идейно близкого» политика. Тогдашний курс Киева носил откровенно недружелюбный характер по отношению к РФ. В Указе президента Виктора Ющенко № 105 (12 февраля 2007 года) «О стратегии национальной безопасности Украины» четко обозначены такие угрозы, как «эскалация «замороженных» и возникновение новых региональных конфликтов около границ Украины», а среди приоритетов регионального сотрудничества в Балто-Черноморско - Каспийском регионе особо отмечено «активное участие» в конфликтном урегулировании.

Внешняя политика президента Януковича в отличие от его предшественника прагматична и лишена духа конфронтации по отношению к РФ. Впрочем, и к Западу тоже. Но это не может отменить того факта, что современная Украина - это государство, существующее в своих нынешних границах только с 1954 года. Процессы формирования политической и этнической ее граждан еще далеки от своего завершения. А потому Киев сверх всякой меры чувствителен к проблемам сепаратизма (будь то Грузия, Азербайджан, Сербия или Молдова). Более того, ни в одной стране СНГ внешнеполитическая проблематика не влияет столь серьезно на внутриполитическую динамику. И если для жителей Крыма и Донбасса Харьковские соглашения от 21 апреля 2010 года о пролонгации пребывания Черноморского флота в Севастополе – это долгожданное событие, то для крымских татар или жителей Львова - это едва ли не национальное предательство. И не только для них, но и для различных центров политического влияния Украины. Так, по словам Юлии Тимошенко, Харьковские соглашения лишили Украину «части территории страны», потому, что «президент России поручил разработать Генеральный план развития Севастополя и Крыма и воплотить его в жизнь. Крымом уже начало управлять другое государство». Вспомним, как по-разному реагировали жители и политики из разных областей Украины на события августовской войны 2008 года. Даже в самом Киеве на тот момент было несколько взглядов на то, что произошло в Цхинвали. С одной стороны, были антироссийские по своей направленности указы президента, касающиеся пребывания Черноморского флота на территории Севастополя, а с другой стороны, в Верховной Раде (парламенте) была создана комиссия по расследованию законности поставок украинских вооружений Грузии во главе с депутатом Валерием Коновалюком. Основной ее пафос состоял в критике односторонней прогрузинской внешней политики Виктора Ющенко.

Как следствие всего этого, неготовность Украины признать независимость не только двух бывших автономий Грузии, но и Косово, бывшего сербского автономного края. Таким образом, Украина в этом вопросе полностью не удовлетворяет интересов ни России (добивающейся признания независимого статуса Абхазии и Южной Осетии), ни США (которые были бы заинтересованы в большем количестве стран, признающих независимость Косово). Следовательно, и при Викторе Януковиче Кавказ останется одним из приоритетов внешней политики Украины. И на этом направлении Киев не будет стопроцентно поддерживать устремления Москвы. Другой вопрос, что реализма, холодного расчета и прагматики в действиях украинских властей станет больше, а националистической идеологии и антироссийской экзальтации меньше. Не исключено, что подчеркнутого противопоставления интересам Москвы вообще удастся избежать, что, впрочем, не означает, что политика Киева будет тождественна взглядам РФ на Кавказ (и на любую другую точку бывшего СССР). А значит, уже скоро мы узнаем о новом формате грузино-украинской дружбы.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net