Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

22.08.2011 | Анатолий Медведев

Стратегия-2020: контуры нового варианта

Участники рабочих групп, созданных по поручению Владимира Путина для корректировки (а, по сути, написания заново) Стратегии-2020 завершили подготовку промежуточного доклада об итогах своей работы. Предлагаемые ими меры позволяют определить направленность социально-экономической политики российского правительства после выборов.

Доклад получил название «Новая модель роста - новая социальная политика». По данным «Ведомостей», доклад уже рассмотрен на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, а в конце августа премьер обсудит его с членами правительства. «Коммерсант» обращает внимание на то, что первоначально планировалось представить правительству альтернативы социально-экономической политики, которые можно разделить на «инерционные», «жесткие» и «оптимальные». Однако уже в преамбуле текста определена и общая иерархия предлагаемых стратегий: «инерционная» группа сценариев к заявленным целям не ведет, «жесткая» группа описывает только сценарии достижения тех же целей при ограниченных доходах бюджета (то есть под падение цен на нефть). Остается лишь группа «оптимальных» сценариев, различающихся деталями: их и предложено выбрать, и именно их детали предлагаются к обсчету в рамках сбалансированной бюджетной модели.

По мнению авторов документа, страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянного перераспределения средств от малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе. Новая модель роста предполагает ориентацию на постиндустриальную экономику – экономику завтрашнего дня. В ее основе сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн, «экономика впечатлений» и т.д. Это предусматривает опору на креативный класс – «людей творческого труда, создающих инновации уже в ходе своей обычной работы», которые «будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI века».

Авторы документа призвали кабинет министров Владимира Путина изменить социальную политику. Нынешняя модель, по их мнению, приводит к маргинализации населения, а это грозит не только социальным взрывом, но и остановкой в развитии страны. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 году до 13,1% в 2010 году, а минимальная зарплата выросла, но это не сняло проблемы. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Примерно треть работников получают менее 1,5 прожиточного минимума, а каждый пятый - даже меньше минимума. Кроме того, растет количество людей, которые не собираются работать и живут только за счет социальной помощи. Если в 2009 году таких уже было 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста (в 2000 году - 5,9 млн). Носителями субкультуры бедности в России являются 5 млн человек, не считая бомжей и нелегальных иммигрантов.

Эксперты предлагают опереться в проведении социальной политики на самодеятельность профессиональных сообществ: «Инженеры, ученые, учителя, врачи, юристы выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства. В этом десятилетии правительство должно передать профессиональным сообществам контрольно-надзорные полномочия и оценки качества, дать им шанс участвовать в выработке и оценке политики».

Впрочем, для того чтобы менять социальную политику понадобятся дополнительные средства. Наращивание затрат может достичь 2% ВВП. Одновременно с этим следует проводить пенсионную реформу: повысить порог зарплаты для отчислений в пенсионную систему до 720 тысяч рублей в год, наладить работу института негосударственного пенсионного накопления, а также повысить пенсионный возраст до 63 лет, как для женщин, так и для мужчин к 2030 году. Солидарная пенсионная система должна распространяться на средний класс. Для этого предлагается пенсионные взносы, которые сейчас вводятся для зарплат выше предельно установленного уровня, направлять в накопительную часть и учитывать на пенсионном счете работника. Тарифы взносов в пенсионную систему надо снижать с 26 до 20%, а персонифицированный взнос на страховую и накопительную части пенсии - с 16 до 14%.

Чтобы избежать кризиса, эксперты вывели собственную формулу успеха: ориентация на внешний спрос, рыночное распределение ресурсов, высокая норма сбережений (20-25% ВВП) и макроэкономическая стабильность. На создание новых госкомпаний предлагается накладывать вето. Действующим госкомпаниям и зависимым от них структурам рекомендовано запретить до 2014 года покупку частных и приватизируемых активов. Основной вопрос финансовой политики - снижение инфляции до уровня 3-5% в год, пишут эксперты. Высокая инфляция затрудняет преодоление бедности и усиливает расслоение населения. Кроме того, высокая инфляция предопределяет высокие риски при инвестиционном планировании и выбор в пользу текущего потребления, а не сбережений, снижает доверие к национальной валюте и самому правительству.

Бизнесмены правительству не доверяют, даже если оно делает что-то полезное, говорится в докладе экспертов. Они предлагают ввести в России пост федерального уполномоченного по защите прав инвесторов с правом «мягкого вето» на проекты нормативных актов, противоречащих интересам инвесторов. И если экономика России собирается развиваться и расти, то без мигрантов не обойтись. Эксперты предлагают развивать программы постоянной миграции, которые должны позволить компенсировать убыль населения мигрантами.

В последние годы страна продолжила сдавать свои позиции в привлечении иностранных денег. «На фоне обостряющейся конкуренции за инвестиции Россия в последние годы демонстрировала сравнительное ухудшение качества деловой среды, государственного управления и инвестиционной привлекательности в сравнении с другими странами – лидерами догоняющего развития», – констатируют эксперты. Главными проблемными точками являются режим пересечения границы, забюрократизированность процедур и недостаточное налоговое стимулирование экспорта, пишут они. Также худшие позиции Россия имеет по спецификации «защита инвесторов» (наряду с Китаем) и «разрешение на строительство» (наряду с Индией и Китаем).

Рецепт выхода из положения предлагается однозначный. «В рамках улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности необходима реформа Уголовного кодекса и правоприменительной практики в отношении бизнеса, меры по законодательной защите конкуренции, меры по изменению мотивации госаппарата, снижение барьеров входа на рынок, сокращение регулирующих функций государства и его присутствия в экономике», – перечисляют авторы доклада. Они называют в числе первоочередных задач, необходимых для улучшения делового климата амнистию предпринимателей и реформу экономических статей УК. «Уголовная политика во многом определяет экономическое состояние страны», – напоминают эксперты и подчеркивают, что нынешний УК формирует правопорядок, «который является агрессивным по отношению к собственности и бизнесу». Кодекс «чрезмерно репрессивный, игнорирующий экономические реалии и требования к четкости норм».

В докладе присутствует и ряд «политизированных» тем. Так, в рамках диалога с гражданским обществом предложено принять законы о гражданском (общественном) контроле и общественной экспертизе. В сфере управления оптимальным признан «умеренно-реформаторский» сценарий: административная децентрализация и восстановление «правил игры» с постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях власти, начиная с местного самоуправления. Предлагается провести переход к комплексной демократизации, включая реальную многопартийность и выборность губернаторов, а также формирование полноценной фискальной автономии субфедеральных уровней власти в рамках следующего политического цикла.

Промежуточные результаты работы экспертов свидетельствуют о необходимости принципиальных изменений в проводимой государством социально-экономической политике. С этим на уровне заявлений согласны и высшие представители власти, однако «пробить» выполнение конкретных решений будет существенно сложнее – как в силу бюрократической инерции, так и противодействия влиятельных «групп интересов»; для их преодоления необходима сильная политическая воля. При этом, как показал опыт реализации масштабной программы реформ, подготовленной Центром стратегических разработок в 1999 году, принятие даже правильных, но «изолированных» решений (особенно при «отрыве» экономических изменений от политических) может сильно затормозить проведение реформаторского курса. Тем более, что нынешний курс правительства близок к «инерционному», который эксперты подвергают критике.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net