Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.09.2011 | Роман Ларионов
Дипломатия Эрдогана: и себе, и людям
Завершилось четырёхдневное арабское турне премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в ходе которого турецкий лидер посетил Египет, Тунис и Ливию. Особое ликование визит премьера вызвал в Египте, откуда он и начал свою поездку. Подводя итоги турне, можно констатировать, что пока всё идёт по плану: как и прогнозировали эксперты, власти Турции пытаются как можно быстрее выстроить с новыми правительствами стран «арабской весны» дружеские отношения с целью стать для них своеобразным «инструктором» на этапе предстоящих реформ и внешнеполитическим ориентиром в долгосрочной перспективе.
Однако активизация деятельности Турции в ближневосточном регионе придаёт противоречивую составляющую внешней политике этой страны, являющейся членом НАТО и участником американской системы глобального ПРО.
Как ранее отмечали эксперты, после серии революций в арабских странах и временного ослабления геополитических амбиций ряда стран региона, таких как Египет и Ливия, до этого стремившихся к лидерству на Ближнем Востоке, Турция попытается перехватить инициативу и стать центром притяжения для арабских стран. Расчёт здесь делается, во-первых, на падение авторитарных и амбициозных режимов и временное уменьшение внешнеполитических амбиций этих государств в связи с периодом формирования новой системы власти. И, во-вторых, на то, что Турция могла бы стать образцом и помощником для этих стран в процессе реформирования свергнутого режима. С этими целями Эрдоган отправился на знакомство с новыми элитами североафриканских стран.
Главной остановкой турецкого лидера стал Каир. Здесь Эрдогана встречала восторженная толпа местного населения с плакатами и всеми остальными атрибутами дружеского приёма. Заявления самого премьер-министра вполне соответствовали ожиданиям хозяев встречи. Так, в ходе выступления перед главами МИД стран Лиги арабских государств Эрдоган продолжая антиизраильскую риторику, усилившуюся в последние месяцы, призвал ООН к признанию Палестины. Беспрецедентная критика еврейского государства также получила дальнейшее продолжение: «Израиль не чтит ни законов, ни правил, он перешел все границы дозволенного»,- негодовал премьер, обвинив руководство Израиля в «стратегической слепоте», результатом которой, по его словам, стала «утрата дружбы с Турцией».
Исходя из логики стремления Турции стать «хозяином» Ближнего Востока, подобные заявления вполне понятны. Действительно, турецкому лидеру необходимо «понравиться» обществу и обновлённым элитам арабских стран. При этом ценность антиизраильской риторики повышается, учитывая тот факт, что падение светских режимов в ряде североафриканских стран привело к некоторой неопределённости по поводу значимости исламского фактора в политике, который, вполне вероятно, может резко усилиться. Подобная логика может также объяснять лёгкий крен в сторону исламизации, обозначившийся во внутренней политике Турции в последнее время.
Однако было бы неплохо вспомнить, что главным внешнеполитическим ориентиром Турции уже долгое время является Запад: страна входит в Евроатлантический альянс и долгое время «просится» в Евросоюз. Непогрешимость этого внешнеполитического направления подтвердилось буквально недавно, когда Турция и США договорились о размещении на турецкой территории радара американской системы ПРО.
Логическое противоречие между приоритетом евроатлантического направления во внешней политике Турции и одновременной антиизраильской риторикой, поддержкой Палестины и заигрыванием с исламскими ценностями во внутренней политике становится более понятным, если представить Турцию в роли лидера Ближнего востока и одновременно посредника между странами этого региона и Западом. В этом качестве Турция, «экспортируя» свою умеренно-исламскую модель в другие ближневосточные страны, могла бы стать гарантом от скатывания этих стран – особенно, тех из них, где недавно пали светские режимы - в радикально исламские и/или антизападные настроения (с возможным приходом «Аль-Кайды»). К тому же увеличение роли Турции позволит поумерить региональные амбиции Ирана. Данная логика превращает действия Турции во вполне понятные и последовательные, а также раскрывает смысл визита Эрдогана в США, который начнётся уже через несколько дней после окончания турне по арабским странам. Именно эта поездка и решит судьбу предлагаемой Турцией новой формулой стабильности на Ближнем востоке.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.