Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.09.2011 | Татьяна Становая
Без либералов
«Правое дело» окончательно становится чисто техническим проектом, инерционно принимающим участие в выборах депутатов Госдумы, уже, по сути, в виде статиста. Вчера о готовности покинуть партию заявили ключевые фигуры, которые «делали» партию до прихода туда Прохорова. Леонид Гозман, Георгий Бовт и Борис Надеждин (все они по-разному относились к Прохорову и происходящему внутри партии), заверили, что выйдут, если в первую тройку на выборах будут включен Андрей Богданов. Сегодня съезд утвердил Андрея Дунаева, Андрея Богданова и теннисистку Анну Чакветадзе во главе списка.
Фактически «Правое дело» становится аналогом Демократической партии России, когда вместо Михаила Касьянова там контроль взяли кремлевские политтехнологи во главе с Богдановым. Тогда в первой тройке, помимо Богданова, были никому не известные Вячеслав Смирнов и Олег Гимазов, а партия набрала 0,13%. Понятно, что тогда, как и сейчас, никто не ставит цели пройти в Госдуму. ДПР, также как и сейчас «Правое дело», участвовала в выборах как один их имитаторов многопартийности.
Правда, в этот раз с «Правым делом» ситуация сложнее. Переигрывать сценарий выборов для проекта пришлось в пожарном режиме. Судя по тому как проходило смещение Прохорова, можно предположить, что еще в начале сентябре никто не был готов (и не думал) о подобном сценарии развития событий, несмотря на растущее недовольство новым лидером как в Кремле, так и внутри самой партии. Это означает, что неясно было и то, что ждет партию после смены лидера. Судя по некоторым заявлениям, так или иначе обсуждалось три сценария, два из которых быстро оказались маргинальными.
Сценарий первый – это приглашение в партию нового лидера. Видимо, об этом всерьез думал только глава подмосковного отделения партии Борис Надеждин, который не исключил, что лидерство будет предложено снова вице-премьеру и министру финансов Алексею Кудрину или помощнику президента Аркадию Дворковичу. Однако это сценарий уже выглядел фантастичным. После того, что произошло с Прохоровым и после того, какой удар был нанесен по партии, ни один здравомыслящий политик-чиновник на место Прохорова не пошел бы. Да и в Кремле уже решили, видимо, что с играми с ручных либералов покончено.
Сценарий второй – уговорить Прохорова вернуться. Еще более абсурдный вариант, который, тем не менее, нашел отражение в СМИ. Нельзя исключать, что у кого-то внутри власти могли быть последние надежды на то, что ситуацию как-то можно выправить и попробовать вернуть Прохорова, договорившись о правилах игры и построив все на более жестких компромиссах. Но ситуация была уже настолько необратима, что ни Прохоров, ни Кремль, ни две трети партактива уже не могли представить возвращения к изначальному сценарию правого проекта.
Наконец, третий сценарий означал, что партия станет неким подобием СПС: во главе списка обсуждалась кандидатуру Бориса Надеждина. Скорее всего, в таком случае остались бы и знаковые для либералов Георгий Бовт и даже, может быть, Леонид Гозман. Однако либеральное издание «Правого дела» в виде «старого-доброго» СПС означало и возвращение старых добрых внутрипартийных проблем: до прихода Прохорова, партия в таком виде, практически была недееспособной. Переговоры по избирательному списку могли сильно затянуться, программу было б невозможно согласовать, стратегию кампании утвердить. Выборы прошли с высокой долей вероятности, без «Правого дела». А статисты все-таки нужны, решили в Кремле.
Поэтому пошли по самому простому, четвертому сценарию: сохранить бренд под контролем прокремлевских политтехнологов, дав им возможность принять участие в выборах и внести посильный вклад в имитацию многопартийности, то есть хоть какую-никакую, но легитимацию избирательной кампании. Список возглавил глава исполкома Андрей Дунаев, на втором месте бывший лидер Демпартии Андрей Богданов, на третьем теннисистка Анна Чакветадзе. Чакветадзе уже успела заявить, что хотела бы попробовать себя в чем-то новом. В десятку также вошли член Общественной палаты Александр Брод, экономист и политолог Владислав Иноземцев. Всего в списке будет 376 кандидатов, 77 региональных групп. За список проголосовал 61 делегат, против было 12. Политтехнолог Дунаев обещал покинуть партию, если она не преодолеет семипроцентный барьер на выборах в Госдуму.
Теперь либералы полностью вытеснены с системного поля. Раньше у них был СПС, потом «Правое дело», потом надежда на Прохорова. Сейчас – нет даже бренда, пусть и со своим рейтингом не выше статистической погрешности. Это основной вывод после трех месяцев попыток построить сильную парламентскую либеральную партию с 50 местами в нижней палате парламента: вместо этого у либералов теперь нет даже своей партии и бренда. Впервые за всю современную историю России либералы не будут представлены не только в парламенте, но и на партийном поле.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.