Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.09.2011 | Сергей Слободчук
Получи, депутат, гранату
Мирное киевское утро 20-го сентября в один миг разразилось сводками с места боевых действий. Митинг возле Верховной Рады перерос в схватку между спецназом и протестующими, которые пошли на штурм украинского парламента. В считанные минуты по накалу страстей ситуация стала напоминать воинственные протесты времен президента Кучмы. Впрочем, сами афганцы, ставшие ударной силой акции, потом признавались, что собирались только попугать депутатов, всерьез устраивать «штурм Зимнего» никто не собирался. Пока что.
Общественные настроения прорвало. Причем, как всегда, там, где не ждали. Как говорится, ничто не предвещало беды. Ожидалось, что парламент будет в первом чтении рассматривать законопроект №9127 от 8-го сентября. За официозным наименованием «О гарантиях государства касательно выполнения решений судов» спряталась следующая схема: из действующих законов Украины изымаются конкретные размеры социальной помощи, взамен Кабинет Министров получает право устанавливать суммы соцвыплат своими постановлениями. Пленарным утром 20-го числа под Верховной Радой собрался очередной митинг протеста. На этот раз выразить свое негодование власти намерились несколько тысяч членов организаций, объединяющих воевавших в Афганистане и пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Казалось бы, один из многих митингов протеста с предсказуемым финалом: когда власть продолжит делать то, что делала, а протестующие, выразив свое возмущение, разойдутся. Так было бы и на этот раз, когда депутаты в конечном счете имели в виду всех протестующих, но дабы не рисковать, обезопасили себя усиленными подразделениями спецназа МВД.
Но привычный сценарий сломали. Осознав, что криком делу не поможешь, протестующие оперативно перешли к делу. Сначала мощным напором преодолели ограду возле Верховной Рады (которая появилась там недавно, видимо, как символ близости к народу и полной победы демократии, которая одновременно оказалась и окончательной). Затем, оттеснив милицейский «Беркут» к стене и практически впечатав в нее, разбили несколько стекол и попытались прорваться через двери подъездов. Здесь к сюжету подключились дополнительные отряды спецназовцев, которым все же удалось отбить украинский оплот законодательной мысли и оттеснить протестующих в сторону Мариинского парка.
После штурма «на съедение» протестантам отрядили социального вице-премьера Сергея Тигипко и руководителя фракции Партии регионов Александра Ефремова, первый из которых пообещал, что без учета мнения афганцев никакие проекты приниматься не будут, а второй - что проект сегодня рассматривать никто не будет. Еще обещали сформировать рабочую группу из числа чиновников, которая будет изучать ситуацию и бла-бла-бла, как будто заранее такую группу создать было нельзя и надо было доводить ситуацию до кипения, чтобы наконец догадаться. Но обещания, к которым все давно привыкли, вряд ли бы помогли, если б не своевременная помощь дополнительных отрядов спецназа.Настолько неожиданно взорвавшаяся протестом улица отбросила на обочину все остальные новости и заставила политиков, журналистов, дипломатов, экспертов и простых украинцев думать да гадать, что же происходит в сознании украинских граждан, а главное, чего стоит ожидать в будущем. Что это? Новая «оранжевая революция»? Что пойдут штурмовать в следующий раз? И кто будет на острие атаки? А главное, сколько будет протестующих, готовых не просто держать транспаранты и махать флагами, а перейти к уличным боям?
Если же говорить о том, что произошло на самом деле, то получается следующая характеристика. Во-первых, о новой революции речь не идет. Пока что. Штурм Верховной Рады афганцами и чернобыльцами – всего лишь эпизод из обширной картины протестов. Эпизод, существенное отличие которого в том, что накал страстей вышел за грань.
Во-вторых, организации, объединяющие афганцев и чернобыльцев, отличаются на фоне остальных протестующих в Украине. Отличаются тем, что протестуют регулярно, осознают, что свои права нужно отстаивать и накопили массивный опыт митингов и пикетов. А значит, являются более опытными и организованными. С одной стороны, для массовых протестов – это капля в море. С другой, есть вероятность, что к ним подтянутся пенсионеры, студенты и другие украинцы, желающие высказать и выразить власти свое отношение к происходящему.
В-третьих, изрядно переполошивший всю политическую тусовку митинг с бонусом в виде штурма – наглядный пример того, что происходит, когда протестные настроения не просто витают в воздухе и овладевают умами, а канализируются. Массовый негатив может концентрироваться и разрастаться достаточно долго, но все время ищет возможность, чтобы выплеснуться. В случае с митингом 20-го сентября такой канал для выплеска внутреннего раздражения был найден. Как говорится, если не видишь индейца, это совсем не значит, что его нет. Может быть, он просто прячется и выжидает удобный момент для нападения.
В-четвертых, о новой революции речь все же не идет. Пока что. В данный конкретный момент. Но к этому все может свестись – народному негодованию показали удачный пример. А главное, показали, как можно канализировать возмущение каждого отдельного украинца, объединить вместе и превратить в опасную, а самое главное, организованную силу. Сегодняшний украинец, обжегшись на Майдане, не пойдет за политиками и их лозунгами, как бы ни сажали в СИЗО Юлию Тимошенко и какое «светлое будущее» ему бы ни обещали все остальные оппозиционеры. Но митинг 20-го числа показал, что люди готовы пойти за общественными лидерами, а общественные структуры – наиболее реальный канал для выражения протеста .
Неожиданный взрыв народного негодования заставил серьезно встряхнуться украинскую политическую тусовку. По итогам штурма парламента стоит сделать несколько прогнозов.
Во-первых, все представители нынешней власти, которые надеются на продолжение политической карьеры – Литвин и его «народники», Тигипко и «Сильная Украина», Симоненко и его ООО «Коммунистическая партия Украины» – наперегонки побегут дистанцироваться от взрывоопасного законопроекта. Многие будут продолжать дистанцироваться, даже нажимая на кнопки «за» в зале Верховной Рады. Во-вторых, блуждающая в поисках своих перспектив оппозиция кинется наводить мосты с лидерами афганских и чернобыльских организаций. Оппозиция сегодня теряет интерес избирателей зачастую похлеще власти, а потому стремится в море общественных настроений нащупать новые группы избирателей с перспективой вербовки в свои симпатики.
В-третьих, если говорить о реакции власти, то она будет следующей. Протестантам будут обещать до последнего, параллельно проект будут проталкивать через Раду, а силовые структуры начнут точечно изымать из протестного оборота зачинщиков и организаторов с помещением в СИЗО. Репрессивный процесс уже пошел. Стоит обратить внимание, что уже утром 21-го числа возле Рады работала оперативно-следственная группа, снимающая записи с камер, оценивающая причиненный ущерб и проводящая другие следственные действия.
Конечно, неожиданный взрыв эмоций поставил власть в неудачное положение. С одной стороны, никто из нынешней администрации так и не заявил о том, что проект снимается. С другой стороны – если продолжать в том же духе, где гарантия, что завтра под стенами Рады к афганцам не присоединятся еще несколько десятков тысяч. Что тогда делать? Начинать уличные бои? Бежать подземными ходами на Садовую, 3 и Садовую, 3а, пока спецназовцы будут отбивать Верховную Раду от нападающих?
Переросший в штурм митинг афганцев и чернобыльцев – это выстрел дуплетом, как в сторону власти, так и в сторону оппозиции. Но если роль власти очевидна - ведь протестующие штурмовали один из бастионов нынешней политтусовки – то растерянность оппозиции осталась за кадром. Но, тем не менее, протестное выступление – это не просто социальный протест, сознательно отбросивший политические лозунги и политическую окраску. И причина не в том, что оппозиционеры, видимо, не посчитали афганцев и чернобыльцев достойными своего внимания. По словам очевидцев, как только разлетелись первые стекла и стало известно о штурме, провластные парламентарии начали снимать с себя депутатские значки и бежать в сторону своих авто. Но самое интересное, что украинские оппозиционеры аналогично кинулись как зайцы прыгать в машины и «делать ноги», видимо, в страхе, что эти ноги им повыдергивают. Пообщаться с народом вышли разве что коммунист Евгений Царьков и бывший БЮТовец, скандальный Олег Ляшко, правда, они вряд ли что поймали в мутной воде. Возможно, что к следующему митингу на условный «броневичок» будут штурмом лезть взводы персонажей из «Нашей Украины», БЮТ, «Фронта перемен», «Свободы» и других политических проектов – вот только кто ж их пустит. Митинг продемонстрировал, что готовый к протесту украинец на самом деле отторгает все лица нынешней политтусовки, как из лагеря власти, так и из болота оппозиции, отторгает украинскую политику в целом. А вот это уже очень опасный симптом, показывающий, что поле граждан, не желающих поддерживать ни один из вариантов «политики», которая продается в украинском супермаркете, растет.Независимо от того, какой бренд ставится на упаковке: провластных Петра Симоненко и коммунистов, умудрившихся одновременно состоять и в парламентском большинстве, и играть в левых оппозиционеров, Владимира Литвина и его Народной партии, представленной многочисленными спикерами Партии регионов или, наоборот, оппозиционных Арсения Яценюка, Анатолия Гриценко, оставшихся без присмотра соратников из Блока Юлии Тимошенко. И лагерь тех, кто «против всех» не просто растет – он становится активным и агрессивным.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.