Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
11.10.2011 | Сергей Слободчук
Литвин приходит во время еды
Может быть, Вам меню? Процесс слияний и поглощений, стартовавший на партийном поле Украины, набирает обороты. Не без сбоев, но главное, что движение продолжается. Следующим в меню «регионалов» значится Народная партия спикера Верховной Рады Литвина. Но главная интрига будет еще долго оставаться нераскрытой – что получится и получится ли хоть что-нибудь из очередной попытки склепать из «того, что было» новую «партию власти»?
Партия регионов продолжает заявленный курс на создание единой и неделимой «партии власти», стараясь расширяться за счет ближайших союзников по правительству и парламентской коалиции. Вслед за вливанием в ряды ПР «Сильной Украины», заговорили о поглощении других политпроектов, среди которых чаще всего звучит название Народной партии, принадлежащей председателю Верховной Рады Владимиру Литвину. О том, что переговоры о «слиянии» шевелятся, говорили утечки в СМИ и чуть-чуть представители обеих сил. Правда, спустя несколько дней ветер изменился. Сам спикер неожиданно круто повернул руль, официально заявив, что очевиден только «факт того, что такие переговоры и консультации продолжаются», а все остальное – неправда. Короче, пока не договорились.
История «партий власти» в независимой Украине – это бесконечный путь по граблям. Несмотря на то, что схема умудрялась подводить своих создателей в самый ответственный момент, каждая новая прорвавшаяся к власти группировка с маниакальность алхимиков пытается найти свой «философский камень» и обратить админресурс и доступ к бюджету в голоса избирателей. С упорством алхимиков, но и с тем же результатом. Вообще же изобретение прорастает с начала XX-го века, благодаря заместителю министра внутренних дел Дмитрию Трепову, который предложил Николаю Второму создать под единой партийной крышей парламентское большинство, чтобы контролировать докучавшую царю Госдуму. Финал упомянутого царя известен, но современных архитекторов он не смущает. Как не смущает и аналогичный итог других «партий власти». А может, они вообще не знают, ни что такое Госдума, ни кем был Николай Второй, не говоря уже о товарище министра Трепове.
За 20 лет независимости было несколько попыток, и если в пределах года это приносило свои дивиденды, то в среднесрочной перспективе заканчивалось как «роса на солнце». В конце 90-х Народно-демократическая партия имела крупнейшую фракцию в парламенте, своего премьер-министра, губернаторов, тысячи чиновников, сидящих по всей вертикали, стоящий за партийными транспарантами крупный бизнес и возможности государственного бюджета, а главное, благосклонность президента Леонида Кучмы – а в 2005-м фракцию партии в Раде пришлось распустить из-за нехватки депутатов. Обладавшая самой разветвленной партийной структурой, своим главой Администрации президента, губернаторами, министрами и фракцией в парламенте СДПУ (о) в 2002-м обнаружила, что за партию проголосовало меньше избирателей, чем насчитывалось в ее рядах. Нужно признать, что эсдеки оказались единственным проектом, не щадившим ни денег, ни «живота своего» для продвиженеия социал-демократических ценностей через лекции, переводы современной политической литературы, конференции etc – и вклад их до сих пор, да и в ближайшие 10 лет никому не переплюнуть. А в 2006-м в составе блока «Не так!» они с трудом наскребли никому не нужный 1% голосов, после чего пребывают в состоянии комы. Участники блока «ЗаЕдУ» передрались между собой из-за квот и мест в списке еще до официального объявления о создании. Дальше – по наклонной. Насобирав с помощью «револьвера и доброго слова» большинство в парламенте, крупнейшая фракция развалилась на следующий день после избрания своего руководителя Владимира Литвина спикером. Блок «Наша Украина» и партия с одноименным названием времен президента Ющенко – это вообще печально, чтобы лишний раз вспоминать. Поэтому втройне интересно, удастся ли решить задачу Партии регионов?
Забавно, что на выборах 2002-го в Раду именно тогдашний глава Администрации президента Литвин работал «лицом» предвыборного списка «За единую Украину», объединившего все лояльные Леониду Кучме проекты, кроме СДПУ (о). Правда, сам он предпочитает об этом не вспоминать, то ли из-за провального результата, несмотря на бешеные деньги и адские усилия админресурса. То ли из-за того, что уже в Раде фракция «Единая Украина», «лица» списка которой широкой рукой раздавали обещания, развалилась в считанные дни. Прозванный народом и журналистами «Едой» блок проводил кампанию, подвергаясь нападкам со всех стороны – оппозиции, других «партий власти», не попавших в обойму, коммунистов, экспертов и журналистов.
Вспоминается главный коммунист всея Украины товарищ Симоненко в такими агитационными хитами митингов как «Скоро Пасха, православные. Я Вас прошу, православные, не голосуйте вы во время поста за эту кучмовскую «еду», Бог не простит!» Из-за чего пришлось включить все возможные рычаги административного ресурса и гасить организационные проблемы да дефицит голосов мешками денег, но на выходе получилось лишь 11 с копейками процентов. Еще более забавно, что во многом своим результатом «ЗаЕдУ» был обязан тогдашнему губернатору Донецкой области Виктору Януковичу, обеспечившему на подведомственной территории стахановский результат в 36, 83 %. Конечно, потом были выборы 2004-го года, «единый кандидат» Янукович, Майдан, в ходе которого обнаружилось, что верный союзник Литвин уже на стороне «демократических сил» и победившего народа…И вот ветераны снова вместе.
История украинских «партий власти» позволяет составить типичную для них «историю болезни». Каждая инкарнация, будь то НДП, «За Единую Украину», «Наша Украина» etc повторяла один и тот же набор симптомов.
Во-первых, под какие бы флаги и за какие аргументы ни рядились бывшие лидеры «Сильной Украины», «Вече», многих других поглощенных проектов, а вот теперь и Народной партии, все равно зрителю демонстрируется один месседж – вся идеология вышеозначенных личностей сводится к одному – всегда быть у власти. Хоть тушкой, хоть чучелом, хоть пристяжным, хоть третьим в двенадцатом ряду.Во-вторых, просматривается еще один, более глубинный месседж. А именно, что нынешние правящие группировки сознательно отвергают привязку к любой идеологии, как разновидности договора между политиком и обществом. Проще говоря, в обмен на то, чтобы всегда быть при власти, нынешние украинские политики не собираются предлагать ничего. То есть, демонстрируется чисто феодальная логика, что и следовало доказать.
В-третьих, озвучивается прямое заявление, что сегодня политический мейнстрим – это беззаветная преданность главе государства, что имеет своим следствием отсутствие самостоятельной политической позиции. Элементарный тест: проводила ли Партия регионов совещания о выдвижении своих кандидатов в члены правительства? Нет, не проводила. Как и с кем согласовывалось решение президента отправить в начале лета в отставку министра ЖКХ и вице-премьера по региональному развитию? Никак и ни с кем. О чем это говорит? О том, что ПР как фигура украинской политики никакого влияния на сегодняшние процессы не имеет.
В-четвертых, каждая «партия власти», образно говоря, со старта начинает страдать от перегрузки крыс, сбежавших на ее борт с тонущих кораблей. И если сначала чиновники хором бежали в НДП, затем в СДПУ (о), после 2004-го года – в «Нашу Украину», Блок Юлии Тимошенко или Народную партию, то сейчас в рядах ПР можно встретить персонажей, сменивших кто 3, а кто все 5 партийных прописок. При этом, суть осталась та же, меняются только названия, а в составе партийных рядов можно найти множество знакомых лиц. Знакомых еще со времен Коммунистической партии Украины. И на уровне села или небольшого городка вступивший в ряды ПР сельский голова или мэр – это не плюс, а жесткий негатив, который «Регионы» добровольно суммируют под своим брендом.
В-пятых, ставка на бюрократию и местных князьков традиционно заканчивалась бессовестным воровством денег и очковтирательством в стиле «обеспечим результат в 80% на нашей территории».Но, как ни парадоксально, если говорить о выигрышах в самом первом приближении, такой курс Партии регионов в данной ситуации является верным. Во-первых, формат объединения не в блок, а в одну партию сразу отсекает привычные для Украины попытки партнеров шантажировать друг друга (примет, «ЗаЕдУ» и «Наша Украина – Народная самооборона»). Во-вторых, несколько «партий власти» - это несколько бюджетов, за которыми нужен глаз да глаз, а значит, на порядок выше воровство на выборах. В-третьих, несколько вариантов в бюллетене – это конкуренты, которые будут толочься на одном электоральном поле, а потому особо яро грызть друг друга. На радость тем провластным группировкам, которым, как бывает всегда, показалось мало, не хватило или вообще ничего не досталось. На превеликую радость оппозиции. И, несмотря на то, что ряд вопросов остается, в данный момент «наверху», судя по всему, побеждает мнение, что очередная «партия власти» - это меньшее из зол, среди которых приходится выбирать.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.