Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

25.10.2011 | Александр Ивахник

Планов громадьё

24 октября на сайтах «Единой России» и Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), наконец, опубликован программный документ Общероссийского народного фронта «Программа народных инициатив». Как известно, ИСЭПИ под руководством многоопытного сенатора Николая Федорова создавался специально для обобщения предложений активистов ОНФ и просто граждан, в результате которого должна была появиться предвыборная программа партии власти. Однако на съезде «Единой России» в качестве платформы на выборах в Госдуму было решено использовать основные положения из выступлений Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

Сразу после публикации «Программы народных инициатив» секретарь президиума Генсовета «Единой России» Сергей Неверов разъяснил, что программное обращение единороссов и программу ОНФ можно рассматривать «только как единое целое». По его словам, «Программа народных инициатив» - это план развития страны, который будет осуществлять «Единая Россия» совместно с ОНФ в ближайшие годы. В самой же программе говорится, что она «определяет основные направления и приоритеты законотворческой деятельности Государственной Думы нового созыва на ближайшие пять лет и задает вектор развития России». Тем не менее, ознакомление с этим объемным документом (135 страниц) не вносит ясности в вопрос о будущей роли «Единой России» и ОНФ в годы нового президентства Владимира Путина.

По сведениям «Интерфакса», в процессе работы над программой ОНФ по линии региональных координационных советов Фронта и региональных отделений «Единой России» поступило примерно 15 тысяч сформулированных предложений. В работе над программой приняли участие около 400 экспертов со всей России, около 200 из них - федерального уровня. В результате получился документ, состоящий из введения, заключения и семи основных разделов, посвященных основным направлениям развития России: «Качество жизни. Достойная жизнь - гражданам великой страны»; «Социальная справедливость: на пути к обществу равных возможностей»; «Сильная экономика - сильная Россия»; «Эффективная власть под контролем народа»; «Новая региональная политика»; «Единство Российской цивилизации»; «Международные отношения и безопасность страны». Внутри разделов выделены подразделы, а внутри этих подразделов – отдельные узкие темы, в рамках которых уже формулируются конкретные предложения. Например, в разделе 2 «Качество жизни. Достойная жизнь – гражданам великой страны», по объему занимающем почти треть всего документа, имеется шесть подразделов. В последнем, шестом подразделе «Экология и благоприятная окружающая среда» выделены темы: 2.6.1. Утилизация твёрдых бытовых отходов; 2.6.2. Вода – источник жизни и долголетия; 2.6.3. Лес – богатство России.

По своей всеохватности и огромному количеству конкретных предложений, перемежающихся общими пожеланиями, формат программы ОНФ очень напоминает директивы съездов КПСС советских времен. Тем не менее, в этом многотемье можно выделить немало отдельных предложений, привлекающих внимание. Так, в качестве решения острой проблемы повышения пенсионного возраста программа предлагает предоставить гражданам право самостоятельно выбирать возраст выхода на пенсию, при этом государство «будет гарантировать более высокое, растущее пенсионное обеспечение тем, кто продолжает активную трудовую деятельность и оформляет пенсию на три, пять, семь или 10 лет позднее». Малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, предлагается обеспечить государственным или муниципальным социальным жильем за счет развертывания соответствующих целевых программ. В целях укрепления физического и нравственного здоровья нации и особенно молодежи в программе намечено повышение минимального возраста продажи спиртных напитков и табака с 18 до 21 года, повсеместное запрещение рекламы алкогольных и табачных изделий, полный запрет на курение в общественных местах, введение обязательного тестирования на употребление наркотиков в школах и вузах.

Наибольшее количество интересных предложений содержится в разделе 5 «Эффективная власть под контролем народа». Речь идет, например, о введении компенсации гражданам со стороны властей за несоблюдение сроков и правил предоставления государственных и муниципальных услуг, введении механизма «красной кнопки» на сайтах федеральных и региональных министерств и ведомств для обращения предпринимателей и граждан в случае ущемления их прав и принятии четкого регламента работы с такими обращениями. Среди нововведений, которые целесообразно опробовать в отдельных регионах, а затем ввести повсеместно, упоминаются выборность участковых уполномоченных полиции, отмена призыва на военную службу молодых школьных учителей при условии заключения ими долгосрочного трудового контракта и дефицита в регионе педагогов.

В списке мер по противодействию коррупции предлагается обязать чиновников доказывать легальность не только доходов, но и расходов, причем как собственных, так и своей семьи, ратифицировать 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции. Другое предложение - «сократить расходы на содержание органов власти всех уровней, в частности, строительство роскошных офисов, приобретение дорогих служебных автомобилей и оборудования… должны быть разработаны стандарты материально-технического обеспечения государственных и муниципальных служащих, предусматривающие лишь самые необходимые расходы и ограничивающие постоянно растущие аппетиты чиновников разного ранга». Наряду с этими полезными и в принципе реализуемыми мерами здесь же содержатся и явно фантастические обещания. Говорится, например, о намерении провести в течение 2012 года общественную экспертизу «всех действующих норм и правил с точки зрения пользы для общества и бизнеса» совместными общественно-государственными комиссиями; по ее итогам правительством и Федеральным Собранием может быть принят план действий.

Целый ряд привлекательных предложений сформулирован в подразделе, посвященном обеспечению прав граждан. Они касаются, прежде всего, судебной системы и уголовной политики. Выражается намерение создать новый вид судов – административные, предназначенные для рассмотрения претензий граждан к государству. Также отмечается целесообразность создания патентных судов, призванных защищать права и законные интересы граждан и государства в сфере интеллектуальной собственности, и независимых от государства третейских судов для рассмотрения споров между бизнес-организациями. Здесь же заявляется о необходимости усовершенствовать процедуру назначения судей, сделать обязательной публичную проверку квалификации кандидатов на судебную должность, включая сдачу квалификационных экзаменов в письменном виде, с публикацией ответов в сети Интернет. Провозглашается также необходимость использовать для рассмотрения дел в отношении судей дисциплинарные суды, которые должны быть независимыми, в том числе и от председателей высших судов. Необходимо создавать и систему публичного контроля за качеством судебных решений, включая приговоры по уголовным делам. Наконец, программа ОНФ предлагает разработать «концептуально новый» Уголовный кодекс, так как действующий УК в результате поправок и дополнений «приобрел несистемный, лоскутный характер», а в рамках нового УК продолжить меры по гуманизации законодательства.

В разделе о реформировании власти наиболее лапидарным оказался подраздел «Новое качество власти». В нем содержатся лишь три предложения. Одно из них вновь поднимает вопрос о целесообразности законодательной разработки практикуемого «Единой Россией» института «праймериз» как способа формирования избирательных списков партий на выборах в Государственную Думу. Второе говорит о намерении обязать действующих депутатов парламентов всех уровней от партии «Единая Россия» ежегодно публично отчитываться перед членами координационных советов ОНФ о результатах своей работы, при этом депутаты «Единой России» предложат всем фракциям Госдумы нового созыва использовать механизм промежуточных отчетов депутатов. Наконец, в-третьих, заявляется о желательности законодательно установить основания и порядок для досрочного отзыва депутатов Госдумы при утрате ими связи с избирателями и их доверия.

Однако главная проблема «Программы народных инициатив» состоит не в скудости предложений по демократизации партий и стимулированию политической конкуренции; иного от такой созданной сверху организации, как ОНФ, и трудно было бы ожидать. Главная проблема в том, что не ясен статус этой программы. Оппозиционные партии, реально не претендующие в России на власть, выдвигают программы, которые не отличаются целостностью, но содержат отдельные яркие, запоминающиеся предложения. Цель при этом ясна – увеличить свою электоральную привлекательность. Партия, реально осуществляющая власть и претендующая на ее сохранение, предлагает целостную программу, которая определяет цели и конкретные меры по их достижению в предстоящий период своего пребывания у власти. «Единая Россия» не относится ни к первому, ни ко второму случаю. Она, как известно, не формирует ни правительство, ни тем более планы правительственной деятельности, а лишь служит законодательной подпоркой правительству в Государственной Думе. Поэтому, кстати, принятие в качестве предвыборной платформы «Единой России» компиляции из выступлений на съезде будущего президента Путина и будущего премьер-министра Медведева выглядит вполне логично. А вот программа ОНФ - подробный, многостраничный документ, стремящийся к всеохватности, - это совсем другой формат, и не понятно, для кого же он разработан.

Складывается впечатление, что наиболее креативные активисты и эксперты ОНФ слишком всерьез восприняли свою роль в перетряске глубоко обюрократившейся «Единой России» и обновлении ее имиджа. Программа народных инициатив в своих наиболее принципиальных и далеко идущих установках может быть реализована только в том случае, если Владимир Путин решится на серьезное ограничение полномочий и привилегий правящей бюрократии в центре и в регионах. В сложившихся в России условиях это кажется почти революционным. Из того, что до сих пор говорил Путин о своих планах в отношении следующего срока (сроков) президентства, ничто не говорит о вероятности такого развития событий. Так что, скорее всего, «Программа народных инициатив» останется мало кем прочитанным, за исключением функционеров ЕР и экспертов, документом, выполнившим функцию интеллектуальной разрядки для специалистов, понимающих необходимость серьезного обновления многих сторон жизни в стране, но при этом твердо ориентирующихся на Владимира Путина как национального лидера.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализаЦентра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net