Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.10.2011 | Роман Ларионов
Решительный евросаммит
Один из наиболее продолжительных и сложных саммитов ЕС проходит в эти дни в Брюсселе. Помимо повседневных проблем, связанных с Грецией и другими проблемными странами, перед европейскими лидерами стоят также вопросы стратегического значения.
В Брюсселе ломают голову, как преодолеть нынешний кризис и, главное, как управлять ЕС в будущем. Состав вопросов и принятых на данный момент решений указывает на то, что помимо облегчения положения Греции (вряд ли стоит употреблять слово «спасение», так как выделение очередных кредитов и траншей, как видно, не приводит к принципиальным изменениям в положении Греции) европейские лидеры взялись и за более масштабные задачи, связанные как с преодолением нынешнего кризиса, так и с управлением Евросоюзом в будущем.
На крючке у Греции
Экономическая интеграция Евросоюза с самого начала была двояким процессом. С одной стороны, она приносила колоссальные выгоды как предприятиям и финансовому сектору ведущих европейских государств, так и развивающимся странам. На фоне благоприятной экономической конъюнктуры всё шло, как по маслу: менее развитые экономики получали дешёвые товары, инвестиции и кредиты, а немецкий и французский бизнес умело пользовался дешёвой рабочей силой и рынками для экспансии. Всеми правдами и неправдами к этому сообществу взаимовыгодного партнёрства присоединялись всё новые участники. Так, с 2004 по 2007 год европейская семья выросла почти вдвое - с 15 до 27 членов.
С другой стороны, связывая себя с развивающимися экономиками, бизнес ведущих европейских стран шёл на определённые риски, о которых он, видимо, старался не думать на фоне значительных успехов интеграционных проектов на европейском пространстве. Однако кризис, продолжающийся с 2008 года, обнажил ахиллесову пяту Европейского союза.
Единое экономическое пространство и единая валюта привели к быстрому росту взаимозависимости экономических агентов разных европейских стран, что становится столь же разрушительным фактором в кризисный период, сколь удобным в благоприятный. Европейская финансово-экономическая система значительно затрудняет локализацию проблем в отдельной стране и приводит к быстрому заражению связанных с ней экономик, что уже сейчас видно на примере Греции, но станет более наглядным, когда эта страна объявит дефолт, являющийся, по мнению многих экономистов, лишь делом времени.
Время это, впрочем, уже, очевидно, затянулось, «выкачивая» из Германии и Франции всё новые порции финансовой поддержки для бездонной греческой экономики. При этом, по мнению многочисленные экспертов, Греция попала в порочный круг, когда меры по сокращению дефицита бюджета углубляют спад экономики, который, в свою очередь, блокирует стабилизацию финансового положения. Поэтому становится очевидным, что решение о дефолте в Греции давно назрело и ждёт лишь одобрения властей ЕС и руководителей ведущих европейских стран.
Они же в свою очередь противятся такому повороту. Так, руководители Евросоюза, включая главу Еврогруппы Жана-Клода Юнкера, председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и канцлера Германии Ангелу Меркель, по-прежнему продолжают утверждать, что дефолта Греции удастся избежать.Пока что «крайними» оказываются банки – по словам Юнкера, переговоры об участии частного сектора в поддержке Греции предусматривают потери частных инвесторов до 60% (в июле называлась цифра 21%). Европейцы пытаются добиться добровольного согласия кредиторов на этот вариант, предупреждая, что суммарные потребности Греции во внешнем финансировании (по данным Financial Times) могут составить до конца этого десятилетия более €250 млрд. Эта цифра более чем в 2 раза превышает объем финансового пакета, согласованного на июльском саммите ЕС.
Подобное поведение вполне логично в условиях, когда вся Европа, а главным образом Германия и Франция, находится в зависимом от греческой финансовой системы положении. В случае дефолта ведущие европейские банки понесут еще большие убытки из-за слишком широкого участия в игре с финансовой системой не только Греции, но и других стран со столь же невысоким уровнем финансовой ответственности властей – может начаться цепная реакция. А это уже чревато повторением греческой истории не только с развивающимися, но и с развитыми участниками европейской интеграции.В то же время решение о рекапитализации нескольких европейских банков, принятое на нынешнем саммите ЕС, возможно, является признаком того, что европейские лидеры, наконец, осознали неизбежность неблагоприятного сценария, связанного с греческим (не исключено, что не только) дефолтом, и теперь перешли к тактике максимального смягчения от предстоящего удара. Рекапитализация в этом случае увеличит уставной капитал банков и тем самым улучшит шансы на «выживание».
Европейская тандемократия
Другим важным решением нынешнего саммита стало создание экономического правительства зоны евро. Отныне многие оперативные финансово-экономические проблемы отдельных стран еврозоны будут решать регулярно собирающиеся саммиты еврозоны. Данная реформа имеет несколько последствий для системы управления в ЕС.
Во-первых, наряду с Европейским советом появляется другой орган принятия решений. Каким образом будут разграничиваться полномочия и чей статус будет выше, пока неясно. Однако данное решение встретило серьёзное сопротивление со стороны тех членов ЕС, что не входят в зону евро. В частности, наиболее активно против появления экономического правительства зоны евро выступил британский премьер Дэвид Кэмерон, что даже привело к острой публичной реакции французского президента Николя Саркози.
Опасения стран ЕС, пользующихся национальными валютами, связаны с риском потери влияния на принятие решений, затрагивающих всё европейское сообщество. Однако стоит признать, что увеличение масштабов и усложнение структуры ЕС (в частности, выделение в её составе зоны евро) требует усложнения управленческих органов. Это необходимо как для более оперативного решения текущих вопросов (согласование в рамках всего Евросоюза – длительная и забюрократизированная процедура), так и для более эффективного их обсуждения (чем меньше участников, тем удобнее выработать компромиссное решение). А в ответ на вполне оправданное беспокойство стран, не входящих в зону евро, лидеры еврозоны договорились перед собственным саммитом провести саммит ЕС и предварительно обсудить на нём все решения.
Во-вторых, создание экономического правительства еврозоны означает усиление наднациональных структур в системе управления. Вполне логично, что в системе с единым экономическим пространством, единой валютой и, главное, единой помощью проблемным странам необходимо иметь рычаги влияния на финансовую и экономическую политику. Явный дисбаланс между дотациями проблемным странам и влиянием их на экономическую политику уже привёл к безрезультатному расходованию средств помощи греческими властями. И ведущие европейские экономики, на чьи плечи ложится основное бремя финансовой помощи кризисным странам, видимо, желают получить более широкий доступ к управлению своими же деньгами.
В-третьих, новый орган важен в контексте некоторого соблазна протекционизма, всегда возникающего в периоды кризисов. Протекционистская политика была популярным антикризисным инструментом во время Великой депрессии. Этот путь может в некоторых случаях являться в достаточной степени эффективным (поэтому и соблазнительным), но при этом чрезвычайно опасным – та же Великая депрессия показала, что «закрытие» экономик конкретных стран не спасает их от общего бедствия, если оно становится глобальным. В этой связи увеличение роли наднациональных структур может рассматривать также как попытка изначально задать сценарии выхода из кризиса без использования протекционизма.
Таким образом, за первые дни саммита ЕС участникам удалось договориться по наиболее важным в стратегическом плане вопросам. Принятые решения должны улучшить дальнейшее функционирование ЕС, хотя в краткосрочной перспективе, возможно, повысят напряжение среди европейских элит. Помимо этого приняты принципиальные решения по вопросам борьбе с текущим кризисом. На повестке дня остались более локальные вопросы – реформирование Европейского фонда финансовой стабильности и урезание греческого госдолга.
Роман Ларионов - эксперт Центра политических технологий
Материал опубликован на сайте «Голос России» 25.10.2011
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.