Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.10.2011 | Александр Ивахник
Помериться списками
25 октября министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил журналистам, что в утвержденный российским МИД список официальных лиц США, которым запрещен въезд в Россию, включено больше людей, чем в американский «список Магнитского». «Наш список пошире будет», - сказал министр. По его словам, российская сторона оставляет за собой право в одностороннем порядке вносить изменения в этот «черный список», как расширяя, так и сокращая его. На вопрос, попали ли в этот список американские конгрессмены, известные своей критикой в адрес России, Сергей Лавров отметил, что все детали списка, которые российская сторона сочла возможным сообщить, уже обнародованы. «Имена раскрываться не будут», - подчеркнул он.
Об утверждении российского «черного списка» заявил 22 октября представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Он, в частности, отметил, что практикуемое в США морализаторство в связи с составлением «списка Магнитского» выглядит «особенно цинично на фоне фактической легализации пыток в американских спецтюрьмах, похищений и издевательств над подозреваемыми в терроризме, бессрочного содержания заключенных в Гуантанамо, нерасследованных убийств мирного населения в Ираке и Афганистане». Далее Лукашевич заявил: «На основе принципа взаимности утвержден список граждан США, пребывание которых в Российской Федерации признано нежелательным. В нем - высокопоставленные вашингтонские чиновники, причастные к упомянутым резонансным преступлениям в гуманитарной сфере. Известны и имена тех, кто несет ответственность за неправомерные действия против российских граждан в США, кто санкционировал и лично участвовал в похищениях и издевательствах над ними. Этим лицам въезд в Россию также, естественно, заказан». Хотя представитель МИД не сказал, какие российские граждане имеются в виду, и не назвал имен американцев, связанных с их делами, очевидно, что в «черный список» попали сотрудники Управления по борьбе с наркотиками США, причастные к аресту в Таиланде Виктора Бута, обвиняемого США в торговле оружием, и к задержанию в Либерии летчика Константина Ярошенко, недавно осужденного в США на 20 лет за контрабанду наркотиков.
Как известно, осенью 2010 года американский сенатор Бенджамин Кардин составил так называемый «список Магнитского». В него вошли российские чиновники, которых считают причастными к гибели в СИЗО в ноябре 2009 года юриста Сергея Магнитского, сотрудничавшего с инвестфондом Hermitage Capital Management и обвинявшегося в уклонении от уплаты налогов с организации. Причиной смерти стало то, что тяжело больному Магнитскому в течение 11-месячного заключения в Бутырке не оказывалась необходимая медицинская помощь. Дело Магнитского, свидетельствовавшее о вопиющих нарушениях закона в российском уголовном судопроизводстве, приобрело широкий резонанс в России и за рубежом, на необходимость его тщательного расследования неоднократно обращал внимание и президент Медведев. Следственный комитет России провел расследование обстоятельств смерти Магнитского и заключил, что она наступила в результате несвоевременного и недостаточного оказания ему медицинской помощи. В июле в отношении двух бывших сотрудников СИЗО «Бутырка» были возбуждены уголовные дела.
Однако по версии инвестфонда Hermitage Capital Management, который привел достаточно убедительные аргументы, само дело против Сергея Магнитского было сфабриковано вследствие того, что он разоблачил факт хищения из российского госбюджета 5,4 млрд. рублей налогов, уплаченных компаниями фонда в виде налогов, причем к организации этого преступления имели отношение сотрудники правоохранительных органов. Hermitage Capital Management потребовал привлечь к ответственности всех причастных не только к смерти Магнитского, но и к фабрикации уголовного дела против него. Версию фонда в целом поддержали российские правозащитники и оппозиционные политики. Основываясь на этой версии, сенатор Бенджамин Кардин включил в «список Магнитского» около 60 человек, в т.ч. высокопоставленных чиновников Генпрокуратуры, СКР, МВД и судов.
В апреле 2011 года в Конгресс США Кардином был представлен законопроект, который предусматривает введение визовых и экономических санкций в отношении лиц, подозреваемых в причастности к делу Магнитского. Госдепартамент США в июле ввел визовые ограничения в отношении более десятка российских чиновников, имеющих отношение к гибели Магнитского.
Что можно сказать о российском, более чем пропорциональном, ответе на американский «список Магнитского»? Очевидно, с формально-юридической стороны введение Россией визовых санкций в отношении американских чиновников, пренебрегавших международно-признанным законодательством о правах человека, обоснованно. С политической стороны этот шаг свидетельствует об ужесточении подходов России к отношениям с США. Под воздействием ряда факторов, в частности, неудачи в переговорах по ЕвроПРО, на место медведевской риторике перезагрузки приходит традиционная для президентства Путина настороженная и неуступчивая позиция.
Однако есть еще морально-политическая сторона. С этой точки зрения действия России, фактически ставящие на одну доску нарушения процессуальных норм в деле человека, вскрывавшего коррупционную практику и погибшего в предварительном заключении, и в делах людей, обвиняемых в международном терроризме, торговле оружием и контрабанде наркотиков, весьма сомнительны и будут вести к ухудшению международного имиджа страны.
Наконец, с практической точки зрения значение двух составленных «черных списков» несопоставимо. Очень маловероятно, что американских чиновников, попавших в список МИД, хоть в какой-то степени волнует невозможность приезда в Россию. А вот для представителей российской правящей элиты, ориентирующихся на Запад как на привлекательное пространство для реализации своей бюрократической ренты, угроза запрета на въезд туда, а тем более экономических санкций в виде ареста банковских счетов и т.п., крайне чувствительна.
Если расследование в России дела Магнитского так и закончится привлечением к ответственности лишь рядовых «стрелочников», то вполне вероятно, что разговоры о составлении своих «списков Магнитского», ведущиеся в ряде других стран – Канаде, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Франции, - перейдут в практическую плоскость. Интересно, какие обоснования тогда будет представлять российский МИД при составлении ответных списков.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.