Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.10.2011 | Александр Ивахник
Партий станет много?
В распоряжении «Газеты.Ru» оказался подготовленный Министерством юстиции законопроект, который радикально меняет порядок регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций и политических партий. Согласно законопроекту, Минюст намерен отказаться от функций, связанных с регистрацией, надзором, ликвидацией некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий, и передать эти полномочия Федеральной налоговой службе, а порядок регистрации заметно облегчить. Таким образом, резко расширятся возможности выхода новых игроков на легальное партийно-политическое поле, что в корне противоречит линии, которую проводила вертикаль власти на протяжении большей части последнего десятилетия.
Минюст предлагает исключить из перечня оснований для отказа в регистрации политических партий пункты о том, что таким основанием могут быть противоречия в уставе партии Конституции или федеральным законам, так как проверкой этого будет заниматься прокуратура. Новый регистрирующий орган в лице ФНС не сможет сам делать выводы о правдивости информации в представленных документах, поскольку этим теперь также будут заниматься по запросу силовые ведомства. Главными основаниями, по которым партиям могут отказывать в регистрации, станут непредоставление всех необходимых документов, нарушение сроков предоставления, несоответствие названия или символики партии требованиям закона. На регистрацию партий, как и всех других НКО, будет отведено 5 дней. Заявление в суд о ликвидации партии или ее регионального отделения будут вносить Генпрокурора или прокурор региона.
Соответствующие поправки предлагаются в законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О национально-культурных автономиях».
Кроме того, из закона «О противодействии экстремистской деятельности» предлагается исключить полномочия Минюста предупреждать общественные и религиозные организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, право ведомства обращаться в суд с требованием о ликвидации или запрете общественных организаций, обязанность вести список экстремистских материалов. Все эти функции должны перейти Генпрокуратуре.
Предусматривается, что регистрация всех видов НКО и политических партий будет осуществляться в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно пояснительной записке к законопроекту, он был разработан в соответствии с поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова о разработке правовых актов, направленных на унификацию процедуры регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Поручение было дано в августе.
Предлагаемые изменения резко контрастируют с существующей, по сути дела, запретительной практикой регистрации политических партий, которая является необходимым условием для участия в выборах любого уровня. Согласно действующему закону «О политических партиях», для регистрации партия должна рекрутировать не менее 45 тысяч членов, объединенных в региональные организации, которые должны быть созданы не менее чем в половине субъектов Федерации. До 2006 года порог численности составлял 10 тысяч членов, а до 2001 года он вообще отсутствовал. В результате менее чем за десять лет количество партий в России сократилось с нескольких десятков до семи.
Помимо барьера, обусловленного численностью партийных рядов, на пути легализации новых партий стоят многочисленные барьеры, связанные непосредственно с процессом регистрации. В соответствии с законом «О политических партиях» и, что показательно, собственным ведомственным регламентом, Минюст не только проверяет соответствие устава партии всему массиву российского законодательства, но и может затребовать для проверки фактически любую информацию, например, заверенные копии документов всех участников учредительного съезда, протоколы региональных конференций, паспортные данные всех членов партии и т.д. Используя подобные инструменты, Минюст только в течение этого года отказал в регистрации двум леворадикальным партиям – «РОТ-Фронт» Сергея Удальцова и «Другая Россия» Эдуарда Лимонова – и либеральной Партии народной свободы. Вообще за последние годы была зарегистрирована только одна партия – «Правое дело» в 2009 году, но это, как известно, был кремлевский политический проект.
Ужесточение порядка регулирования партийной деятельности в годы президентства Владимира Путина власть мотивировала необходимостью укрупнения партий и создания полноценной партийной системы. Задача избавления от никого не представляющих «диванных» партий действительно была решена. Но одновременно был поставлен надежный заслон на пути выхода принципиальных противников правящего режима из политического захолустья в электоральное поле, блокирована возможность их непосредственного контакта с избирателями, а тем более прохождения в представительные органы.
Правда, в середине июня этого года министр юстиции Александр Коновалов в интервью журналу «Профиль» высказался за отмену регистрации политических партий в будущем. Он заявил о необходимости перехода к уведомительному порядку создания некоммерческих организаций и политических партий. «Реагировать следует на конкретные нарушения закона в их деятельности, а не на их гипотетическую возможность», - отметил тогда Коновалов.
Однако это намерение было высказано еще в старой политической ситуации, когда президент Медведев давал сигналы о возможной либерализации политического режима, и не исключался его второй президентский срок. Какова будет судьба законопроекта Минюста в новой политической конфигурации, сказать трудно. Ясно лишь, что обсуждать его будет уже новый состав Государственной Думы под присмотром другого, но очень знакомого президента.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.