Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

01.11.2011 | Сергей Слободчук

ЭТА все

Вторая по известности в Европе (после Ирландской республиканской армии) террористическая группировка ЭТА (Euskadi Ta Askatasuna — «Страна Басков и свобода») заявила об отказе от вооруженной борьбы против испанских и французских властей. Баскские боевики создали свою организацию еще в конце 60-х, чтобы методами «око за око, зуб за зуб» противодействовать режиму генералиссимуса Франко, проводившему откровенно репрессивную политику против провинций Эускади. И вот спустя более 40 лет «баскские социалисты» говорят, что готовы поставить точку. Вот только стоит ли верить им и праздновать победу?

Деятельность группировки выглядела логичной как ответ на прессинг региональных и социальных течений во времена франкистской диктатуры. Казалось бы, конец франкизма должен был стать и финалом для боевых групп басков. Оказалось, нет. С закатом диктатуры ЭТА автоматически перенесла борьбу против франкизма на борьбу против испанского государства, что, как мы понимаем, совсем не одно и то же.

С таким поворотом превращение ЭТА из организации, которая боролась за свободу, в радикальную террористическую группировку было неизбежным. Фактически весь период после смены власти – это история террористической организации, которой выгодно было именно такое «зависшее» состояние дел. «Революционный налог» с предпринимателей, который более уместно было назвать рэкетом, постоянная игра на межнациональной розни, в общем, организация превратилась в группу, живущую террором ради террора. Тем не менее, террористы могли бы еще годами продолжать свою деятельность, тем более, что для многих она превратилась в бизнес. Что же заставило заявить об отказе от террористических атак?

Более трех десятков лет испанские власти работали над урегулированием террористической угрозы, сочетая «кнут и пряник». С одной стороны, старались выдерживать линию на политическую изоляцию террористов и сочувствующих партий, а с другой – совершая уступки Стране басков с целью выбить почву из-под ног.

Такая линия стартовала еще со времен премьера Адольфо Суареса и декрета 1978 года о предоставлении временного автономного статута Стране басков, снимавшего политические преграды для развития языка, культуры и других элементов национальной государственности. Затем последовал референдум в октябре 1979-го, наделивший регион широкой автономией в виде собственного флага, равных прав для баскского языка эускера по сравнению кастильским и системы экономических соглашений, чтобы урегулировать в первую очередь налоговые вопросы между Эускади и Мадридом. Добавим к этому автономную полицию и собственный парламент, избирающий главу правительства, который наделяется исполнительной властью в рамках региона. Такая политика привела к тому, что на сегодняшний день Страна басков – единственный в Европе регион, обладающий максимумом автономии для народа, не имеющего собственной государственности.

С другой стороны, в конце 90-х правительство Хосе-Мария Аснара выступило инициатором Мадридского пакта, объединившего все партии страны, которые объявили, что отвергают ЭТА и выступают за диалог только после отказа от вооруженной борьбы.

Еще одним барьером стала политическая конкуренция – ЭТА и ее политические крылья столкнулись с конкурентом в виде Баскской националистической партии, стоящей на гораздо более умеренных националистических позициях и стремящейся предстать наиболее последовательной защитницей интересов края. Официально задекларированная позиция БНА не лишена иезуитства, хотя именно такой подход оказался наиболее удачным. Националисты говорят, что не поддерживают никаких отношений с ЭТА и осуждают ее практику террора, хотя и понимают такую линию. Параллельно БНА стремились всеми силами создать иллюзию того, что именно националисты способны покончить с террором. Скажем, на выборах 2001-го года в региональный парламент политическое крыло ЭТА Эускаль Эрритаррок потерпела поражение - голоса ее избирателей отошли к БНП, взявшей на вооружение лозунги с требованиями суверенитета Страны басков.

С другой стороны на позиции боевиков наступала администрация – Верховный суд Испании регулярно снимал с регистрации и не допускал к выборам политические крылья ЭТА, невзирая на попытки сменить лозунги и названия. Свою роль сыграла и международная повестка дня, в которой терроризм после 11-го сентября 2001-го занял одну из первых позиций. 27 декабря того же года правительство Испании одержало важную победу – 15 стран ЕС пришли к соглашению о создании единого списка террористических групп, в который испанские власти «делегировали» ЭТА и все союзные ей группировки. Откровенную свинью подложили и «коллеги» из Аль-Каиды, совершившие 11 марта 2004-го 10 взрывов в пригородных поездах, убив 198 и ранив около 1500 человек. В результате весь пресс полицейских операций обрушился на сеть и симпатиков ЭТА. Добавим и серьезное ужесточение наказаний за террористическую деятельность в 2000-2001.

В последние годы системную борьбу против баскских террористов развернули спецслужбы и МВД Франции. Еще несколько лет назад члены ЭТА после очередного налета или взрыва беспрепятственно скрывались на юге страны, изображая «политических беженцев». Соглашение между Испанией и Францией об отказе баскским боевикам в политическом убежище было подписано в июне 1994 года. После чего террористическому курорту постепенно пришел конец – французы завинтили гайки, арестовав с 2008-го минимум шестерых руководителей ЭТА, в их числе лидеров вооруженного крыла сепаратистов Ибона Гогеашкоэчеа и Микеля Гарикойц Ашпиасу Рубина. Помощь Франции лишила боевиков зарубежных баз и возможности пересидеть тяжелые времена в недосягаемости от властей.

И теперь в другом свете стоит взглянуть на заявление, озвученное тремя представителями ЭТА в масках в прямом эфире ТВ. А есть ли повод праздновать? Ведь в 90-е тоже казалось, что ЭТА пришел конец, потому что многие главные боевики оказались в тюрьме, политические крылья проиграли несколько выборов подряд и даже традиционная социальная база террористов, молодежь начала отворачиваться от подобных методов деятельности. Тогда на все неприятности ЭТА отреагировала новой серией политических убийств, начав с председателя Народной партии в провинции Гипускоа Г. Ордоньеса и продолжив другими политиками и чиновниками.

Конечно, на местных выборах в Стране Басков в этом году успешно выступила националистическая коалиция «Билду». Но такое развитие событий еще больше замкнуло «ястребов» в изоляции. Во-первых, входящие в блок партии официально заявили, что отвергают террористические методы и не относятся к ЭТА. Шаг в сторону – и отмена регистрации с отзывом мандата. Во-вторых, победа «Билду» - это победа умеренного крыла, которое на практике показало, что тактика террора сегодня неэффективна и бессмысленна. А куда же деваться сотням «ястребов», которые оказались в двойном, а то и в тройном кольце окружения?

Сейчас же, заметьте, представители «ястребов» не заявили о сдаче оружия и самороспуске, а всего лишь о прекращении огня, вследствие чего правительства Испании и Франции призываются «начать процесс прямого диалога о преодолении последствий конфликта и вооруженного противостояния». Поэтому, несмотря на весь оптимизм, но заявление ЭТА больше похоже на приглашение к торгам, чем на отказ от террора.

Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net