Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.11.2011 | Сергей Маркедонов

Россия-Грузия: согласование деталей

Все дискуссии о перспективах российско-грузинским отношений последней недели прошли под знаком ВТО. После того, как 27 октября грузинская делегация в ходе переговоров с российской стороной при посредничестве Швейцарии согласилась на компромиссы, предложенные модераторами дискуссии, эксперты дружно заговорили о том, что никогда еще Россия не была так близка к вступлению в ряды Всемирной торговой организации. Вот уже 18 лет РФ ведет переговоры о своем присоединении к клубу рыночных экономик, однако последним препятствием на ее пути в ВТО стал далеко не экономический вопрос. По крайней мере, не чисто экономическая проблема, так как политики в ней намного больше. И очень странно, что этого не увидели авторы оптимистических прогнозов, уже подаривших России авансом заветную путевку в ВТО. Ведь дьявол, как известно, кроется в деталях. И их то, как раз и предстоит в ближайшее время согласовать.

Рассмотрим сначала суть того компромисса, который выдвинули швейцарские посредники. Их инициатива основывалась на требовании грузинской стороны - обеспечить контроль над перемещением грузов и товаров через границы, которые Тбилиси, а с ним и подавляющее большинство стран-членов ООН считают рубежами государства Грузия. Шел поиск формы для такого контроля. Изначальное требование грузинской стороны по поводу ее собственного таможенного контроля на реке Псоу и у Рокского тоннеля было модифицировано в международный формат (в чем-то похожие подходы уже были реализованы, например на формально украинско-молдавской, а фактически украино-приднестровской границе). В итоге родилось компромиссное предложение. Вести международный мониторинг над перемещением грузов через де-факто российско-абхазскую и российско-югоосетинскую границу, а также организовать электронный обмен данными по этим процессам. По справедливому замечанию грузинского эксперта Гии Нодия, это позволяло его стране сохранить лицо, прежде всего, перед оппозицией и собственными гражданами, среди которых беженцы - это по прежнему, важный электоральный и политический ресурс. Официальный Тбилиси не отказался от признания контроля над границами, которые считает своими. Да, грузинские власти согласились не ставить своих таможенников на Псоу, отдав часть своих полномочий международным структурам. Так разве в Тбилиси не говорят почти каждый день про интеграцию в НАТО и в ЕС, что уже по определению предполагает «делиться суверенитетом»? Для Грузии главный вопрос не отчуждение суверенитета, а потенциальный партнер для такого отчуждения. С ЕС, США, Швейцарией Тбилиси делиться готов, с Россией категорически нет.

Таким образом, рассматривать октябрьский компромисс, как полную уступку Москве на том основании, что с грузинскими политиками плотно «поработали» европейские дипломаты, экономисты вряд ли стоит. Да, в канун принятие Тбилиси предложений модераторов дискуссии, в Грузию приезжал высокопоставленный чиновник ЕС Гуннар Виганд. 21 октября 2011 года европейский комиссар по вопросам торговли Карел де Гюхт также недвусмысленно заявил, что Евросоюз и Россия не имеют проблем друг с другом по поводу вступления РФ в ВТО. Таким образом, опытный бельгийский политики и европейский бюрократ делал «прозрачный намек», что Грузия осталась последним барьером для вступления России в клуб рыночных экономик. Добавим к этому, что европейцы пытались объяснить своим грузинским партнерам, что Россия в ВТО – это инструмент для «привязки» ее к определенным правилам игры на внешнеэкономической и внешнеполитической арене. И, тем не менее, никто из европейцев не заставлял Грузию полностью убрать закамуфлированные под экономику политические требования. Вопрос ведь не в том, чтобы грузинские чиновники получали данные о тоннах и кубометрах с реки Псоу или Рокского тоннеля. Проблема в идентификации границ, как своих!

В чем же тогда новизна октябрьского компромисса? В том, что Москва с ходу не отвергла грузинские предложения, взяв паузу для обдумывания. У российской стороны непростая ситуация. ВТО близка, как никогда. Отказаться от компромисса сходу тоже крайне сложно. Тем паче, что Грузия вряд ли будет смягчать свои подходы и дальше. Принять компромисс непросто, тут есть свои сложности, о которых чуть ниже. Официальная сессия рабочей группы по вступлению России в ВТО в Женеве назначена на 10-11 ноября 2011 года. До этого в ходе различных неформальных встреч планируется разрешить оставшиеся проблемы. В чем же таятся проблемы? С одной стороны, Россия в данной ситуации также может сохранить лицо и рассматривать случившиеся, как свой успех. Плод долгих 18 лет переговоров уже вполне осязаем. Но все не так уж просто. И это настроение прекрасно отразило недавнее интервью помощника президента России и просто опытного дипломата Сергея Приходько. В нем он заявил о позиции РФ, как о «неизменной», отметив также невозможность уступок по политическим мотивам и большей заинтересованности Запада в приеме его страны в ВТО. «Мы исходим из того, что ВТО - это экономическая организация, и участие в ней всех без исключения государств, тем более с крупными экономиками, отвечает интересам мировой торговли, ее устойчивости, ее развития, ее совершенствования в целом», - резюмировал он.

Думается, что сегодня главным вопросом остается одно из двух предложений швейцарских посредников. То, что касается электронного обмена информацией, вполне могло бы устроить Россию хоть сейчас. Другой намного более важный сюжет - реализация мониторинга за перемещением грузов и товаров. Кто будет его осуществлять? Какими силами и ресурсами? Но даже не это самое главное. Куда важнее позиция абхазской и югоосетинской сторон, которые экономические аналитики и политики западных стран вовсе не принимают в расчет. А зря! Между тем, вскоре после появления новостей об «историческом компромиссе» новый глава МИД Абхазии недвусмысленно заявил, что его республика не потерпит никаких международных наблюдателей. Саму идею такого мониторинга Чирикба назвал нарушением абхазского суверенитета, который хоть и не существует для Тбилиси, Брюсселя и Берна, для абхазских политиков и непризнанных граждан вполне реален (сейчас мы не будем спорить о том, в какой степени Россия контролирует Абхазию). «Поскольку идет процесс переговоров через швейцарских посредников, мы внимательно наблюдаем за его ходом. Как только будет ясна позиция России, мы выскажем свою позицию», - резюмировал он. Представим себе, что Москва согласилась. Как поведет себя Абхазия в данной ситуации? В других непростых вопросах (таких, как имущественная проблема и нарушение прав российских граждан в Абхазии) власти частично признанной республики вели себя в соответствие со своими интересами. Добавим к этому и личностный фактор. Новому президенту Александру Анквабу нужно доказывать, что он не менее своих именитых предшественников готов радеть о суверенитете республике. Груз на него давит весьма нелегкий. Между тем, у европейских и швейцарских партнеров на этот вопрос нет ответа, эта коллизия не рассматривается. Ведь никакой Абхазии юридически для них нет. А на нет, как известно…

Между тем, для Москвы Абхазия вполне зрима. Конечно, если интересы крупных «групп влияния» возьмут верх, Россия может закрыть глаза на проявления недовольства в Сухуми. Закрывали ведь и раньше глаза на многие проблемы, волнующие малых союзников. Но, как нам кажется, далеко не только интересы собственно Абхазии будут здесь играть определяющую роль. У Москвы есть опасения того, что за ВТО Грузия и Запад начнут расширять поле интернационализации Абхазии и Южной Осетии. И создавать прецедент Кремль не слишком хочет. Хотя, тут надо добавить, ресурсов давления сопоставимого с ВТО, у ЕС для продвижения своей мониторинговой миссии (которая не получает доступа в две частично признанные республики) нет. Впрочем, сама дискуссия о международном мониторинге пограничной торговли может повторить судьбу плана Медведева-Саркози, сформированного в августе-сентябре 2008 года. Тогда много неточностей и недоговоренностей привели к разным трактовкам соглашений в Тбилиси и в Москве. Не получится ли в ноябре 2011 года нечто похожего? Москва сделает акцент на электронном обмене информацией, а Тбилиси на международном мониторинге. Вполне допустим и такой вариант, при котором стороны сделают вид, что компромисс уже достигнут, и лишь после вхождения России в ВТО начнут апеллировать каждый к своим ожиданиям. Одни будут требовать международного наблюдения за границей, а вторые слать электронные письма с данными, которые трудно проверить. При этом каждый сохранит свое лицо, и получит шанс обвинить своего визави в вероломстве. В таком случае пиар продолжит свое победное шествие по Кавказу. Если же Москва и Тбилиси смогут нащупать реальный компромисс (и при этом Россия не просто продавит свое решение, а убедит абхазов и осетин в его полезности), то теоретически может получиться не самый плохой прецедент для турбулентного региона.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net