Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.11.2011 | Алексей Портанский
АТЭС: Медведев принял эстафету у Обамы
В минувшее воскресенье в столице Гавайских островов Гонолулу завершился саммит Азиатско-Тихоокеанского Сотрудничества (АТЭС). На правах главы государства -действующего председателя АТЭС формальным и неформальным хозяином встречи был американский президент Барак Обама. В следующем 2012 году председательство, как известно, переходит к России, которая на сегодняшний день гораздо меньше, чем США, вовлечена во всевозможные деловые и кооперационные связи в регионе. Принимая от своего американского коллеги в предварительном порядке председательскую эстафету (формальная передача председательства состоится в конце года), Дмитрий Медведев пообещал сохранить приоритеты в работе АТЭС в будущем году. В первую очередь, это касается курса на создания в регионе зоны свободной торговли (ЗСТ).
Создание АТЭС в конце 1980-х годов явилось в значительной степени ответом государств региона на европейскую интеграцию. Согласно Сеульской декларации АТЭС 1991 года, целями форума были названы поддержание экономического роста стран региона, укрепление взаимной торговли и ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО. В начале XXI века участниками Форума стали 19 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония, а также Гонконг как особая зона Китая и Китайский Тайбей (Тайвань) – всего 21 участник. Процедура принятия России в АТЭС была завершена в 1998 г.
О роли и месте региона в современном мире говорят следующие цифры: на его страны приходится 55% мирового ВВВ, 45% мировой торговли и более 40% населения земли. К этому необходимо добавить, что в условиях нынешнего мирового кризиса темпы роста многих азиатских экономик заметно превышают аналогичный показатель развитых государств Запада. Именно это обстоятельство побудило Вашингтон в последние годы повысить свое внимание к региону, на долю которого приходится около 60% американского эскпорта товаров. Пятью главными торговыми партнерами США являются страны АТЭС.
США начали активно готовиться к председательству в АТЭС минимум за год до его начала. В качестве главной идеи своего председательства Вашингтон планомерно продвигал мысль о том, что в регионе выгодно делать бизнес и делать его надо непременно с Америкой. Конкретной инициативой США, направленной на усиление своего влияния в регионе в противовес Китаю, стало так называемое Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) в составе Австралии, Брунея, Чили, Новой Зеландии, Перу, Сингапура, Вьетнама и самих Соединенных Штатов. Ближайшая цель ТПП – создание зоны свободной торговли. Как заявил в ходе нынешнего саммита в Гонолулу Барака Обама, основы для подписания соответствующего соглашения о ЗСТ уже согласованы с восемью странами – к упомянутым добавляется еще Малайзия. Кроме того, о своем намерении участвовать в соглашении заявила Япония. За рамками проекта остаются такие заметные участники Форума, как Китай, Канада, Южная Корея, а также Россия.
Обама не назвал точных сроков подписания соглашения, однако заметил, что это планируется сделать в 2012 г. Похоже, Москва поспособствует реализации намеченной Вашингтоном цели: как пообещал на саммите президент Медведев, приоритеты в работе АТЭС в будущем году, когда Россия станет председателем объединения, будут сохранены. Это касается, в первую очередь, курса на создания в регионе зоны свободной и открытой торговли, уточнил российский лидер.
Что же готова предложить Москва в качестве председателя АТЭС для повестки 2012 г. помимо ЗСТ, в которую ее пока не пригласили? Известно, что сегодня азиатских и других иностранных инвесторов на российском Дальнем Востоке интересует в основном доступ к сырью: углеводам, металлам, лесу, рыбе, морепродуктам. Конечно, на встрече АТЭС во Владивостоке Россия наверняка подтвердит свою роль надежного поставщика нефти и газа партнерам по АТЭС. Но этого явно недостаточно. Более заманчивая перспектива состоит, к примеру, в том, чтобы показать, что Россия должна и способна служить транспортным мостом между Европой и Азией. Другой вопрос, насколько реально решение подобной задачи в обозримой перспективе.
Как говорят специалисты, чтобы реализовать важнейшее премущество России, научившись «торговать пространством», надо сооружать такие аэропорты, железные дороги, морские порты таким образом, чтобы из них выстраивались современные мультимодальные коридоры, позволяющие обеспечить максимальную эффективность и привлекательность транспортных услуг. Пока же по транспортно-логистической инфраструктуре Россия находится на последнем месте в регионе (первое у Сингапура). Как следствие, на сегодняшний день лишь 3,5% контейнерных перевозок между Юго-Восточной Азией и Евросоюзом осуществляется через Россию или Казахстан, т.к. стоимость такой перевозки превышает морской тариф в среднем в четыре раза, а сохранность груза не гарантируется. Если говорить о скорости перевозки, то на Трансссибисркой магистрали она сейчас составляет около 50 км/час, в то время как на ее китайском аналоге – более 100 км/час. Кстати, Китай, не испытывающий ныне недостатка в финансовых средствах, занялся активным строительством транспортного коридора через Среднюю Азию и Казахстан в обход России.
В последнее время внимание Москвы к Азиатско-Тихоокеанскому региону возрастает, чему есть ряд объективных причин, связанных, в частности, с нуждами развития российского Дальнего Востока. Однако, по всем экспертным оценкам, главным торгово-экономическим партнером России еще на долгие годы останется Евросоюз. Одновременно Москва сохранит и определенные возможности влияние в Европе. Что же касается АТЭС, то в обозримой перспективе российскоое влияние в регионе будет вряд ли сравнимо с американским или китайским.
Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.