Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

15.12.2011 | Сергей Маркедонов

Южная Осетия: инфляция компромисса

Новая неделя принесла с собой и новые интриги для Южной Осетии. Внутриполитический кризис, который мог закончиться 9 декабря 2011 года подписанием Соглашения между Эдуардом Кокойты и Аллой Джиоевой, опять напомнил о себе. На поверку оказалось, что между подписанием документа и его практической реализацией - дистанция огромного размера.

Эдуард Кокойты действительно сложил с себя полномочия. Однако в постсоветских условиях такой шаг сам по себе мало что значит, поскольку правила игры диктуются не столько юридическими нормами, сколько неформальными договоренностями и неписанными «табелями о рангах». При такой ситуации носитель определенной фамилии намного важнее, чем облаченный титулами и мантиями политик. Не будем далеко ходить за примерами. В 2004 году действующий премьер-министр РФ также сложил с себя президентские полномочия, оставшись при этом ключевым игроком в российской политике. Схожим образом пытается себя вести и президент Грузии Михаил Саакашвили, затеявший конституционные пертурбации (перераспределение полномочий между парламентом, президентом и правительством), чтобы иметь шанс, уходя остаться у руля власти. В гибридных политических системах, сочетающих в себе элементы авторитаризма и демократический антураж, такое поведение является скорее правилом, чем аномалией. И подтверждение этого мы увидели в Южной Осетии. Как и в случае с избирательной кампанией, Кокойты собирался уйти, сохранив свое неформальное влияние на ситуацию в республике. В то же самое время сторонники Аллы Джиоевой под «компромиссом» понимали нечто иное, то есть не только де-юре, но и де-факто отставку второго президента Южной Осетии.

«Уходя», Кокойты инициировал формирование Конституционного суда (такой инстанции в республике до 2011 года не было, функции хранителя конституционных основ исполнял Верховный Совет, другой вопрос, как он их реализовывал), куда в качестве судьи ввел заместителя генерального прокурора Эльдара Кокоева, то есть фигуру попавшую в «пакет» Соглашений о политическом компромиссе. Кокоев должен был покинуть свой пост вместе с главой Верховного Совета Ацамазом Биченовым и генпрокурором Таймуразом Хугаевым. После своего «ухода» «экс-президент» республики 11 декабря выступил в телеэфире с обращением к населению, в котором в сжатом виде обозначил свои приоритеты. Рассмотрение их крайне важно для понимания поведения Эдуарда Кокойты. Общение «экс-президента» с народом продолжалось почти два часа, что само по себе показательно. В ходе него он подверг жесткой критике поведение некоторых представителей правящей партии «Единство». Тех, кто призывал его к отставке. Кокойты призвал расстаться с теми, кто в сложный момент отказался демонстрировать свою лояльность даже не партии, а ему лично. По справедливому замечанию журналиста Мурата Гукемухова, «полное уверенности выступление было воспринято обществом как сигнал от Кокойты, что он по-прежнему хозяин положения». Помимо этого многих в республике насторожило то, что заседание парламента, на котором должны были быть рассмотрены отставки Биченова и Хугаева, было проведено не сразу, так сказать, по «горячим следам» подписанного Соглашения от 9 декабря, а перенесено на 14 декабря. Становилось ясно, что с депутатским корпусом проводится «работа в определенном направлении».

Уже 10 декабря представители оппозиции под впечатлением от кадровых назначений «уходящего» Кокойты стали говорить о том, что готовится срыв политического компромисса. Но буквально через день 11 декабря Джиоева заявила: «Мы тщательно взвесили все обстоятельства и пришли к выводам, что все пункты нашего соглашения выполнены, если завтра на заседании парламента будет принята отставка председателя Верховного суда и генерального прокурора республики». Как мы уже говорили выше, заседание парламента состоялось не 12, а 14 декабря. При этом у оппозиции была надежда на то, что временно исполняющий обязанности президента республики премьер Валерий Бровцев пойдет навстречу оппозиционерам и произведет кадровые назначения в правительстве с учетом пожеланий оппонентов Кокойты. Так в стане Джиоевой обсуждалась возможность выдвижения Анатолия Баранкевича, экс-секретаря Совбеза республики на пост вице-премьера. Однако эта инициатива провалилась. И, наконец, 14 декабря парламент республики разбил надежды на отставку Биченова и Хугаева. В заседании принимал участие 31 депутат из 34. Итоги голосования выглядели следующим образом. 15 голосов были поданы за отставку генпрокурора, 15 - против. Что же касается председателя Верховного суда, то за его уход высказались 8 депутатов, против - 22. В обоих случаях 1 бюллетень оказался испорченным.

Таким образом, команда Эдуарда Кокойты использовала хорошо знакомый для постсоветских обществ «юридический прием», когда против оппонента используются правовые неточности и нечеткости в формулировках. Текст компромиссного соглашения не давал детальных разъяснений ни относительно роли парламента, ни касательно кадровых инициатив «уходящего президента». Почему так произошло? Дух Соглашения между Кокойты и Джиевой был пропитан соображениями политической целесообразности.

Правовые резоны там были затронуты лишь поверхностно. И это, пожалуй, была ошибка оппозиции. Не будучи столь искушенной в играх на площадке под названием «политическая целесообразность», оппозиция не позаботалась должным образом над юридическим подкреплением своих аргументов. Ей показалось, что достаточно слова представителя Москвы, и все заработает. Так и просятся сюда жесткие оценки российских марксистов начала ХХ века (и в особенности Владимира Ильича Ленина) по поводу «царистских иллюзий» лидеров крестьянских движений предшествовавших эпох. «Царистские» иллюзии во многом парализовали югоосетинскую оппозицию. Положение ее, прямо скажем незавидное. Она не может вести сложную игру в обход Кремля, открытый вызов Москве невозможен, в первую очередь, по соображениям безопасности. Но верить и надеяться на то, что нынешняя российская власть будет способствовать общественно-политическим переменам, также, как минимум, наивно. Не будем забывать и о том, что югоосетинский сюжет для общероссийской повестки дня является далеко не самым первостепенным. В Кремле намного больше обеспокоены ростом массового протеста и «оранжевой угрозой», которая в голове многих идеологов власти стала приобретать зримые, а не фантомные черты.

Отсюда и реакция на поступающий вызов из Цхинвали. Есть те, кто за «стабильность», и те, кто «против». Джиоева проходит по списку «противников стабильности», а потому полагать, что Москва будет беспристрастно разрешать югоосетинский кризис, не приходится. Для этого нужны более тонкие настройки, при которых стремление «держать и не пущать» в Москве не будет автоматически переноситься на Цхинвали (Тирасполь, Сухуми). С такими настройками у российской власти проблемы. Отсюда и олимпийское спокойствие Кремля в течение периода 9-14 декабря. Между тем, как достаточно было просто настоять на проведении парламентского заседание и не дать формировать Конституционный суд в одностороннем порядке, чтобы не получить потенциальной угрозы возобновления кризиса. Вот что сказал по этому поводу спикер парламента Южной Осетии, опытный политик Станислав Кочиев: «Парламент не должен был отказываться от тех соглашений, которые были достигнуты с таким трудом при посредничестве Российской Федерации. То, что парламент принял такое решение, говорит только об одном: противостояние продолжится, потому что условия соглашения до конца не были выполнены».

Таким образом, собственными усилиями югоосетинские власти не справились с преодолением кризиса. И мяч снова перебрасывается на сторону Москвы. В этой ситуации самым худшим сценарием был бы такой, при котором Россия выступила бы на одной стороне. Это настроило бы на радикальный тон и власти (не будем забывать, что на местах «анти-оранжевый» пафос Москвы реализуется намного примитивнее), и оппозицию, чье положение просто не оставляло бы ей никакой возможности для цивилизованного отстаивания своих прав. Впрочем, инфляция югоосетинского компромисса ставит перед российским руководством и более масштабные проблемы. Насколько долго можно навязывать повестку 1999-2000 гг. повзрослевшему обществу, переросшему ее рамки.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net