Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

19.12.2011 | Виталий Портников

Гибель тени

О плохом состоянии здоровья северокорейского диктатора Ким Чен Ира начали говорить чуть ли не через несколько лет после его прихода к власти: стало ясно, что длительного царствования не получится. Его отец, Ким Ир Сен, приезжал еще на 70-летие Сталина, а завершил свои контакты с советскими руководителями общением с Черненко. Именно Ким Ир Сен превратил классическую социалистическую автократию в монархию нового типа - с беспрекословным авторитетом вождя, коленнопреклонным народом и аплодирующим руководством. В этой системе придатком к вождю оказалось все - страна, партия, армия, даже собственная семья. Ким Чен Ир так никогда и не занял пост президента КНДР - считалось, что его умерший родитель остается на этой должности и после его смерти.

В отличие от отца, прошедшего через отмежевание от посадившего его на трон Советского Союза и поддержавшего в войне комунистического Китая, внутрипартийные схватки в борьбе за власть и укрощение собственного населения, Ким Чен Ир был продуктом системы, а не самой системой. Он был лишен того понимания политического реальности, которым обладал Ким Ир Сен чуть ли не до последних лет жизни. Стареющему северокорейскому «живому богу» явно нравилось, что все вокруг него были идиотами - но сам он идиотом никогда не был, точно знал, до каких границ следует доходить, где игра и пропаганда, а где реальность. Его сын был уже одним из идиотов, живущим в мире собственных иллюзий вместе с населением страны, не только управляющим безумной пропагандой, но и живущим в ее фантасмагорическом мире. Правление Ким Ир Сена подразумевало, что в элитном слое могут находиться люди, работающие на систему и вождя, но критически относящиеся к происходящему и способные посмеяться над рассказом о поездке президента КНДР в очередной колхоз или бассейн, которым он руководил на месте. Это даже не теоретическое предположение - каждый, кто учился вместе с северокорейскими студентами в СССР, знает, что такие люди - умные, сильные и перспективные - среди них были. Правление Ким Чен Ира предполагало всеобщее оглупление: страна окончательно погрузилась в тяжелый голодный сон, самым страшным исходом из которого станет пробуждение. Ким Чен Ир не обладал ни политической гибкостью отца, ни его чувством реальности, ни знанием жизни, ничем - а в окружающем мире к нему продолжали относиться не как к мумии, а как к живому человеку, что и было глубочайшей ошибкой: живым Ким Чен Ир не был никогда, его положение наследника и «любимого руководителя» не предполагало этой функции.

В результате система окончательно превратилась в крепость, тщательно охраняемую не только от внешнего мира, но и от собственного населения, в заговор мертвецов. Ким Ир Сен и Ким Чен Ир постоянно были на виду - вождь колесил по стране, встречался с зарубежными делегациями, произносил речи, написал многотомные мемуары. После смерти Ким Ир Сена подданные почти не видели его наследника - и никогда не слышали. А уж наследник наследника - и вовсе не известная никому фигура. Ким Чен Ир стал секретарем ЦК партии и членом политкомитета ЦК ТПК за 20 лет до смерти своего отца. Уже через несколько лет оказывается членом президиума ЦК ТПК и всячески восхваляемым наследником. В момент смерти Ким Ир Сена Ким Чен Ир - верховный главнокомандующий, маршал КНДР, председатель комитета обороны. Его сын сейчас не обладает и десятой долей отцовских полномочий и авторитета. Упоминание о нем в сообщении официального информационного агенства Северной Кореи впервые появилось только сейчас, после смерти отца. Ким Чон Ына называют "преемником революционных идей Чучхе и выдающимся лидером партии, армии и народа", но никто не знает, кто же это такой - даже северокорейцы. В руководстве страны - на не очень значительных должностях - новый Ким появился всего пару лет назад. И пока что он выглядит даже не тенью своего отца, а тенью тени, отброшенной от кимирсеновской статуи. Конечно, можно предположить, что у северокорейского руководства нет никакого другого выхода, кроме как сплотиться вокруг новой мумии. Но ясно и то, что система исчерпала себя, Ким Чен Ир не был ее лидером - он был всего лишь безумным смотрителем мавзолея. Его сыну придется побороться даже за эту функцию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net