Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

28.12.2011 | Александр Ивахник

Госсовет вяло обсудил децентрализацию

26 декабря в Кремле президент Медведев провел последнее в этом году заседание Госсовета. Оно было посвящено вопросам децентрализации власти, расширения полномочий регионов, что было объявлено 22 декабря в президентском послании Федеральному Собранию важной составной частью предстоящей политической реформы. И если другие элементы будущей реформы (прежде всего, либерализация избирательного и партийного законодательства) стали реакцией на резко возросшую протестную активность жителей крупных городов, то передача субъектам Федерации новых властных полномочий и финансовых ресурсов предстает попыткой Кремля сохранить лояльность региональных элит. Однако ход Госсовета показал, что пока эта тема находится на уровне общих идей и пожеланий, и отнюдь не ясно, когда и как эти идеи начнут воплощаться в законодательстве.

На первый взгляд, это кажется странным, поскольку о необходимости децентрализации президент Медведев четко заявил еще в июне на Петербургском экономическом форуме. 1 июля вице-премьеры Дмитрий Козак и Александр Хлопонин были назначены главами двух рабочих групп для подготовки предложений по этому вопросу. В декабре рабочие группы представили президенту свои доклады.

Открывая Госсовет, Дмитрий Медведев обозначил три направления развития децентрализации: передача регионам с федерального уровня дополнительных полномочий, предоставление им самостоятельности в распоряжении средствами федеральных субвенций и расширение источников доходов региональных и местных бюджетов. Более или менее проясненным оказался лишь вопрос о субвенциях, т.е. выплатах регионам на осуществление делегированных им федеральных полномочий. На данный момент регионам выделяется 21 субвенция на общую сумму 250 млрд. руб., каждая из которых привязана к конкретному полномочию. Медведев считает целесообразным в будущем выделять субъектам Федерации единую субвенцию из госбюджета, а они сами будут решать, как ее распределять по полномочиям, исходя из своих приоритетов. Однако ясно, что для финансирования всех полномочий, планируемых к передаче регионам, субвенций из центра не достаточно. Для этого нужно изыскать дополнительные источники доходов региональных и местных бюджетов на сумму до одного триллиона рублей. «Эти источники мы с вами еще должны найти», – заявил Медведев.

Некоторые предложения на этот счет содержались в докладе, с которым выступил на Госсовете вице-премьер Александр Хлопонин. Он сообщил, что для расширения собственной финансовой базы субъектов Федерации планируется передать им 2% налога на прибыль организаций и водный налог, что даст приблизительно 240 млрд. руб. в год. Предлагается направлять регионам часть годового прироста НДС на сумму 50 млрд. рублей. Другое принципиальное предложение – передать регионам доходы от акцизов на алкоголь, табак и дизтопливо, что даст еще 170 млрд. руб. Кроме того, среди рассматриваемых мер Хлопонин назвал отмену федеральных льгот по региональным налогам на имущество и землю и введение с 1 января 2013 года единого налога на недвижимость вместо нынешних земельного и имущественного налогов.

Доклад Дмитрия Козака был посвящен не финансовым, а сущностным аспектам децентрализации. Докладчик предложил передать регионам в качестве делегированных около 100 важных контрольно-надзорных полномочий, оказывающих влияние на местный инвестиционный климат. Среди них санитарно-эпидемиологический и фито-ветеринарный контроль, пожарный и страховой надзор, защита прав потребителей, охрана труда и окружающей среды, надзор в сфере здравоохранения, функции по управлению госимуществом, по учету недвижимости и регистрации прав на нее. Сейчас эти полномочия исполняют территориальные подразделения федеральных органов. По словам Козака, в этих подразделениях, относящихся к 18 министерствам и ведомствам, работают 220 тыс. федеральных служащих. Группа Козака считает, что реализация ее предложений позволит упразднить территориальные подразделения как минимум 10 федеральных ведомств, а их функции возложить на региональные органы власти.

При этом Дмитрий Козак подчеркнул, что на региональный уровень не будут передаваться полномочия ведомств, осуществляющих надзор за самими региональными властями – Росфиннадзора, ФАС, правоохранительных органов. Также докладчик предложил одновременно с передачей субъектам Федерации дополнительных функций усилить контроль на федеральном уровне в части отмены явно незаконных региональных актов и дать министерствам право вносить в правительство и президенту представлений о досрочном прекращении полномочий губернаторов, «если никакие меры не помогли».

Несмотря на то, что озвученные докладчиками предложения не могли быть безразличными для присутствовавших на Госсовете руководителей регионов, оживленной и содержательной дискуссии не получилось. Сказалась, видимо, как недостаточная проработанность этих предложений, так и общая неуверенность и осторожность губернаторов в сложившейся неопределенной политической ситуации. Поэтому они сочли за благо отмолчаться или отделаться общими замечаниями.

Зато премьер-министр Владимир Путин, который прежде редко выступал на заседаниях Госсовета, на этот раз сказал свое веское слово. Не отвергая прямо идею децентрализации федеральных полномочий в пользу регионов, он поставил под сомнение целый ряд из прозвучавших предложений. В своем кратком выступлении премьер успел выразить несогласие с передачей регионам восьми федеральных контрольно-надзорных полномочий, в том числе карантинного и санитарного контроля, технического, трудового, пожарного, метрологического надзоров, ряда контрольных функций в сфере здравоохранения и даже в сфере поддержки народных промыслов. Путин высказал и сомнения относительно того, что искать дополнительные средства взамен передаваемых регионам налогов потребуется в условиях «очень напряженного бюджета», когда нужно финансировать рост зарплат военнослужащих и индексировать пенсии при дефиците Пенсионного фонда. Таким образом, и содержательная, и финансовая часть будущей реформы оказались поставлены под вопрос.

Заканчивая заседание Госсовета, в тон премьеру выступил и президент. Медведев отметил, что по обсуждаемым вопросам еще нет окончательных решений, по многим из них нужно думать. Это касается, в частности, вопроса с акцизами и с единым налогом на недвижимость. А завершил выступление президент напоминанием о том, что мир вступил в депрессию и россиян ждут трудные времена, поэтому скороспелых решений необходимо избегать. И если первоначально предполагалось уже весной 2012 года внести в Госдуму пакет законопроектов по перераспределению властных полномочий и бюджетных ресурсов, то итогом Госсовета стало всего лишь предложение продолжить обсуждение концепции децентрализации в рамках общественной дискуссии.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net