Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.01.2012 | Сергей Маркедонов

Нагорно-карабахский процесс: прогресс не виден

Наступивший год принес некоторую динамику в нагорно-карабахский мирный процесс. На 23-24 января намечена встреча в трехстороннем формате между президентами России, Азербайджана и Армении. С одной стороны, предстоящий саммит знаменателен тем, что он пройдет после многомесячного перерыва. И дело здесь не только в календаре. Предыдущая трехсторонняя встреча в Казани в июне 2011 года завершилась провалом. При этом провал последовал после всплеска завышенных ожиданий, которые в течение месяца до саммита в столице Татарстана транслировали представители трех стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Для многих экспертов еще до казанских переговоров было ясно, что прорыва не будет, так как стороны конфликта не готовы к компромиссам. Однако политическая реальность в немалой степени формируется из навязываемых представлений. И потому труднее приземление после полетов в оптимистических облаках. Как бы то ни было, а после трехсторонней встречи в Казани переговорный процесс вошел в состояние застоя.

Впрочем, вполне объяснимое. После декабрьских выборов в Госдуму в России внешняя политика из-за возрождения внутриполитического публичного процесса отошла на второй план. Что же касается западных стран, то последствия ближневосточного «пробуждения» вкупе с «иранской проблемой» снизили и без того не слишком значительный интерес к Южному Кавказу. Почти до нулевой величины. Теперь в США и в Европе этот регион привлекает внимание разве что в контексте обсуждения возможных сценариев американо-иранского противостояния. Новая встреча в Сочи по идее должна изменить тренд, придать некоторый импульс делу урегулирования застарелого конфликта.

Но это лишь по идее. В действительности же позиции сторон не претерпели существенных изменений. В новогоднем обращении к нации президент Азербайджана Ильхам Алиев объявлял об увеличении военных расходов его страны в течение 2011 года. И в новом году этот курс, по словам азербайджанского лидера, останется неуклонным. На недавнем расширенном заседании правительства республики Алиев дал свою интерпретацию переговорного процесса с армянской стороной: «Если кто-то считает, что основной темой переговоров является предотвращение войны, то я с этим мнением не согласен. Никто не хочет войны тем более, этого не хочет Азербайджанское государство, достигшее таких больших успехов. Но это не означает, что переговорный процесс будет отодвинут в сторону, и что все усилия будут направлены на недопущение войны. Этому не бывать». Таким образом, глава Азербайджана показал, что целью переговорного процесса является не поиск компромисса, а разговор с позиции силы. В этой связи неслучайно, что на том же заседании правительства он не забыл упомянуть о том, что азербайджанские вооруженные силы являются самыми мощными на Южном Кавказе.

Впрочем, в новый год Азербайджан вступает не только с впечатляющими военными показателями. 4 января прошло первое заседание Совбеза ООН в новом составе, то есть с новыми непостоянными членами этой ведущей ооновской структуры. Впервые за период после распада СССР этой чести удостоился и Азербайджан, который осенью 2011 года выдержал непростую конкуренцию, чтобы получить представительство от группы стран Восточной Европы. Тогда, напомним, главным конкурентом Баку была Словения. И тот факт, что поддержку получил Азербайджан, показывает, что в дружбе с этой страной заинтересованы многие страны-члены ООН. Правда, тут есть несколько важных нюансов. Азербайджан сохраняет свою привлекательность для других, как стабильно развивающееся светское государство, проводящее разумную и сбалансированную внешнюю политику (ориентированную на поддержание ровных отношений с Западом и с Востоком). Но страна, которая будет вовлечена в кровавый конфликт с непредсказуемыми последствиями, вряд ли будет так уж интересна мировому сообществу. Точнее сказать, этот интерес будет выражаться совсем не так, как это происходит сегодня. В любом случае, Баку считает свои позиции достаточно крепкими для того, чтобы уступать. Понятное дело, рост военного бюджета и алармистская риторика - это не изобретение 2011 или 2012 года. Подобный инструментарий давно рационально используется азербайджанской дипломатией. И далеко не факт, что сказанное президентом прикаспийской республики будет реализовано на практике. Однако жесткий стиль вполне очевидно указывает на неготовность к компромиссным решениям.

Армянская сторона сегодня не может похвастать достижениями на ооновской ниве. Ее социально-экономические показатели и ресурсы трудно сравнить с азербайджанскими возможностями. Но свои резоны для того, чтобы упорствовать и придерживаться старой линии есть и у Еревана. Во-первых, фактор ОДКБ пока еще никто не сбрасывал со счетов. Скепсис относительно этой структуры огромен, как внутри нее, так и за ее пределами. Этот скепсис касается, как самой России, так и других стран-членов Организации в особенности из Центральной Азии, связанных с Баку сотнями нитей. Однако определенный психологический эффект членство Армении в военно-политической структуре, в которой Азербайджан не состоит, имеется. Во-вторых, эскалация «иранской проблемы» также заставляет Баку смотреть не только в армянском, но и в другом направлении. Тегеран давно выражает недовольство уровнем контактов Азербайджана с США и с Израилем. В этой ситуации наращивать противостояние с Арменией и НКР в виду неясной перспективы разыгрывания новой ближневосточной игры опасно. Ведь даже успешные действия против армянских сил в случае эскалации американо-иранских противоречий могут быть очень сильно смикшированы. Так стоит ли рисковать, имея за спиной в разы более опасные сюжеты? Вопрос, конечно, риторический. Но трудно предположить, что его не ставят в Баку и в Ереване. И в последнем случае понимают, что уступать и искать компромиссы также не слишком выгодно, поскольку твой визави не менее уязвим, чем ты сам. Поскольку же армянская сторона считает себя победительницей, то не в ее интересах будоражить общественность милитаристскими высказываниями. Ее расчет совсем иной - заставить время работать на себя.

Таким образом, в преддверие сочинской встречи Армения и Азербайджан не дают никаких оснований считать, что уступки или компромиссы возможны. Непраздный вопрос, а в чем смысл нового саммита кроме продолжения переговоров? Тут есть несколько резонов, касающихся, как отдельных интересов, так и мирного процесса в целом. Если говорить о мирном процессе, то сочинская встреча придаст некий импульс переговорам, выведет их из «спящего состояния». Другой вопрос, что никаких иных вариантов разрешения конфликта кроме сырых «обновленных Мадридских принципов» нет. Но в любом случае диалог и нахождение конфликтующих сторон в определенных рамках и под «присмотром» лучше, чем их окукливание и замыкание в своей радикальной повестке дня. Российский «присмотр» сегодня Запад считает, может быть и не совершенным благом, но отнюдь и не инфернальным злом. О «присмотре» надо сказать особо.

После того, как в сентябре 2011 года Дмитрий Медведев стал «хромой уткой» (чья хромота была усилена внутриполитическими неудачами правящей партии на думских выборах), формат, инициатором которого принято считать пока еще действующего президента России оказался в подвешенном состоянии. На постсоветском пространстве политика сильно персонифицирована. И поэтому многие в Баку и в Ереване подумали, что Владимиру Путину (или любому иному лидеру России) трехсторонний формат может оказаться не слишком интересным. Не исключено, что на встрече в Сочи Медведев сделает важные разъяснения относительно планов Москвы по карабахскому урегулированию. Скорее всего, их смысл будет сводиться к тому, что персона главы государства не является первичной. Главное - это интерес России на Южном Кавказе и стремление к сохранению позиции медиатора. Следовательно, встреча в Сочи нужна для того, чтобы «застолбить позицию». И заодно продемонстрировать Западу «конструктивность».

Франция сегодня находится не в самой лучшей позиции. С одной стороны, резкое ухудшение двусторонних отношений с Турцией именно по «армянскому вопросу» (в Баку уже зазвучали голоса по поводу ангажированности Парижа по нагорно-карабахскому вопросу). С другой, рейтинг действующего главы государства Николя Саркози в канун президентских выборов отчаянно невысок. В США «иранский вопрос» (а параллельно с ним и «израильский») вышел на первый план. Да и предвыборные дела, отягощенные экономическим кризисом, никак не способствуют выработке какой-то альтернативы нынешней модели разрешения армяно-азербайджанского противоборства. Таким образом, на сегодня сочинская встреча по большей части выгодна Москве, которая, впрочем, не принесет на блюдечке с голубой каемочкой ключей от мира. Просто потому, что у нее их нет. Она может лишь создать некие условия для их поиска.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра стратегических и международных исследований, США, Вашингтон

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net