Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.01.2012 | Александр Ивахник

Национальный вопрос в предвыборной трактовке Путина

23 января, ровно через неделю после появления вступительной статьи премьер-министра Владимира Путина из предвыборной серии, в «Независимой газете» и на двух его сайтах (премьера и кандидата в президенты) была опубликована второй текст, на этот раз посвященный национальному вопросу. Чисто технологически решение обнародовать предвыборную программу по частям, вероятно, имеет смысл. Появись программа сразу целиком, через несколько дней она уже вышла бы из фокуса общественного внимания. А так каждую неделю возникает информационный повод…

Однако с точки зрения непосредственного воздействия на электоральные установки вторую статью из предвыборного цикла Путина, как и первую, трудно признать эффективной. Она в основном повторяет идеологемы, уже многократно высказанные и специалистами-этнологами, и экспертами в стенах Общественной палаты РФ, и самими руководителями российского государства.

Тогда зачем же написана эта статья? Похоже, просто потому, что Путин в своей предвыборной кампании не мог обойти острую тему межнациональных отношений, которую пытаются эксплуатировать по крайней мере двое из его соперников – Зюганов и Жириновский. Но в строгом смысле считать статью частью предвыборной платформы затруднительно, потому что ни новых подходов к анализу темы, ни новых решений здесь не предлагается, кроме ужесточения миграционного законодательства и правил регистрации. Однако, как показывает практика сложившейся в России системы бюрократического всевластия, формальное ужесточение нормативных установлений в коррупциогенных сферах жизни приводит в основном лишь к повышению поборов со стороны правоохранителей. А ряд наиболее острых проблем и, прежде всего, распространение исламского фундаментализма и его связи с политическим экстремизмом и терроризмом, Путин вообще не рассматривает.

Статья начинается описанием обострения национального вопроса в современном мире в связи с ростом процессов миграции, прежде всего, из бедных стран в богатые. Констатируется провал «мультикультурного проекта» в Западной Европе. Переходя к России, Путин подчеркивает: «При всей внешней схожести ситуация у нас – принципиально иная. Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. С неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. С громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве».

Здесь привлекает к себе внимание сразу несколько моментов. Возникновение межнациональных проблем однозначно связывается с ослаблением государства безотносительно к его характеру, а сложные процессы трансформации государственных и общественных институтов после краха советского коммунизма сводятся к деградации. Кроме того, складывается впечатление, что в Советском Союзе не существовало огромных различий в социально-экономическом развитии республик и территорий. На самом деле видимое отсутствие межнациональных конфликтов в советские времена определялось безраздельным доминированием интернационалистской коммунистической идеологии и жестким контролем миграционных процессов со стороны однопартийного государства, регламентировавшего все стороны жизни общества. Игнорирование этого основополагающего обстоятельства препятствует анализу всей сложности и многослойности межнациональных проблем в современной России и стимулирует соблазн простых решений, связанных с использованием чисто государственных инструментов, по большей части запретительных, что и нашло отражение в статье. Вопрос о том, почему происходившее на протяжении последних 12 лет усиление государства не привело к смягчению национальных противоречий, остается без ответа.

При этом в статье Владимира Путина содержится немало вполне правильных и разумных констатаций, особенно в части, посвященной особенностям формирования российского государства. Не подлежит сомнению основополагающий постулат о том, что «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство» и что «стержнем, скрепляющей тканью этой уникальной цивилизации» являлись русский народ, русская культура. Впрочем, повторять прописные истины тоже бывает полезно, тем более, когда они направлены против раскольнической националистической идеи моноэтнического русского государства.

Другая важная мысль автора статьи, относящаяся уже к сегодняшнему времени, состоит в подчеркивании роли сильных институтов в проведении эффективной национальной политики. «Нужно всегда помнить, что существует прямая зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве», - отмечает Путин. Далее он поясняет: «Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан. И поскольку большинство этих граждан – русские, то возникает возможность паразитировать на теме «национального угнетения русских» и облечь обоснованный общественный протест в самую примитивную и вульгарную форму межнациональных беспорядков». Было бы логично ожидать, что автор статьи раскроет, что же нужно сделать для того, чтобы государственные институты стали сильными. К сожалению, эта принципиальная тема не нашла в статье дальнейшего развития.

А тот набор практических мер, которые предлагаются Владимиром Путиным для решения межнациональных проблем, представляется случайным и недостаточно обоснованным. Некоторые из этих мер носят надуманный, искусственный характер. Например, составление списка из 100 книг, отражающих российский «культурный код», которые в обязательном порядке должен прочесть каждый выпускник школы. Или обязательность для приобретения или продления миграционного статуса сдачи экзаменов по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. Интересно, какой процент взрослых граждан России успешно сдали бы эти экзамены? И зачем подвергать этой непосильной процедуре миллионы неквалифицированных мигрантов, подметающих улицы или занятых на стройках? Ведь в большинстве случаев вполне достаточно базового знания русского языка.

Но наибольшее внимание комментаторов вызвало предложение Путина о ревизии Административного и Уголовного кодексов, регламентов органов внутренних дел применительно к «агрессивному, вызывающему, неуважительному поведению» мигрантов, о введении уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации. При этом, во-первых, до конца не ясно, касается ли предложение об уголовной ответственности и внутренних российских мигрантов. Если да, то оно вступает в противоречие с предусмотренной Конституцией РФ свободой перемещения граждан внутри страны. Во-вторых, к ужесточению миграционных правил и санкций прибегали и ранее, но без особого эффекта, поскольку это никак не способствовало созданию сильных институтов – задаче, важность которой Владимир Путин в статье лишь обозначил.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net