Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

01.02.2012 | Сергей Маркедонов

Обама рассчитывает на честные выборы, Саакашвили – на НАТО

Этого события в Грузии с напряжением ждали. Михаил Саакашвили в предпоследний день января должен был встретиться с президентом США Бараком Обамой. И не где-нибудь, а в Белом доме, то есть в самом центре американской политики. Надежды на эту встречу были разными. Грузинская власть надеялась закрепить свой статус привилегированного союзника США в Евразии. В мае грядет саммит НАТО в Чикаго, и в Тбилиси не скрывают, что хотели бы получить от страны-хозяйки этого представительного форума более серьезные гарантии относительно североатлантических перспектив. В Грузии всерьез надеются на то, что в 2012 году с помощью давления со стороны США удастся получить долгожданный ПДЧ («План действий по членству»).

К этой цели грузинская дипломатия продвигалась не один год. События 2008 года не поставили окончательный крест на стремлении Грузии в Альянс. Однако жесткий разрыв отношений с Россией сделал продвижение к чаемому членству намного более проблематичным, чем это было до «пятидневной войны». С приходом в Белый дом Барака Обамы добавились новые проблемы для Тбилиси в виде «перезагрузки». Впрочем, первичный шок от этих проблем довольно быстро прошел. В 2010 году Южный Кавказ посетила Хилари Клинтон. В ходе своей поездки она назвала Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями. В канун третьей годовщины августовской войны Конгресс США принял соответствующую резолюцию голосами и демократов, и республиканцев. Собственно говоря, на сайте Белого дома в специальном комментарии, посвященном российско-американской «перезагрузке» говорится о том, что «администрация Обамы по-прежнему имеет серьезные разногласия с российским правительством по поводу Грузии. Мы продолжаем призывать Россию прекратить ее оккупацию грузинских территорий Абхазии и Южной Осетии».

Добавим к этому и кризис самой «перезагрузки». Она начала сильно буксовать, столкнувшись с проблемой ПРО (американские планы по размещению элементов противоракетной обороны в Европе). На сегодняшний день существенных подвижек по данному вопросу нет. Начиная же с декабря нынешнего года, в России возродился публичный политический процесс. С одной стороны, власть перестала восприниматься населением, как нечто монолитное, неизменное и непобедимое. С другой стороны, почувствовав опасность утраты легитимности, Кремль пытается разыгрывать карту борьбы с «оранжевыми революциями» и американским вмешательством. Недавний скандал с назначенным послом Майклом Макфолом воочию продемонстрировал весь накал эмоций (так жестко посла США в публичном пространстве не подвергали критике даже во времена «дорогого Леонида Ильича»). Все эти события команде Михаила Саакашвили только на руку, поскольку охлаждение отношений между Москвой и Вашингтоном дает возможность дороже продать лояльность своему геополитическому покровителю. Тем паче, что ястребов в Вашингтоне хватает, как и в Москве. И они также не упустят возможности дать свою интерпретацию и скандала вокруг посла в российской столице, и других внутренних и внешнеполитических сюжетов, связанных с Россией. Тем самым, оказывая определенное влияние и давление на Белый дом, Госдеп, Пентагон. На этой площадке у Грузии есть свои сильные козыри. В первую очередь речь идет об операции в Афганистане. На фоне кризисных явлений в Европе все меньше желающих поучаствовать в военных действиях, не имеющих прямого отношения к североатлантическому региону. На сегодняшний день грузинское военное присутствие в Афганистане составляет 900 человек. Но в 2012 году оно может увеличиться почти вдвое, достигнув отметки в 1500 человек. И все это на не слишком благополучном финансовом (и как следствие политическом фоне) заставляющим и США, и их европейских союзников проводить бюджетные сокращения и экономить на том, на чем только можно. В канун ежегодного выступления в Конгрессе США (State of the Union) Барак Обама получил порцию жестких обвинений со стороны его оппонентов республиканцев в нерачительном увеличении государственных расходов. В этой связи грузинская помощь хотя и не сыграет спасительную роль, но лишней уж точно не будет. Отсюда и большая активность в продвижении грузинских интересов со стороны, в первую очередь, Пентагона. Не будем сбрасывать со счетов и «иранский фактор». Если противостояние Вашингтона и Тегерана будет расти, то помощь Грузии (точнее сказать, ее геополитическое значение и географическое местоположение) может пригодиться.

Впрочем, свои расчеты на Обаму возлагали и представители грузинской оппозиции. Так к президенту США обратилась группа заключенных с просьбой повлиять на Михаила Саакашвили в вопросе освобождения тех, кто подвергнут заключению по политическим мотивам. Что касается политиков, настроенных критически в отношении к Михаилу Саакашвили, то их надежды были нацелены на то, что Вашингтон более жестко поставит перед президентом Грузии вопросы о внутриполитической ситуации и демократии в стране. В итоге встреча прошла, но назвать ее прорывной вряд ли представляется возможным. Михаил Саакашвили назвал ее «крайне результативной». Но мог ли он дать ей иную оценку, учитывая стратегическую важность американской поддержки для Грузии? Естественно нет, даже если бы встреча свелась к банальному набору любезностей. В этой связи лучше ориентироваться не на официальные заявления и комментарии, а на содержательные аспекты (круг вопросов, поднятых в ходе встречи, и ответы, прозвучавшие при обсуждении). Барак Обама поблагодарил грузинского лидера за помощь в операции в Афганистане, пообещал приступить к диалогу относительно заключения соглашений о свободной торговле. Президент США дал высокую оценку грузинской демократии: «Грузия является моделью демократии и прозрачности в регионе. И я надеюсь, что многие страны в ближайшие годы скажут, что если Грузия смогла это сделать, то и мы сможем». Таким образом, была воспроизведена традиционная повестка дня для мероприятий с участием американских и грузинских высших должностных лиц. Помимо афганского измерения тема Грузии имеет для Обамы еще и предвыборный контекст. Его оппоненты из республиканской партии не просто критикуют действующего хозяина Белого дома за «социализм» и «отход от американской мечты». Они пытаются поставить под сомнение его «патриотизм». В этой связи Обама пытается задействовать все возможные форматы, чтобы доказать американским избирателям, политикам, а также разным «группам влияния», что он такой же патриот, как и его предшественники (а может быть даже и больший). Понятное дело, не Грузия будет главным инструментом для такого доказательства. И все же, Обаме надо показать, что внешнеполитический курс в 2009-2012 гг. не выламывается за рамки традиционных подходов Вашингтона в Евразии. Своих союзников не сдают (а в случае с Грузией велик психологический эффект, так как в 2008 году Штаты не смогли оказать Тбилиси полноценной помощи, как того хотел Саакашвили и его команда), натовские интересы продвигают, в афганскую операцию интегрируют, «имперские амбиции» России по возможности сдерживают, коммунистического «реванша» не допускают. Отсюда и столь пристальное внимание экстравагантному союзнику, который за годы великой дружбы с Вашингтоном уже привык не только учиться демократии, но и сам пытается учить других (страны Ближнего Востока или сами США).

При этом Обама не сказал ничего такого, что могло бы быть интерпретировано, как безудержная поддержка курсу грузинского лидера. Во-первых, президент США выразил пожелание, чтобы следующий выборный цикл в Грузии (в 2012-2013 гг. здесь состоятся выборы и парламента, и президента) прошел без проблем: «Мы также ждем, что в Грузии будут проведены свободные и справедливые выборы». В переводе с политически корректного дипломатического языка на нормальный язык это означает только одно. Все высокие оценки надо будет подтвердить. Если качество демократии будет невысоко (что в условиях Грузии чревато внутренней дестабилизацией с учетом непростой выборной истории 2008 года), то поддержка Саакашвили или его гипотетического преемника не будет столь однозначной. Между тем, многие в Грузии говорят о «путинизации страны» и планах ее президента по переходу на другое место работы (главы правительства, например). Во-вторых, из уст Обамы не прозвучало и четких (со стопроцентной гарантией) обещаний приема в НАТО. То есть, да, конечно, североатлантические устремления будут поддержаны, но вот четкие сроки и формы их реализации пока не обозначаются. В итоговом документе для СМИ американо-грузинская стратегическая кооперация была представлено в самом общем виде, как «развитие сотрудничества на базе существующих успешных программ, целью которых является содействие и реформирование вооруженных сил Грузии, поддержка совместной работы с коалиционными силами в Афганистане, а также более эффективное оперативное взаимодействие с НАТО». Можно ли считать это победой? Наверное, при большом желании встреча в Овальном кабинете Белого дома может казаться таковой. Однако в содержательном плане она ничего нового в известные ранее расклады не добавила. Разве что расстроила грузинских оппозиционеров, чьи мнения не стали предметом дискуссии двух президентов. Да и реальной критике внутренняя политика Саакашвили не подвергалась. В качестве глубоко спрятанной критики можно считать только пожелание честных выборов.

Сергей Маркедонов - приглашенный научный сотрудник Центра международных и стратегических исследований, Вашингтон, США

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net