Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.02.2012 | Александр Ивахник
Российская оборонка обрела защитника
Последние дни ознаменовались очередным обострением публичного конфликта между российскими военными и оборонно-промышленным комплексом. Это не новый конфликт, он связан с накопленной технологической отсталостью отечественного ОПК и попытками руководства Минобороны навести порядок в деле закупок вооружений и военной техники. Военных не устраивает качество продукции оборонщиков и совершенно непрозрачный характер ценообразования в этой сфере.
Эти противоречия привели к тому, что госборонзаказ (ГОЗ) за 2011 год, как и в предыдущие годы, был выполнен далеко не на 100%. Более того, к середине года возникла угроза полного срыва ГОЗа, и для исправления ситуации потребовалось вмешательство первых лиц государства. При этом премьер-министр Владимир Путин был склонен поддерживать позицию предприятий ОПК, значительная часть которых собрана в госкорпорации «Ростехнологии», возглавляемой его выдвиженцем Чемезовым. А президент Дмитрий Медведев, как правило, солидаризировался с требованиями Минобороны. Как бы то ни было, последние контракты в рамках ГОЗа на 2011 год были подписаны только в ноябре.
В наступившем году проблемы в отношениях между Минобороны и производителями вооружений никуда не исчезли. 14 февраля начальник Генерального штаба Николай Макаров устроил пресс-конференцию, на которой подверг отечественных оборонщиков весьма жесткой критике. По его словам, сложилась парадоксальная ситуация: «У нас есть деньги на все, но мы не можем их потратить в полном объеме». В частности, армию не устраивает ни один образец сухопутной техники - от стрелкового оружия до бронетехники. По ряду характеристик отечественная продукция серьезно отстает от своих западных конкурентов, особенно в том, что касается защиты солдат. Макаров отметил, что традиционно уделяя внимание огневой мощи и подвижности бронетехники, разработчики «забыли о жизни людей», так что «любой подрыв маленькой мины ведет к тому, что погибает весь экипаж».
Начальник Генштаба прямо признал, что вследствие неудовлетворительного качества закупки военной продукции для Сухопутных войск практически прекращены, и ситуация очень сложная. Он заявил, что Минобороны дает конструкторам пять лет, в течение которых будут финансироваться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и по окончании этого срока заказчик ожидает продукции «высочайшего класса». Другими словами, на следующие пять лет армия фактически прекращает закупки готовой бронетехники. Макаров подчеркнул, что он является противником закупок вооружения за рубежом, однако в некоторых случаях это неизбежно, в частности, для приобретения новых технологий.
16 февраля в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации первый замминистра обороны Александр Сухоруков повторил претензии начальника Генштаба к качеству продукции российского ОПК, которое в последние годы серьезно снижалось. Так, в 2010 году количество рекламаций составляло 1764, что на 20% больше по сравнению с 2009 годом; в 2011 году было уже 1924 рекламации. По словам Сухорукова, одной из главных причин задержки с заключением контрактов по ГОЗу в 2011 году была неспособность предприятий представить расчеты по ценообразованию. А в соответствии с анализом, проведенным Минобороны, цены на военную продукцию неоправданно растут на 15-20% в год, что ведет к росту цен в течение пяти лет в два раза.
И все же ситуация во взаимоотношениях между армией и производителями военной техники в новом году изменилась. Связано это с тем, что в конце декабря на пост вице-премьера правительства по ОПК был назначен Дмитрий Рогозин. Такое ощущение, что за долгое время пребывания на посту постпреда России в НАТО Рогозин соскучился по настоящему масштабному делу и со свойственной ему энергией ринулся в новую для себя сферу деятельности. В отличие от своего предшественника Сергея Иванова, занимавшего в противостоянии военных и оборонщиков пассивную позицию, новый вице-премьер активно занялся защитой и продвижением интересов российского ОПК. Рогозин активно ездит по предприятиям оборонки, проводит совещания по анализу проблем, препятствующих развитию ОПК страны и выполнению гособоронзаказа.
Оперативно откликнувшись на заявление главы Генштаба Николая Макарова о том, что Минобороны в ближайшие пять лет не будет закупать российскую бронетехнику, Дмитрий Рогозин написал в своем микроблоге Twitter: «Армия и флот будут перевооружаться планово. НГШ (начальник Генштаба) - не единственный, кто принимает решения о закупках вооружений и военной техники». Кроме того, он попенял армейскому руководству за публичное обсуждение противоречий с представителями ОПК: «Не стоит нашим военачальникам вести спор с военной наукой и промышленностью с помощью СМИ. Есть масса иных способов решать вопросы. Если у НГШ есть претензии к танкам или к иной технике, он может высказывать их в профессиональной среде нашим конструкторам и промышленникам».
А в ходе выступления на упомянутых слушаниях в Совете Федерации новый вице-премьер уже директивно указал: «Я категорически запрещаю, имея на то полномочия, вести какие бы то ни было дискуссии через СМИ, которые развернулись между Минобороны и оборонкой. Все дискуссии по этому поводу (качеству отечественного вооружения) должны вестись исключительно в рамках профессионального цеха». По его словам, претензии, которые есть у Минобороны к отечественной продукции, должны обсуждаться и высказываться только на профильных совещаниях. Кроме того, Дмитрий Рогозин сообщил членам СовФеда, что правительство в течение нескольких недель рассмотрит поправки, впервые устанавливающие госрегулирование цен на продукцию государственного оборонного заказа.
Еще более интересную информацию опубликовали 15 февраля «Известия». По сведениям газеты, федеральную службу «Рособоронзаказ» планируется убрать из ведения Минобороны, чтобы вывести функцию госзаказчика на готовую военную продукцию на уровень правительства. Функции госзаказчика на НИОКР будут разделены между несколькими ведомствами промышленного блока, их работу будет координировать военно-промышленная комиссия при правительстве, которую возглавляет Рогозин. Высокотехнологичные разработки в военной области, как предполагается, будут финансироваться через специально созданный некоммерческий фонд. Министерству обороны оставят только функции покупки серийного оружия и военной техники.
Правда, сам Рогозин прокомментировал публикацию достаточно резко: «Этот вопрос должно решать правительство РФ, и думать об этом будет президент РФ. Все, что связано с толковищем на эту тему, - пока спекуляции». Можно предположить, что говоря о президенте, Рогозин имел в виду будущего президента Путина. Для победы кандидата Путина на приближающихся выборах сам Дмитрий Рогозин прикладывает немалые организационные и пиаровские усилия.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.