Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.03.2012 | Александр Ивахник
Разные лица московской власти
12 марта в «Известиях» было обнародовано содержание доклада, который заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков представил Сергею Собянину. В докладе нарисована драматическая картина тех опасностей, с которыми городское хозяйство столкнулось в результате массовых митингов, проходивших в столице с декабря. Как выяснилось, именно из тех мест, где проходили уличные акции, и именно в то время, когда они проходили, на диспетчерские пункты поступали многочисленные вызовы аварийных служб. Но работа городских служб была фактически блокирована. Спецтехника не могла проехать по улицам, не было возможности ликвидировать аварии. При этом Петр Бирюков почему-то не уточняет, что прилегающие к местам проведения массовых мероприятий улицы были забиты не митингующими, а машинами с ОМОНом и внутренними войсками, которые в огромном количестве и без всякого разумного основания были стянуты в центр города.
В докладе подробно описано, как сложно пришлось каждой городской службе во время митингов на Пушкинской, Болотной, Манежной, Лубянской площадях. Так, ГУП «Мосгаз» вынужден был увеличить сроки реагирования по технологическим инцидентам. Спецтехника тратила на дорогу до 1,5 часа, двигаясь со средней скоростью всего 7 км в час. В результате «Мосгаз» понес убытки на 250 тысяч рублей. Далее автор доклада, видимо, используя какие-то недоступные простому разуму расчеты, сообщает: «На основании анализа характера заявок в часы проведения митингов оппозиции можно с уверенностью утверждать, что в случае возникновения реальной аварийной ситуации, без учета возмещения ущерба третьим лицам, расходы ГУП «Мосгаз» на восстановление схем газоснабжения составят порядка 25 миллионов рублей». Характерно, что в данном угрожающем прогнозе упоминаются только митинги оппозиции. Видимо, во время массовых мероприятий сторонников Владимира Путина, равно как и городских праздников, сопровождающихся перекрытием движения, никаких опасностей для городского хозяйства в принципе возникнуть не может.
В том же ключе в докладе описываются трудности работников «Московской объединенной энергетической компании» (МОЭК). Оказывается, на 93 тепловых пунктах, находившихся в зоне перекрытия, «в условиях низких температур наружного воздуха отсутствовала возможность оперативно предпринимать соответствующие меры по ликвидации нарушений в работе тепло- и водоснабжения, что могло привести к размораживанию систем центрального отопления в 22 строениях, в том числе: 10 жилых и 12 прочих зданиях». Экономический ущерб от простоя аварийно-ремонтных машин с дежурными бригадами МОЭК за все время проведения митингов и шествий составил около 350 тысяч рублей.
Но больше всего дополнительных расходов из-за акций понесло столичное управление МЧС. Только на ГСМ у спасателей ушло незапланированных 200 тысяч рублей, а на оплату дополнительного труда сотрудников – еще 600 тысяч рублей. В целом спасатели истратили дополнительно 1 млн. 800 тысяч рублей. Общий же вывод, содержащийся в докладе Петра Бирюкова, звучит крайне тревожно: в случае масштабных аварий город понес бы убытков на сотни миллионов рублей.
Конечно, никаких прямых призывов к запрету уличных акций в центре столицы в докладе нет. Но налицо внешне обоснованный и для кого-то убедительный повод для этого. И для начальства он может быть полезен, и общественное мнение готовится.
Дальше – больше. В тот же день источник в московской мэрии заявил «Интерфаксу», что митинги и шествия в центре Москвы нарушают привычный ритм жизни города, вызывают нарекания со стороны простых горожан и заставляют задуматься о корректировке федерального закона о массовых мероприятиях. А председатель Мосгордумы Владимир Платонов сообщил Газете.Ru, что дума, кстати, избранная в 2009 году не без скандалов и почти сплошь состоящая из единороссов, хочет разработать поправки в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». Платонов, бессменный визави Юрия Михайловича Лужкова в законодательной власти Москвы с 1994 года, отметил: «Огромное количество митингов приводит к возникновению проблем у простых москвичей, и мы не можем не обратить внимания на это. Сегодня я направил запрос в правительство Москвы с просьбой дать информацию о том, насколько массовые мероприятия мешают каждодневной жизни города. После того как эту информацию мы получим, будем обсуждать возможность внесения в законодательство поправок».
По мнению спикера Мосгордумы, в Москве можно определить несколько территорий, рядом с которыми нельзя проводить крупные мероприятия, чтобы не мешать обычным жителям, «например, вблизи жилого сектора, гостиниц и торговых центров». Одного взгляда на центр Москвы достаточно, чтобы понять, что этим критериям отвечает разве что Болотная площадь. Подобная инициатива руководства МГД по ужесточению федерального закона, в нынешних условиях имеющая мало шансов пройти через Госдуму, на практике могла бы лишь подстегнуть протестную активность москвичей и резко усилить появившееся требование о досрочном роспуске столичного парламента.
Через несколько часов после обнародования этих заявлений незапланированный брифинг провел представитель новой команды Сергея Собянина в московском правительстве – вице-мэр Александр Горбенко, на долю которого пришлось согласование всех митингов последних месяцев. Он однозначно подчеркнул, что мэрия подобные поправки не готовит. «Мэрия не пытается и не планирует ужесточать закон о митингах… Попытки ужесточить законодательство приведут только к росту протестных настроений, мы умные люди, мы это прекрасно понимаем. Это глупость – пытаться удушить протестные настроения таким образом», – заявил Горбенко.
Заммэра Москвы признал, что в будущем закон о митингах все-таки потребует корректировки, так как сейчас некоторые положения в нем прописаны недостаточно четко. Но «если даже какие-то поправки будут обсуждаться, я считаю, к работе над ними надо в первую очередь привлекать организаторов протестных митингов, тех же Рыжкова и Удальцова, – отметил Горбенко. – Надо у них узнать, как бы они хотели изменить закон, какие потребности у тех, кто проводит митинги и шествия, и менять закон, исходя из их потребностей». Что касается поднятого ранее Владимиром Путиным вопроса о создании в Москве аналога британского Гайд-парка, то вице-мэр сообщил, что пока этот процесс находится на стадии формирования рабочей группы, к работе в которой пригласят представителей различных политических и общественных сил.
На брифинге Горбенко подчеркнул позитивное значение проходивших в Москве митингов. «Нам без уличной активности не построить гражданское, сформировавшееся, устойчивое, демократическое общество. Все, что происходит на улицах, это волеизъявление граждан. Их активность нужна всем: и гражданам, и властям, – уверен он. – Рад и счастлив, что сегодня люди проявляют активную жизненную позицию. Мы с таким подходом будем двигаться дальше».
В тот же день в эфире «Эха Москвы» Александр Горбенко отреагировал и на доклад Петра Бирюкова. На его взгляд, убытки от митингов не являются очень значимыми для Москвы: «Затраты вряд ли критичны для бюджета города. Хотя наш бюджет и имеет дефицит, надо каждую копейку считать. Но всё, что обсуждается в публичном поле, не имеет цены», – сказал Горбенко. Он отметил, что общие затраты, понесенные бюджетом города от прошедших митингов, подсчитать сложно, «поэтому перевод копейки в кубометры, тонны бензина – довольно глупое занятие, я бы не стал этим заниматься».
Часто, говоря о власти и несистемной оппозиции, комментаторы рассуждают об этих силах как о неких целостных образованиях, не имеющих внутри себя существенных различий во взглядах и поведенческих установках. Очевидно, в сегодняшней, значительно усложнившейся, политической реальности, такой плоский подход становится все менее адекватным. Во всяком случае, объективная задача налаживания диалога между властью и гражданской оппозицией требует преодоления подобного упрощенчества.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.