Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

19.03.2012 | Татьяна Становая

Трансформация партийной системы России: назад в 90-е?

Готовящаяся либерализация партийного законодательства резко стимулирует партийное строительство в России. Как заявил председатель думского комитета Госдумы Владимир Плигин, уже 68 организаций готовы зарегистрироваться в Минюсте в качестве партий по новым правилам. По данным самого Минюста, к концу 2011 г., когда президент Дмитрий Медведев заявил о намерении серьезно облегчить регистрацию политических партий, было создано 24 оргкомитета, а только за февраль уже 28, писали «Ведомости». В ближайшее время партийная система может заметно измениться, что коснется не только внесистемной оппозиции, но и парламентских партий. Тем временем, стало известно, что Минюст просит Верховный суд отменить решение о ликвидации Республиканской партии.

12 марта в Москве прошло очередное заседание рабочей группы во главе с первым заместителем главы президентской администрации Вячеславом Володиным, на которой обсуждались поправки к федеральному закону «О политических партиях». Оппозиция опасается, что власть пойдет из одной крайности в другую. Изначально резко ужесточив создание политических партий, теперь предпринимает попытка максимально порядок либерализовать. Это приведет к появлению множества мелких партий, большинство из которых будут выполнять функции спойлеров или «партий-убийц», чья деятельность будет направлена на дискредитацию реальных оппозиционеров (например, как использовалась партия «Свободная Россия» против «Яблока» было на выборах в Мосгордуму в 2005 году).

Об упрощении порядка регистрации политический партий президент Дмитрий Медведев объявил в своем ежегодном послании Федеральному собранию в декабре прошлого года, после думских выборов и начала массовых акций протеста против фальсификаций. Тогда было предложено снизить минимальную численность партий с 40 тыс до 500 человек. Сейчас фактически речь идет об уведомительном порядке. Лидер Левого фронта Сергей Удальцов, которого цитирует ИТАР-ТАСС, заявил, что при доработке поправок к закону о партиях будут «учтены поправки об упрощении порядка регистрации партий, в частности, Министерство юстиции будет консультировать партии о порядке оформления документов для регистрации до их подачи, это будет оформлено как «государственная услуга». «Это очень важно, поскольку позволит минимизировать возможность отказа в регистрации по формальным основаниям», - пояснил Удальцов. Кроме того, по словам лидера Левого фронта, должна упроститься отчетность партий.

Однако на фоне такого упрощения оппозиция рискует столкнуться с другой проблемой – чрезмерной конкуренцией на партийном поле, причем не с крупными игроками, а с десятками миниатюрных партий. Кремль давно имеет опыт работы в таких условиях: например до ужесточения партийного законодательства в 2003 году, в России было более 130 партий, затем их число сократилось до 50. После введения минимальной численности в 50 тыс. человек (в конце 2004 года), количество партий резко сократилось, и на сегодня составляет всего семь организаций, имеющих регистрацию в Минюсте РФ.

При этом несоблюдение требования о минимальной численности вовсе не является единственным критериям для отказа в регистрации. Например, Партии народной свободы (НАРНАС) было отказано в регистрации на том основании, что устав организации не соответствует закону «О политических партиях», не предусматривает ротации «руководителей коллегиальных органов», предусматривает «единоличный исполнительный орган» вместо коллегиального, а также содержит «ряд иных неточностей и внутренних противоречий». Кроме того, Минюст выявил в рядах ПАРНАСа граждан, которые «не могут являться членами политических партий».

Поэтому нынешнее смягчение законодательства, с одной стороны, не гарантирует реально уведомительный порядок регистрации партий (как требуют некоторые оппозиционеры), а за властью сохраняются административные возможности для принятия всякий раз политического решения в отношении конкретной партии. С другой стороны, он создает условия для появления множества игроков, численность и характер которых будет достаточно просто контролироваться Кремлем в зависимости от стоящих политических задач. Член рабочей группы Аркадий Любарев рассказал «Ведомостям», что из законопроекта не изъяты пункты о возможности отказа в регистрации из-за «несоответствия устава требованиям закона», Минюст и его региональные органы могут ликвидировать партию в случае сокращения ее численности или непредоставления списка членов. Внесение поправок в реестр юрлиц по-прежнему должно согласовываться с Минюстом. Кроме того, сохраняется обязанность партий и их филиалов предоставлять ежеквартальные отчеты о поступлении и расходовании средств Центризбиркому и региональным комиссиям.

Поэтому, например, «Правое дело» и КПРФ настаивают либо на повышении минимальной численности до 5000, либо на дифференцированном подходе в зависимости от уровня выборов, в которых собирается принимать участие та или иная партия. Однако судя по итогам заседания рабочей группы у Володина, решения в пользу этого пока нет. «Сама цифра 500 не особо смущает, но тогда нужно разрешить блоки, но я смотрю, что это не поддерживается,— отметил представитель КПРФ Сергей Решульский». «Если цель реформы наплодить тысячу декоративных партий — так и скажите», - сказал он в интервью «Коммерсанту». В свою очередь, представитель ПАРНАС Константин Мерзликин заметил, что «сложилось впечатление, что поставлена задача к осенним выборам в регионах зарегистрировать максимальное количество партий». «И это будет новый инструмент тонкого манипулирования политическим пространством»,— заявил он.

Вопрос о создании блоков действительно становится принципиальным, причем выгодным не только для внесистемной, но и для парламентской оппозиции. КПРФ, например, уже имеет опыт взаимодействия с «Левым фронтом» Сергея Удальцова (последний поддерживал Зюганова как кандидата в президенты). О возможности создания блока с «Яблоком», ПАРНАС и будущей партией Михаила Прохорова говорил на митинге 5 марта Михаил Касьянов.

Однако по данным кремлевских источников «Ведомостей», ни повышать минимальную численность, ни разрешать блоки Кремль не станет. «Из всех идей оппозиции именно предложения Рыжкова сочтены реалистичными и взяты в разработку. А минимальная численность в 500 человек останется неизменной», - сказал источник, имея в виду исключение возможности отказа при предоставлении неполного пакета документов для регистрации. Это же подтверждает председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин, представляющий в рабочей группе единороссов. По его словам, велики шансы принятия поправок по упрощению регистрации и сокращению полномочий Минюста. А вот вопрос создания блоков рассматриваться не будет, возможно, к этому предложению вернутся позже, не исключил Плигин. В итоге, ПАРНАС объявил о выходе из рабочей группы в знак протеста против игнорирования предложений оппозиции (хотя в партии, похоже, нет консенсуса по этому вопросу).

К новым условиям более жесткой конкуренции вынуждены приспосабливаться и парламентские партии, прежде всего, «Справедливая Россия», внутри которой есть сторонники более тесного взаимодействия с внесистемной оппозицией (Илья Пономарев и Геннадий Гудков и др.). Объективно сама возможность упрощенной регистрации новой политической партии, будет способствовать росту конфликтов внутри партий, особенно когда они уже становятся объектами пристального публичного обсуждения. В «СР» Сергей Миронов обвинил Геннадия Гудкова в неправомерном выступлении на митингах оппозиции, сделав ему «последнее предупреждение». В отличие от Гудкова, Миронов также признал итоги президентских выборов, назвав победу Путина «объективной и убедительной».

Будущая судьба «Справедливой России» важна с точки зрения дальнейшего формата партийной системы. В настоящее время складываются два больших политических сообщества – левоцентристы (от Гудкова до Удальцова) и либералы (от Прохорова до республиканцев Рыжкова и ПАРНАСа). В рамках этих сообществ проходят разнонаправленные процессы – от декларируемой интеграции (в том числе на базе партий, которые смогут принять участие уже в октябрьских региональных выборах – это «эсеры» и, видимо, республиканцы) до возможной дезинтеграции, связанной как с объективными разногласиями, так и с амбициями лидеров. Сходные процессы происходят и в сообществе националистов, где претензии на лидерство выдвигает Сергей Бабурин, ходивший на встречу с президентом и выступивший на митинге 5 марта. Но не факт, что он станет консенсусной фигурой в этом также внутренне конфликтном сообществе.

В свою очередь, Кремль постепенно идет к старой логике управления партийной системой, где ключевым критерием систематизации партий является не столько их идеологическая платформа, сколько отношения с властью. Кремль умело создавал или способствовал созданию как правых проектов («Правое дело», ДПР, «Свободная Россия» и т.д.), так и лево-патриотических («Родина», «Народная воля», «Патриоты России»). Два самых известных партийных бренда — «Родина» и Партия пенсионеров зарезервированы за членами федерального списка партии «Правое дело» под руководством Андрея Дунаева и Андрея Богданова, а всего участники этого списка числятся лидерами оргкомитетов девяти разных партий — от социалистической до монархической, выяснили «Ведомости».

До 2004 года, когда партийное законодательство было предельно ужесточено, помимо реальных партий существовали спойлеры, или «технические партии» разных видов. Это спойлеры КПРФ, которые имели весьма низкие электоральные возможности, но при этом «выводились» для кампании против партии Зюганова. И спойлеры либералов - например, партия «Гражданская сила» во главе с Андреем Рявкиным и Михаилом Барщевским появилась в начале 2007 года как конкурент СПС (в итоге на базе оппозиционного СПС, «Гражданской силы» и ДПР было создано прокремлевское «Правое дело»). «Гражданская сила» также вместе с «ЕР», «СР» и АПР поддержала кандидатуру Медведева на пост президента в декабре 2007 года. Кстати, в феврале партия провела съезд и намерена снова подать документы на регистрацию.С либерализацией партийного законодательства возвращаются и старые технологии партийной «грязной» конкуренции. Например, в числе претендентов на регистрацию – Республиканская партия, которая не имеет никакого отношения к одноименной партии Владимира Рыжкова. Она была распущена по решению Верховного суда. Тем не менее, 16 марта стало известно, что Минюст отзывает свое обращение в Верховный суд с просьбой ликвидировать Республиканскую партию Рыжкова.

Плодить двойников – традиционное «орудие» борьбы с оппозиционными структурами, вероятно, будет использоваться снова. На регистрацию претендует и «двойник» СПС. «Это либо жулье, либо рейдеры, которые хотят захватить известный бренд, но мы этого не допустим», — заявил Леонид Гозман «Ведомостям».

При этом Кремль даже всячески содействует появлению большего числа партий, причем речь идет о возможности некоторых корректировок либеральных инициатив, объявленных Медведевым в его послании Федеральному собранию. Так, в Госдуму поступили поправки к законопроекту о выборах губернаторов, где выдвижение претендентов на пост главы региона допускается только для представителей политических партий. Самовыдвиженцы в случае принятия этих поправок принять участие в выборах не смогут (хотя об этом еще говорил Дмитрий Медведев на встрече со студентами журфака МГУ). Впрочем, похоже, что пока речь идет о зондаже общественного мнения – спорные поправки предложены депутатом от «Единой России» Вячеславом Лысаковым, далеко не самым влиятельным представителем партии. Глава фракции «единороссов» Андрей Воробьев назвал эти поправки личной инициативой Лысакова. Если общественное мнение будет резко настроено в пользу самовыдвиженцев, поправки можно будет отклонить без ущерба для имиджа власти и ее партии. Кроме того, на фоне инициативы Лысакова может быть более спокойно воспринята другая поправка, расширяющая возможности власти – об обязательности для партий консультаций с президентом о кандидатурах на пост губернатора (в первоначальном варианте закона эти консультации носят факультативный характер).

На сегодня понятно, что Кремль создает условия для возвращения старой партийной системы, существовавшей до 2003 года. Однако в какой мере будет на практике использована новая юридическая реальность – до конца неясно. Нельзя исключать, что в рамках логики «ручного управления» власть будет стараться принимать решения по каждому конкретному случаю регистрации политической партии, при этом, вероятно, основные оппозиционные организации регистрацию все-таки получат («Левый фронт», Республиканская партия, ПАРНАС, партия Прохорова). Другой вопрос, что они будут поставлены в такие условия конкуренции, при которых Кремль сохранит серьезные ресурсы по противодействию оппозиции, хотя и не столь широкие, как ранее. Если до массовых протестов «внепартийная» оппозиция была исключена из электорального процесса, то после них ее возможности будут ограничены.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net