Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.03.2012
Борис Тарасюк: «Нам не стоит ждать уступок от России»
Переговоры о новых газовых контрактах для Украины затянулись. Очевидно, готового решения нет ни одной стороны. Ни Киев, ни Москва не готовы пойти на уступки. Украина, кроме того, пытается привлечь третью сторону – ЕС – к решению своих энергетических проблем. Чем закончатся переговоры и какой формат создания газотранспортного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС) возможен – в интервью «Политком.Ру» рассказывает экс-министр иностранных дел Украины, лидер «Народного руха», депутат Верховной рады Борис Тарасюк.
Как Вы думаете, чем закончатся газовые переговоры между Москвой и Киевом?
Все будет зависеть от того, удастся ли договориться. Переговоры завершатся положительно, если Путин сможет использовать договоренность о снижении цены на газ для Украины с серьезными уступками со стороны самой Украины. Этими уступками может стать предоставление доступа России к газотранспортной системе (ГТС) Украины и внутреннему украинскому газовому рынку. Это тот максимум, который стремится получить Россия. Но этот сценарий не полностью зависит от России. В первую очередь это зависит от Украины. Насколько мне известно, украинское руководство не готово пойти на эти уступки.
Таким образом, переговоры относительно снижения цены на газ могут завершиться уже после передачи дела на рассмотрение в Стокгольмский арбитражный суд, решение которого скоро не появится.
Таким образом, я не вижу в ближайшее время возможного снижения цены на газ для Украины, если украинское руководство не пойдет на сдачу базовых национальных интересов.
Скажите, в случае, если Европа откажется от участия в создании международного газотранспортного консорциума, на условиях, предложенных Киевом, какой выход будет у Украины?
Идея трехстороннего газотранспортного консорциума не нова. Она возникла еще в 2003 году, но, поскольку ни Россия, ни Европейский союз не были политически готовы, то эта идея не была реализована. Сейчас она обсуждается вновь, но Россия не заинтересована в том, чтобы «делить пирог» с ЕС. Поэтому, очевидно, и не исходит формального предложения от Украины Евросоюзу о создании трехстороннего консорциума.
Хотя это был бы наиболее приемлемый вариант, с точки зрения интересов Украины – трехсторонний консорциум, в котором Украине принадлежал бы больший пакет акций.
По Вашему мнению, данный консорциум является единственным выходом для Украины или же страна может предложить международному обществу какой-либо другой вариант модернизации газотранспортной системы?
Между Украиной и Европейским союзом действует соглашение, которое подписала экс-премьер Юлия Тимошенко в марте 2009 года. Этим соглашением предполагается участие финансовых институтов ЕС в модернизации украинской газотранспортной системы. В соглашении прописаны определенные условия, на которых Евросоюз готов выделять деньги на модернизацию. В принципе, никто не отказывался от этого варианта. Он является живым, существующим, но для его продвижения необходимо перестать торговаться одновременно и с Россией, и с Евросоюзом и сконцентрировать внимание и усилия на реализации меморандума, который даст возможность привлечь ресурсы европейских финансовых институтов для модернизации ГТС. В таком случае ее возможности по прокачке газа из России и Средней Азии увеличатся до 150 – 180 млрд. кубометров газа в год.
Другой вариант – это поиск внутренних ресурсов для модернизации газотранспортной системы. Но в этом случае возникает вопрос: будет ли эта модернизированная ГТС наполнена? Поскольку такой уверенности не существует, в настоящее время все больше и больше начали говорить о сокращении импорта российского газа и замещении его украинским каменным углем, о сокращении энергоемкости украинского производства и увеличении добычи собственного газа на шельфе Черного моря. Так же речь идет об активизации работы по добыче сланцевого газа, которого Украине по экспертным оценкам, хватит на 30 – 40 лет. Это более инновационный путь, который обеспечит и энергетическую безопасность Украины и позволит системно подойти к решению вопроса энергоснабжения Украины.
Для модернизации, о которой Вы говорите, необходимы гигантские инвестиции, в частности для разработки собственных энергоресурсов и перевода функционирования мощнейших предприятий востока и юга страны на обеспечение углем. Откуда взять деньги на эти цели?
По заявлениям украинского правительства эта работа уже началась. Сократился импорт российского газа, начался перевод теплоэлектростанций с использования газа на каменный уголь. То есть работа в этом направлении уже ведется.
Также я хочу сказать, что стоимость модернизации украинской ГТС в разы меньше по сравнению с затратами Росси на создание «Северного» и «Южного потока».
Все же хочется понять, если Украина слезет с российской «газовой иглы», прекратив поставки в разы, что по словам экспертов запрещено действующими газовыми контрактами, то потребуются десятки и даже сотни миллионов гривен для компенсации потерь для химических и металлургических предприятий Украины. Готов ли бизнес взять на себя такую ответственность?
Это уже проблема украинского бизнеса, который паразитировал все годы независимости на дешевом газе, обеспечиваемом властью. Наиболее крупный бизнес даже способен самостоятельно обеспечивать себя прямыми поставками газа из России на свои химические предприятия, как это делает, например, РОСУКРЭНЕРГО.
Это не проблема украинского гражданина, это не проблема украинского общества, это проблема украинского крупного бизнеса. В целом, бизнес должен платить за то, что все эти годы он не вкладывал деньги в налаживание менее энергоемкого, более современного производства, как то – производство стали и химических продуктов, а только лишь зарабатывал баснословные прибыли, которые создавались низкой ценой на газ и высокой ценой на продаваемую продукцию. Я думаю, в этой ситуации украинский бизнес должен сам думать, каким образом обеспечить себя газом, одновременно обеспечив конкурентоспособность своей продукции. Это не должно быть проблемой государства и общества.
Борис Иванович, как вы думаете, какую роль играют крупные украинские бизнесмены, такие как Д.Фирташ, И.Коломойский, Р.Ахметов, А.Клюев в газовых переговорах Москвы и Киева. Определяют ли они повестку дня?
Я думаю, им не безразлично как идут эти переговоры, но, вместе с тем, правительственные делегации должны думать о государственном интересе, а не об интересе больших олигархов. Это должно быть их личной проблемой. Но если говорить о внешней ситуации, то миллиарды гривен украинских олигархов, которые они получают за относительно дешевый газ, оседают в оффшорах, на Кипре.
Украинский большой бизнес получил списание долгов областных энергетических кампаний в размере 24 млрд. гривен. В это же время цены на газ для населения растут и, фактически, украинское население, налогоплательщики расплачиваются за получаемый украинскими олигархами дешевый газ.
Возвращаясь к первоначальной теме о создании «консорциума», как Вы думаете, готовы ли США вмешаться в рассмотрение вопроса на правах участника переговоров?
Это исключено. Нет никаких правовых оснований для включения США в эти переговоры. Я знаю лишь один пример, когда Соединенные Штаты были участниками процесса трехсторонних переговоров, касающегося ядерного оружия, которое Украина унаследовала от бывшего Советского Союза. И в этом вопросе участие США помогло разблокировать прогресс переговоров в двухстороннем формате между Украиной и Россией.
В вопросе же энергетических поставок Соединенные Штаты вряд ли смогут быть участниками переговорного процесса. Конечно же, США являются глобальным игроком, стратегическим партнером Украины, но я не вижу сферы приложения усилий Соединенных Штатов в решении этих спорных вопросов.
Скажите, как повлиял отказ Януковича в содействии освобождению Тимошенко на позицию Европы по созданию газотранспортного консорциума?
На мой взгляд, нет никакой прямой связи между позицией Януковича относительно политически мотивированного процесса в отношении Юлии Тимошенко и возможным участием Украины в трехстороннем газотранспортном консорциуме с Евросоюзом.
ЕС заявляет, что если поступит предложение от Украины, то они готовы его рассмотреть.
Как Вы считаете, могут ли появиться официальные предложения с украинской стороны, исключающие участие России в создании консорциума?
Я не думаю, что исключение России из этого процесса в интересах Украины. В интересах Украины, чтобы ЕС и Россия были равно представлены в возможном «консорциуме». Но здесь необходимо сделать небольшое уточнение: со стороны Европейского союза не должны выступать те газотранспортные предприятия, которые фактически контролируются «Газпромом». Это не та схема, которая может интересовать Украину. Это должны быть надежные партнеры, которые не имеют никакого контроля со стороны «Газпрома». Именно такие предприятия должны интересовать Украину.
Но в данном случае озвучивается следующая пропорция: 34% акций за Украиной и по 33% Европейский Союз и Россия.
Это уже официальная позиция Министерства топлива и энергетики Украины?
Я сужу по публичным заявлениям и сообщениям в СМИ, я не присутствую на переговорах и потому не могу сказать, какую позицию озвучивает министерство Юрия Бойко.
Как Вы думаете, насколько вероятен новый газовый конфликт по образцу ситуации 2009 года?
Таких кризисов было два: в 2006 и 2009 гг. Я думаю, что отношение России к вопросам цены на газ, которая является самой высокой в Европе, это показатель истинного отношения российского руководства и российской политической элиты к Украине. За 20 лет независимости Украины оно никогда не было альтруистическим. Россия всегда старалась использовать в своих интересах заинтересованность Украины в получении газа.
При этом России часто удавалось «надувать» Украину. Так, например, было в середине 90-хх годов, когда российское руководство заставило признать корпоративные долги украинских предприятий за полученный газ из России в качестве государственного долга.
Это самый большой пример «надувательства» Россией Украины, за которое Украина до сих пор расплачивается путем ежегодного списания несуществующего долга в размере 97,5 млн. долларов, якобы, в качестве оплаты использования Россией базы Черноморского флота. Это глупость, которой мир еще не видел и которой Россия успешно пользуется.
Борис Иванович, с учетом того, что в газотранспортной системе Украины в равной мере заинтересованы Украина, «Газпром», европейские компании и государства-потребители, а также того, что Украина пока не имеет собственных средств на модернизацию ГТС, было бы справедливо сделать так, чтобы все стороны имели равные доли в управлении ГТС?
Насколько мне известно, украинская власть как раз и имеет в виду равное распределение долей акций, то есть по 33% России и Европейскому Союзу и 34% Украине.
Но в такой ситуации у Украины оказывается блокирующий пакет и, таким образом, она получает большие преимущества, чем две другие стороны.
Не существует другого пути обеспечения собственной энергетической безопасности, тем более что со стороны Европейского союза мы никогда не наблюдали использования энергетической политики в качестве орудия давления или шантажа. В то же время со стороны России подобная политика является превалирующей, поэтому Украина должна обезопасить свои интересы. И в данном случае неожиданностей мы можем ожидать только от России, а не от ЕС.
Вы говорите о защите государственных интересов, но, многие эксперты, журналисты и в целом политическое сообщество в Украине отмечает, что сейчас к власти в Вашей стране пришли не политики, которые ассоциируют себя со всей Украиной, а политики определенных территорий, представляющие определенные бизнес-кланы. Можно ли в этом плане сказать, что на газовых переговорах они защищают, прежде всего, свои интересы, а не интересы всей нации?
В данном случае интересы бизнес-группировок совпадают с государственными интересами, и поэтому я не вижу в этом большой проблемы. Пока защищаются интересы Украины как государства, не будет возникать никакого противоречия. Другое дело, что нынешняя власть печется об удовлетворении интересов большого бизнеса, это факт. И менее чем за год пребывания у власти, украинские олигархи удвоили и даже утроили свои капиталы.
Подготовил Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.