Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.03.2012 | Александр Ивахник
Общественное телевидение: слишком много вопросов
22 марта в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные проекту создания общественного телевидения (ОТ). В дискуссии приняли участие представители Министерства связи и массовых коммуникаций, президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, депутаты, члены Общественной палаты, журналисты.
Призывы к созданию независимого от государства и частных собственников общественного телеканала раздавались в обществе давно. Особенно настойчивыми они стали в период президентства Дмитрия Медведева, когда в общественно-политической жизни наступила заметная оттепель. Ничего не менялось только на телевидении, где на государственно-коммерческих федеральных каналах продолжалось засилье низкосортной развлекаловки, сериальной жвачки, криминальной чернухи и жесткой политической цензуры.
Однако резкий рост массовых гражданских протестов после выборов в Госдуму сдвинул с мертвой точки и ситуацию с перспективой появления независимого телеканала. В декабрьском послании Федеральному Собранию президент Медведев предложил рассмотреть вопрос о создании в России в ближайшее время общественного телевидения. По поручению президента, основные концепции ОТ разрабатывали две рабочие группы: одна была создана Советом при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (ее возглавил глава совета Михаил Федотов), а другая – на базе Минкомсвязи (ее куратором стал заместитель руководителя администрации президента Алексей Громов). Обе группы должны были представить свои предложения до 1 марта.
Концепции обеих рабочих групп в принципе исходят из того, что общественное телевидение должно работать без прямого участия государства, без рекламы и без абонентской платы. В вопросе о финансировании ОТ рабочая группа Федотова первоначально выдвигала идею обеспечивать его деятельность за счет обязательных отчислений в размере 3% от рекламы на других каналах, но потом от нее отказалась. Как объяснил Федотов, «наша цель заключается в том, чтобы увеличить число сторонников общественного телевидения, а идея обязательных отчислений средств от рекламы увеличивает число противников, причем весьма могущественных».
Все разработчики согласны в том, что сам запуск ОТ профинансирует государство за счет бюджетных субсидий. Но основным критерием для модели функционирования ОТ является обеспечение долгосрочной независимости от источников финансирования. Это предполагается сделать с помощью финансирования через эндаумент, или фонд целевого капитала, на доходы от которого и будет существовать ОТ. «Мы считаем, что эта модель работоспособная – она жертвователям не дает инструментов влияния на расходование средств и редакционную политику», – заявил «Коммерсанту» советник президента Михаил Абызов. Первые средства в целевой капитал могут вложить государственные институты развития или госкомпании. Размер частных пожертвований от одного лица, вероятно, будет ограничен. Чтобы запустить канал, по разным расчетам, нужно около 1 млрд. руб. В разработках группы Федотова говорится, что целевой капитал, на доходы с которого должно будет жить общественное телевидение, должен составлять около 30 млрд. рублей, чтобы обеспечить бюджет ОТ в 3 млрд. рублей в год. Михаил Федотов считает, что для целей финансирования может использоваться и социальное спонсорство, когда бизнес-структурам разрешат спонсировать выход отдельных программ.
В документе, содержащем рекомендации для участников слушаний, заявлено, что общественное телевидение должно управляться автономной некоммерческой организацией (АНО). Кроме того, в документе говорится, что независимость общественного вещания должна быть обеспечена за счет разделения административной деятельности и общественного контроля за редакционной политикой. Общественным контролем, по мнению авторов рекомендаций, должен заниматься специальный попечительский совет.
Однако в вопросе формирования попечительского совета в концепциях группы Федотова и группы Громова до сих пор сохраняются расхождения. Первая продолжает настаивать на идее формирования совета президентом на основе предложений Общественной палаты и Совета по правам человека. Вторая не отказалась от идеи квотного формирования попечительского совета, чтобы свои кандидатуры выдвигали Госдума, Совет Федерации, Общественная палата и президент, который в любом случае будет утверждать полный состав.
Согласно предложениям, написанным под руководством Федотова, члены совета не могут занимать государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, быть депутатами, судьями или иметь интересы в вещательных организациях. Попечительский совет будет контролировать программную политику ОТ, назначать гендиректора и главного редактора и формировать наблюдательный совет, который будет следить за расходованием средств, выделяемых на финансирование телеканала.
Первоначально шла дискуссия, как именно организовать вещание общественного телевидения – на базе уже действующего телеканала или полностью с нуля. Вскоре стало ясно, что в условиях дефицита частотного ресурса обеспечить частотами аналогового вещания новый телеканал практически невозможно, единственной возможностью является размещение общественного канала на метровой частоте одного из ныне действующих эфирных телеканалов. Это положение содержится и в рекомендациях для участников парламентских слушаний. Однако до сих пор нет ясности, какой именно государственный канал будет выбран для базирования ОТ. Обсуждаются варианты с Первым каналом, ТВЦ, «Россией-2» и каналом «Звезда».
На парламентских слушаниях Михаил Федотов остановился на приоритетах программной политики общественного телевидения. По его словам, ОТ должно отличать высокое качество программ, ориентированность на социально активных зрителей, стремящихся к саморазвитию, а также независимость и политическая нейтральность, рефлексивность, моделирование будущего, особенно для юношеских программ. Также Федотов отметил преимущественное использование прямого эфира, приоритет дискуссионных форматов. В рекомендациях слушаний говорится, что в противовес преобладающему на современном телевидении развлекательному контенту программная политика ОТ должна представлять совокупность таких типов вещания как информационное, информационно-аналитическое, общественно-политическое, культурно-просветительское и образовательное.
Большинство участников слушаний идею создания общественного телевидения безоговорочно поддержало. Однако в их выступлениях содержалось мало конкретных замечаний по представленным концепциям. Создавалось впечатление, что многие вообще не слишком четко понимают смысл общественного телевидения. В этой связи телеведущий Владимир Познер заявил с трибуны: «Люди здесь вообще не знают, что это такое. Эти выступления меня смущают. Государственная дума, Общественная палата... Как они будут делать общественное телевидение, если они не знают, что это?».
Ряд участников слушаний призвали для начала навести порядок с существующими федеральными телеканалами и повысить качество их работы, а уже потом тратить деньги на создание нового телевидения. Так, глава думского комитета по культуре Станислав Говорухин вообще заявил, что идея общественного телевидения «ненужная». «Я много поездил по стране, и никто ни разу не говорил: “Дайте нам общественное телевидение, дайте нам какой-то канал”. Все говорили одно. Вставала женщина, как правило, и говорила: “До каких пор телевидение будет калечить души наших детей?” Допустим, создали общественное телевидение, но остальные каналы еще больше распоясались», – объяснил Говорухин. «Затевается дорогостоящее огромное дело, но, мне кажется, надо сначала навести порядок на остальных каналах. Государева воля – ничего больше не надо, надо один раз пристукнуть кулаком», – выразил он свою позицию.
С другой стороны, пожалуй, самый авторитетный деятель российского ТВ Владимир Познер заявил на слушаниях: «Вы ругаете это ужасное телевидение, которое есть, оно принадлежит государству. Может, лучше стоит подумать, как сделать так, чтобы это ужасное телевидение ушло в прошлое? Все знают про цензуру, про людей, которых не допускают на экраны, при этом при участии государства вы хотите создавать новое свободное телевидение. Как это понимать?». Позже Познер сообщил агентству «Росбалт», что в целом настроен в отношении проекта ОТ достаточно скептически. По его выражению, общественное телевидение предполагает «совсем другую политику по сравнению с тем, что у нас есть». Также он опасается, что проект создания ОТ «может превратиться в имитацию».
А декан факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Анна Качкаева выразила сожаление, что широкого обсуждения этой инициативы в обществе так и не было проведено. «Нельзя за два месяца до ухода выступать с такими инициативами, это надо было делать раньше, – заявила на слушаниях Качкаева. – Вообще жаль, что работа по созданию общественного телевидения построена так, что решать все в последний момент будет лично президент. Во всем мире, кроме разве что Туркмении, Белоруссии и России, общественное вещание регулируется специальным законом, у нас же это будет президентский указ».
Тем не менее, по окончании слушаний источник в Кремле заявил журналистам, что критические высказывания отдельных участников не повлияют на процесс принятия решений. В тот же день вечером Дмитрий Медведев сообщил, что указ о первоочередных мерах по созданию общественного телевидения практически подготовлен и 23 марта будет представлен ему для рассмотрения и подписания. Ожидается, что указ будет подписан в апреле, а общественный телеканал может появиться уже в этом году.
Вот только у общества остается по этому поводу слишком много вопросов. И главный из них: насколько новый телеканал действительно будет общественным?
Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.